Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Содержание

Введение 3-4
1. Экономическая сущность налогов и их функции 5-14
1.1. Определение и сущность налогов 5-8
1.2. Функции налогов 8-11
1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая система в рыночной экономике 15-24
2.1. Понятие налоговой системы 15-18
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой 21-24
3. Налоговая система Российской Федерации 25-37
3.1. Структура налоговой системы 25-27
3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы 34-37
Заключение 38-39
Список литературы 40-41
Рецензия 42-43

Работа содержит 1 файл

налоги и налоговая система.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Под способами управления налоговыми отношениями  следует понимать сложившиеся в  данном государстве порядок и  условия введения и отмены налогов, изменения условий обложения, разграничения властных полномочий и инициатив в налоговой сфере. Особый характер организации налоговых отношений, отражаемый в законодательных актах, связан с уникальностью налоговой системы конкретного государства, которая является продуктом особых условий формирования общественных отношений и национального хозяйства. На развитие налоговой системы оказывают влияние как национальные исторические, политические и экономические традиции, так и мировые.

     В современных определениях налоговой системы, приводимых в научной литературе, находят отражение два основных методологических подхода. Первый из них можно условно определить как правовой, поскольку в его основе лежит формулировка, установленная Законом «Об основах налоговой системы в РФ». Однако трактовка налоговой системы как совокупности налогов не раскрывает сущности системного подхода к определению такого сложного организационно-экономического явления, как налоговая система, не обеспечивает понимания ее роли и значения в регулировании экономических и социальных процессов. Любой системе свойственно развитие, требующее наличия элемента управляющего воздействия посредством прямых и обратных связей между субъектом и объектом. С целью приближения определения налоговой системы к классическому пониманию проявлении системности (взаимосвязанности элементов, целостности и единства, поступательного развития и непрерывности совершенствования) ряд ученых включает в налоговую систему такие элементы,  как  налоговые администрации, налоговое законодательство, налоговый контроль,  налоговое  производство  и др. Анализ  примеров «правового» и «системного» определений налоговой системы свидетельствует о том, что если в первом случае суть данного явления отражена недостаточно, то во втором случае налицо ошибка слишком широкого определения. В финансовой науке классический системный подход не нашел своей реализации в виде связанных субъекта и объекта, поскольку финансовые отношения сами по себе представляются в виде прямых и обратных связей между экономическим базисом и надстроечными институтами. 

2.2. Сущность и основные  принципы налогообложения 

     Налоговой системе принадлежит важная роль в реализации положений экономической  и социальной политики государства. Основные задачи, решаемые посредством  налоговой системы, сводятся к следующим:

  • обеспечение роста и укрепления доходов бюджетов всех уровней;
  • стимулирование экономической активности;
  • регулирование доходов отдельных категории плательщиков;
  • предупреждение и ликвидация кризисных ситуации.

     Основой для качественного улучшения налоговой системы являются экономические, политические и правовые предпосылки. Вместе с тем эффективность налоговой системы не может быть достигнута, если не учитываются научно обоснованные принципы ее построения. Большинство принципов, которые должны лежать в основе налоговой системы России, законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ.

     Уместно сказать, что отдельные авторы (Г.В. Петрова, И.И. Кучеров, В.А. Мальцев) относят к элементам налоговой системы принципы налогообложения, с чем трудно согласиться5. Представляется, что элементы налоговой системы имеют предметный характер, конкретны и в определенной степени материальны. Принципы налогообложения — это основополагающие и руководящие идеи, которые осмысливаются и обосновываются учеными-финансистами и юристами в процессе исторического формирования налоговой системы. Принципы относятся не к налоговой системе непосредственно, а к социальной среде, питающей и поддерживающей эту систему, способствующей одновременно как ее устойчивости, так и динамике. Можно полагать, что социальная среда, в которой функционирует налоговая система, складывается из трех частей: экономической, юридической и научной.

     Экономическая среда определяется уровнем доходов  населения, зажиточностью или бедностью основной массы народа, экономическим строем страны. Юридическая среда определяется развитым гражданским и финансовым законодательством, правосознанием граждан, налоговой культурой населения. Научная среда определяется сформулированными учеными-экономистами, финансистами и юристами принципами налогообложения, которые, пройдя апробацию временем, превратились в экономические и политико-правовые аксиомы. В принципах налогообложения воплощается справедливый подход государства к своим гражданам, синтезируется мировой опыт развития налогового права и формирования налоговых систем. Вместе с тем принципы налогообложения в свою очередь оказывают воздействие на развитие и совершенствование налоговой системы каждой страны.

     К основным принципам налогообложения можно отнести:

