Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Введение 3-4
1. Экономическая сущность налогов и их функции 5-14
1.1. Определение и сущность налогов 5-8
1.2. Функции налогов 8-11
1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая система в рыночной экономике 15-24
2.1. Понятие налоговой системы 15-18
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой 21-24
3. Налоговая система Российской Федерации 25-37
3.1. Структура налоговой системы 25-27
3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы 34-37
Заключение 38-39
Список литературы 40-41
Рецензия 42-43
Налоговая ставка устанавливается в размере 24% (6,5% зачисляется в федеральный бюджет; 17,5% - в бюджеты субъектов РФ, эта ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%), за исключением некоторых случаев, определенных статьей 284 Налогового кодекса РФ.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Порядок исчисления налога – налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сроки и порядок уплаты налога – ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.
В таблице 3.3 представлены налоговые доходы бюджета Ростовской области.
Таблица 3.3
Налоговые доходы областного бюджета Ростовской области на 2007 год
Наименование дохода | Сумма, тыс. руб. | Процент к общей сумме доходов, % | Процент к сумме налоговых доходов, % |
Всего доходов | 53 612 348,7 | - | - |
Налоговые доходы | 33 429 113,2 | 62,35 | - |
Налог на прибыль организаций | 10 674 292,5 | 19,91 | 31,93 |
Налог на доходы физических лиц | 11 344 413,5 | 21,16 | 33,94 |
Акцизы | 4 067 968,0 | 7,59 | 12,17 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 1 561 109,3 | 2,91 | 4,67 |
Единый сельскохозяйственный налог | 25 669,7 | 0,05 | 0,08 |
Налог на имущество организаций | 3 822 817,2 | 7,13 | 11,44 |
Транспортный налог | 816 600,5 | 1,52 | 2,44 |
Налог на игорный бизнес | 696 777,9 | 1,30 | 2,08 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 198 266,4 | 0,37 | 0,59 |
Из таблицы видно, что 62% всех доходов бюджета Ростовской области составляют налоговые доходы, основная доля которых основана на налоге на доходы физических лиц (34% всех налоговых доходов), налоге на прибыль организаций (соответственно – 32%), акцизах (соответственно – 12%) и налоге на имущество организаций (соответственно – 11%).
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13% в отношении всех доходов, за исключением: 35% – стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг; страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, за исключением доходов в виде материальной выгоды; 30% - всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; 9% - доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов; доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
Порядок исчисления налога – сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога определяется в полных рублях.
Порядок
и сроки уплаты налога – налоговая декларация
представляется не позднее 30 апреля года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога, доначисленного по налоговым
декларациям, производится не позднее
чем через 15 календарных дней с момента
подачи такой декларации.
3.3.
Проблемы налогообложения
в Российской Федерации
и пути совершенствования
налоговой системы
Главное - не в сложности налогообложения. Необходимо иметь такое налогообложение, которое способствовало бы повышению эффективности производства, было бы достаточно просто, обеспечивало бы поступление в бюджеты разных уровней определенных финансовых средств. Важно, чтобы система налогов приводила к экономии ресурсов, эффективному использованию инвестиций. В основе такой системы должен быть следующий принцип - при увеличении эффективности производства (увеличению прибыли, рентабельности продаж и активов и др.) налоговая нагрузка (отношение общей суммы налоговых отчислений ко всей добавленной стоимости, объему реализации - нет пока общепризнанного показателя) должна относительно уменьшаться. Предприятия в этом случае будут стремиться попасть в область наименьшего налогообложения. В настоящее время такая попытка сделана. В рамках единого социального налога (далее — ЕСН) при достижении определенного уровня оплаты труда уменьшается ставка налогообложения. Уменьшение ставок НДС, ЕСН, налога на прибыли (в таком направлении работает Министерство финансов РФ) действительно уменьшает налоговый пресс, но не изменяет тип кривой роста налогов — по-прежнему темпы роста налоговых отчислений будут расти с увеличением объемов продаж и эффективности производства, по-прежнему на предприятиях не будет средств в необходимых объемах для инвестиций.
В
целом совершенствование
Существуют противоречия в так называемых принципах налоговой системы10. Во-первых, налогообложение должно быть равномерным. Этот принцип подразумевает, чтобы граждане государства принимали материальное участие в поддержании правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения.
Однако чем можно объяснить, что в январе 1996 г. принимается решение о существенном смягчении подоходного налога с физических лиц, причем задним числом за предыдущий год. Тот же подоходный налог, но уже на 1997 г., с сентября 1996 г. по январь 1997 г. прошел аж три законодательные стадии: ужесточение, отмену принятых мер, вновь ужесточение, но в меньшей степени. В 1999 г. он вновь несколько смягчен, но это смягчение не покрыло потерь населения от всплеска инфляции после августа предыдущего года. В 2002 г. отменили шкалу прогрессии этого налога, что вообще противоречит всем правилам налогообложения.
Во-вторых, налогообложение должно быть всеобщим и равным. Это предполагает, что при расчете налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Однако на практике этот принцип совершенно не соблюдается.
В этом можно убедиться, посчитав суммарную налоговую нагрузку, возложенную на налогоплательщиков. Мыслимо ли уплачивать такое количество налогов любому из предпринимателей? Конечно же нет, но тогда какой смысл сохранять такую систему? С точки зрения логики и с позиций экономической эффективности действие налоговой системы, правила уплаты налогов в которой никто не соблюдает, - полный абсурд. Однако такое положение дел несомненно выгодно бюрократии, и эта выгода заключается в потенциальной возможности привлечь к административно-уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства тех, кто представляет собой угрозу ущемления интересов правящего класса. Не заинтересована бюрократия и в развитии в нашей стране разветвленной сети малого бизнеса, который способен выбить у нее почву из-под ног.
В-третьих, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип предполагает наличие у плательщиков налоговой ответственности. Однако изначально необходимо максимально упростить порядок исчисления налогооблагаемой базы по различного вида налогам, ослабить налоговое бремя и до оптимального размера сократить количество взимаемых налогов, а уж тогда и усиливать налоговую ответственность за нарушение налогового законодательства в зависимости от степени вины. В противном случае любое нарушение либо небольшая неточность в части ответственности окажется непомерным и разорительным бременем для налогоплательщика, приведет его к приостановлению деятельности или банкротству, к снижению экономической активности субъектов в целом.
Налоговой системе нужна целостная концепция. В частности, на уровне законодательной власти должны четко сформулировать цель экономического развития страны, а уже затем для ее реализации определять необходимый набор инструментов, одним из которых являются налоги. Например, если будет поставлена задача развивать реальный сектор на базе науки и высоких технологий, то из Налогового кодекса РФ потребуется изъять главу о прибыли предприятия, потому что ее нормы препятствуют решению этой важной экономической задачи.
Дело в том, что 25 Глава Налогового кодекса РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом.
Этот парадокс объясняется тем, что в России можно на пальцах посчитать специалистов, которые проводят налоговую реформу и от которых фактически зависит успех или неудача 3,5 млн. хозяйствующих субъектов и 60 млн. физических лиц. Очевидно, что многомиллионная страна не может зависеть от нескольких человек11.
К
сожалению, разговоры об отсутствии
концепции и путях совершенствования
налоговой системы идут разрозненно и
не доходят до высших коридоров власти.
Поэтому бизнес-сообществу нужно проявить
инициативу и подготовить свои предложения
на этот счет. Это будет импульс, который
положит начало общероссийской дискуссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Двигаясь
к стабильному рыночному
Без
совершенствования налоговой
Налогам
действительно принадлежит
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике