Налоговая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществ

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

     Актуальность  данной работы обусловлена тем, что со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общественных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Налоги, как один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны; это необходимое звено экономических отношений в обществе.

     Налоговая система возникает и развивается вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги  – основная форма доходов государства.

     Помимо  этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Необходимость налогов обусловлена тем, что  государству, для выполнения своих  функций по удовлетворению коллективных потребностей, требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики.

     Целью данной работы является исследование налоговой системы Республики Беларусь, принципов ее построения, видов налогов  и сборов, действующих на территории Республики Беларусь; анализ налоговой  нагрузки на экономику и структуры налогов, формирующих доходную часть бюджета; выявление недостатков белорусской налоговой системы и основные направления ее реформирования.

     Поставленная  цель реализуется посредством решения  ряда задач:

  • анализ состава и структуры налогов, уплачиваемых предприятием;
  • анализ образования налогов и расчетов по налогам с бюджетом;
  • выявление наиболее актуальных проблем и перспектив развития современной налоговой системы Республики Беларусь и разработка предложений по более эффективному налоговому регулированию национальной экономики;
  • выявление основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

     Для решения вышеуказанных задач  автор будет использовать следующие  источники.

     Во-первых – это различные нормативно-правовые акты, которые наиболее существенно регулируют данную область экономических отношений.

     Во-вторых – это данные, опубликованные на официальных сайтах министерств и ведомств.

     В-третьих  – это учебники и учебные пособия  различных авторов, материалы периодических изданий, а также литература учебного комплекса БГЭУ.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
 
 
     
    1. Понятие и сущность налоговой  системы
 

     Под налоговой системой государства  понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его  территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

     Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства  является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

     - налоги должны оказывать влияние  на принятие экономических решений;

     - налоговая структура должна содействовать  проведению политики стабилизации  и развития экономики страны;

     - налоговая система не должна  допускать произвольного толкования и должна быть принята большей частью общества;

     - административные расходы по  управлению налогами и соблюдению  налогового законодательства должны  быть минимальными.

     Налоговая система – это единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.

     Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными  из которых являются:

  1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
  2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иные взносы и платежи.
  3. Налогообложение основывается на признании всеобщности и равенства.
  4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности страны, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.
  5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством. [15 ,c.24]

     Экономическая и юридическая науки выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

  • порядок установления и ввода в действие налогов;
  • виды налогов или систему налогов; классификацию налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
  • налоговые органы;
  • права и обязанности налогоплательщиков;
  • права и обязанности налоговых органов;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • защиту прав и интересов налогоплательщиков;
  • налоговое законодательство.

     Принципиальным  в налоговой системе является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, то есть приспособляемость к изменяющимся условиям.

     Не  меньшее значение имеет и то, куда и как расходует государство налоговые поступления – раз уж государство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняя свои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению к обществу в целом и к тем в отдельности, кто своим трудом создает общественное богатство (материальное и нематериальное).

     Совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др. образуют налоговый механизм государства.

     Инструментами налогового механизма или элементами налоговой системы выступают:

  • субъект налога;
  • предмет и объект налогообложения;
  • база налогообложения;
  • источники выплаты налоговых платежей;
  • ставка налога;
  • налоговые льготы;
  • налоговый и отчетный периоды;
  • санкции;
  • порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию [20, с. 38].

     Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение  четких критериев каждого из перечисленных  элементов, позволяющее толковать  их однозначно в любой ситуации.

     С точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, национальная налоговая система в каждом государстве индивидуальна – каждое государство имеет свою систему налогов, или перечень законодательно установленных налогов. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации. (Республика Беларусь перешла на международные стандарты в области бюджетной классификации в 1998 году.)

     Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса. 
 

     1.2. Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь, их права и обязанности 

     Содержание  налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.

     Субъектный состав участников налоговых отношений – тот круг лиц, которому адресованы к руководству и исполнению Налоговый кодекс Республики Беларусь и акты налогового законодательства.

     Участниками налоговых отношений, являются:

     организации и физические лица, признаваемые в  соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь плательщиками;

     организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговыми агентами;

     Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь (далее  – налоговые органы);

     Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (далее – таможенные органы);

     республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

     Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (далее –  органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и другим законодательством.

     Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

     Под организациями понимаются:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
  • хозяйственные группы.

     Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь