Налоги с населения как источник дохода местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе Республики Казахстан.

Задачи данной работы:

Раскрыть основы налогов и налоговой системы;
Проанализировать Налоговую систему в РК;
Рассчитать ставку налогов на землю и на транспортные средства;
Определить ответственность за невыполнение налоговых обязательств.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы налогов и налоговой системы.

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства.

2.1. Правовое значение объекта налогообложения.

1.3. Принципы построения налоговой системы. Способы взимания

налогов.

Глава 2. Налоговая система Республики Казахстан. Современный аспект.

2.1. Структура налогообложения Республики Казахстан. Налоги в

Республике Казахстан.

2.2. Нововведение в Налоговом Кодексе.

2.3. Налоги, сборы и другие обязательные платежи в местные бюджеты.

Глава 3. Проблемы становления и развития налоговой системы в Республике

Казахстан.

3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической

ответственности.

3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых

обязательств.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.docx

— 94.52 Кб (Скачать)

      Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в  условиях рынка.

      Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить  энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных  предприятий. (1. стр.225)

    1. Правовое значение объекта налогообложения

      Налоги  являются обязательными платежами  (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

      Основным  условием, порождающим для конкретного  лица обязанность платить тот  или иной предусмотренный законом  налог, является наличие объекта  налогообложения. Это – главный  юридический факт, порождающий налоговую  обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), в  то же время физические лица и организации  не создают их специально, для возникновения  налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой  обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к  максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного  изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются  налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается  в том, что он порождает налоговые  правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для  взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным  для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость  учета объектов налогообложения, отражения  их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым  агентом, либо налоговым органом.

      Но  объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В  этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь  выражает один из существенных признаков  налогов (или принципов налогообложения).(2. сайт) 

    1.  Принципы построения налоговой системы

     На  протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал  и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую  золотые яйца”, т.е. как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и  немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

     Для того, чтобы глубоко вникнуть в  суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе  налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех  положений, ставшими классическими  принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

     4.      Каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.

     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в  них самих, они стали “ аксиомами  ” налоговой политики.

     Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени.

     Современные принципы налогообложения таковы:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвенно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.(2. сайт) 
                                     Способы взимания  налогов

      Налоги могут  взиматься следующими способами:

    1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

       2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

      3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

        4. На основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы. (1.стр.226) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Налоговая система  Республики Казахстан. Современный       

                аспект.

           2.1. Структура налогообложения  Республики Казахстан.

     Указ Президента РК, имеющий силу Закона  "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" определяет  общие принципы построения налоговой системы в Казахстане,  налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

   Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РК, которая входит в систему центральных органов  государственного управления Казахстана, подчиняется Президенту и Правительству  РК и возглавляется руководителем  в ранге министра.

   Главной задачей Государственной налоговой  службы РК является контроль за соблюдением  законодательства о налогах, правильностью  их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты  государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

        1. Налоговое  законодательство  Республики  Казахстан  состоит  из настоящего Указа, который  устанавливает обязательные платежи  налогового  характера  (далее  - налоги) в республиканский и  местные бюджеты и регулирует  налоговые отношения в Республике  Казахстан , за  исключением вопросов  таможенных платежей,  регулируемых  таможенным законодательством Республики  Казахстан,  а также обязательных  взносов и отчислений в Фонд  государственного социального страхования,  Фонд содействия занятости,  Фонд  обязательного медицинского  страхования,  Государственный центр  по  выплате  пенсий,  накопительные  пенсионные фонды,  Дорожный  фонд, актов Президента Республики  Казахстан и Правительства Республики  Казахстан,  а также актов Государственного  налогового комитета, согласованных  с Министерством финансов.

        2. Законодательные и иные акты, противоречащие положениям настоящего  Указа, не имеют юридической  силы. Запрещается включение в  неналоговое законодательство вопросов,  связанных с налогообложением. Нормативные  правовые акты, касающиеся налогообложения,  подлежат официальному опубликованию.

        3. Если международным  договором,  участником  которого  является  Республика Казахстан, установлены  иные правила, чем те, которые  содержатся в налоговом законодательстве Республики  Казахстан,  применяются правила указанного договора.  Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан,  к налоговым отношениям применяются непосредственно,  кроме случаев, когда из международного договора следует,  что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта.(3. Закон) 

               Налоги в Республике Казахстан

        1. В  Республике  Казахстан  действуют общегосударственные  налоги, которые являются регулирующими   источниками  государственного  бюджета Республики  Казахстан,  суммы отчислений по ним поступают  в доходы соответствующих бюджетов  в порядке,  определенном в  Законе Республики  Казахстан  о республиканском бюджете на  очередной год, и местные налоги  и сборы, являющиеся доходными  источниками местных бюджетов.

         2. Налоги,  действующие на территории  Республики Казахстан, подразделяются  на прямые и косвенные. К  косвенным налогам относятся  налог на  добавленную  стоимость  и акцизы.  Другие налоги относятся  к прямым налогам.

        3. Налоги исчисляются и уплачиваются  в тенге, за исключением случаев,  когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями   контрактов на недропользование,  заключенных Компетентным органом,  уполномоченным Правительством  Республики Казахстан, предусмотрена  натуральная форма уплаты, а также,  когда уплата налогов осуществляется  в иностранной валюте в   соответствии  с  таможенным  законодательством Республики Казахстан.

        4. Освобождение от какого-либо  налога  или  уменьшение  налоговой  ставки, предусмотренной настоящим  Указом, может производиться в  порядке внесения изменений и  дополнений в настоящий Указ,  а также на основании  контракта,  заключенного с Государственным  комитетом Республики Казахстан  по инвестициям в соответствии  с настоящим Указом  и  Законом  Республики  Казахстан "О государственной  поддержке прямых инвестиций".

Информация о работе Налоги с населения как источник дохода местных бюджетов