  1. принцип законности - налоги и сборы должны вводиться и взиматься только на основании закона, с соблюдением установленной процедуры, при этом законом необходимо определять права и обязанности участников налоговых отношений, возможности и основания получения налоговых льгот, право на защиту законных интересов налогоплательщика и другие существенные условия обложения;
  2. принцип единства - единство налоговой системы означает, прежде всего, четкое определение условий функционирования налогов и сборов в границах экономического пространства государства; соблюдение данного принципа предполагает запрет на ограничения или препятствия в законной экономической деятельности плательщика, поскольку ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории страны любых препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг, также физических лиц и капиталов;
  3. принцип множественности налогов - комбинирование разных форм налогов в налоговой системе обеспечивает возможность системной реализации присущих им функций, кроме того, множественность налогов позволяет  сократить объективные риски нестабильности доходных поступлений и уклонения от уплаты налогов;
  4. принцип  разделения  налогов по уровням государственного управления - это требование к организации налоговой системы позволяет обеспечить условия для формирования собственной доходной базы бюджетов всех уровней;
  5. принцип однократности обложения - однократность обложения предполагает запрет на использование одного объекта обложения для взимания более чем одного налога за один налоговый период (данный принцип законодательно закреплен в ст. 38 Налогового кодекса РФ);
  6. принцип недопущения налоговой дискриминации – налоговая дискриминация – это ущемление законных прав плательщика по неэкономическим мотивам (к исчислению и уплате налогов должны предъявляться одинаковые требования, независимо от источника - происхождения капитала, - формы собственности, социальных признаков плательщика - расовых, национальных, конфессиональных и др., - единственное исключение, которое допускается законом в данном случае, касается только таможенных пошлин, величина которых может устанавливаться по политическим основаниям — режим наибольшего и наименьшего благоприятствования в торговле);
  7. принцип пластичности (подвижности) - налоговая система должна обладать способностью гибко реагировать (самонастраиваться) на изменение экономической ситуации;
  8. принцип стабильности - налоговая система не должна измениться в течение календарного (бюджетного) года либо как минимум налогового периода (тактические изменения налоговой политики должны основываться на стратегических положениях, быть предсказуемыми и экономически обоснованными, резкие изменения налоговых законов, придание налоговым законам обратной силы – изменение законов «задним числом» - недопустимы: такие действия подрывают авторитет государства, что, в спою очередь, провоцирует уклонение от уплаты налогов).

     Так, справедливая налоговая система  не может не учитывать, что крупные промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса являются плательщиками с различными возможностями, и их нельзя уравнивать в вопросе по уплате налога на прибыль и НДС. Другой важный принцип — принцип всеобщности налогообложения закреплен ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги. Налоговая система, учитывающая данный принцип, исключает всякие привилегии, как имущественные, так и личные. Освобождение отдельных граждан от некоторых прямых налогов (например, пенсионеров от налога на недвижимость) не является нарушением принципа всеобщности налогообложения, так как государством принимается во внимание их возраст, инвалидность, семейное положение, а также тот факт, что они наравне с другими уплачивают косвенные налоги. 

2.3. Характеристика налогообложения  стран с развитой рыночной экономикой 

     Рассмотрим  основные показатели системы налогообложения  в странах с развитой рыночной экономикой.

     Первый  общий показатель, характеризующий  роль налогов в экономике для  всех налоговых поступлений на федеральный  уровень в Валовый 
национальный Продукт (ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной 
величины в странах с развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. она составила6:

  • в США – 30%;
  • в Японии – 26-31%;
  • в Германии – 38%;
  • во Франции – 42-45%;
  • в Австралии – 30%;
  • в Швеции – 50-60%;
  • в Англии – 37-38%;
  • в Италии – 33-41%;
  • в Канаде – 33-37%.

     Основная  часть налогов – это налоги федерального уровня.

     Второй  общий показатель систем налогообложения  – сходство основных налогов. Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов:

  1. На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога: индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на имущество.
  2. На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых налога:
  • налог на прибыль;
  • налог на собственность.

     Ещё  один  важнейший  обобщающий показатель систем налогообложения – распределение  налоговых поступлений по различным  бюджетным уровням. Обычно, в бюджетных  системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных государствах - центральный) бюджет.

     Подходы к распределению налогов между  отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе  подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения    по    социальному    страхованию    (34%),    налога    на    прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - 4%, таможенные пошлины 5%).

     Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счёт косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов – местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

     Много негативных черт присуще и другому  обобщающему показателю –распределению налогов по различным бюджетным  уровням. Налоговые поступления  в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).

     На практике это распределение стало объектом острой борьбы. Отсюда, в частности стремление ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, попытки вырвать льготы для одних субъектов федерации за счёт других, неудовлетворительное покрытие социальных и иных нужд многих субъектов федерации при распределении центром налоговых поступлений (с этим связаны отказы или задержки в перечислении средств в федеральный бюджет и. наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчислениям на уровень субъектов федерации). Эти противоречия, усиленные всё возрастающим сокращением федерального бюджета, заметно дестабилизируют весь федеральный процесс.

     Сопоставить и качественно и количественно  системы налогообложения России и стран с развитой рыночной экономикой позволяют данные по конкретным налогам.

     Анализ  роли основных налогов в общих  налоговых поступлениях развитых стран  свидетельствует о следующем:

  • фискальная   роль   налога   на   прибыль   в   целом   незначительна. 
    Единственное исключение - Япония, где налоги на прибыль составляют 
    около 1/5 всех налоговых поступлений. Активная промышленная политика 
    государства   нейтрализует  там   отрицательное   влияние   налогообложения 
    прибыли;
  • главная роль в налоговых поступлениях принадлежит индивидуальному подоходному налогу, что стало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения в послевоенный период;
  • в большинстве стран велика роль косвенных налогов на потребление, 
    прежде всего НДС - от 15 до 50% всех налоговых поступлений; 7-12% 
    составляет родственный косвенный налог - акцизы.

     Другими словами, от 20 до50% всех налоговых поступлений  в большинстве развитых стран  дают НДС и акцизы. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения  заметно ниже. В этих странах существует устойчивое негативное отношение общества к косвенным налогам из-за инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости (обложение этими налогами не зависит ни от размера доходов, ни от имущества плательщиков).

     От  20 до 40% налоговых поступлений приносят отчисления на социальное страхование; налоги на имущество в различных странах колеблются от 3-4 до примерно 10%, при этом чем выше данный показатель, тем больше доля в нём поимущественного налога физических лиц.

     Современное налогообложение в РФ в сравнении с опытом стран развитой рыночной экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно. Налоговые системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально-экономического кризиса. 
 

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

3.1. Структура налоговой  системы 

     Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. Различают двухуровневую налоговую систему унитарного государства, которая включает в себя государственные и муниципальные налоги, а также трехуровневую систему федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Трехуровневая налоговая система функционирует в России. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике