Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Введение 3-4
1. Экономическая сущность налогов и их функции 5-14
1.1. Определение и сущность налогов 5-8
1.2. Функции налогов 8-11
1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая система в рыночной экономике 15-24
2.1. Понятие налоговой системы 15-18
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой 21-24
3. Налоговая система Российской Федерации 25-37
3.1. Структура налоговой системы 25-27
3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы 34-37
Заключение 38-39
Список литературы 40-41
Рецензия 42-43
Под способами управления налоговыми отношениями следует понимать сложившиеся в данном государстве порядок и условия введения и отмены налогов, изменения условий обложения, разграничения властных полномочий и инициатив в налоговой сфере. Особый характер организации налоговых отношений, отражаемый в законодательных актах, связан с уникальностью налоговой системы конкретного государства, которая является продуктом особых условий формирования общественных отношений и национального хозяйства. На развитие налоговой системы оказывают влияние как национальные исторические, политические и экономические традиции, так и мировые.
В
современных определениях налоговой
системы, приводимых в научной литературе,
находят отражение два основных методологических
подхода. Первый из них можно условно определить
как правовой, поскольку в его основе лежит
формулировка, установленная Законом
«Об основах налоговой системы в РФ». Однако
трактовка налоговой системы как совокупности
налогов не раскрывает сущности системного
подхода к определению такого сложного
организационно-экономического явления,
как налоговая система, не обеспечивает
понимания ее роли и значения в регулировании
экономических и социальных процессов.
Любой системе свойственно развитие, требующее
наличия элемента управляющего воздействия
посредством прямых и обратных связей
между субъектом и объектом. С целью приближения
определения налоговой системы к классическому
пониманию проявлении системности (взаимосвязанности
элементов, целостности и единства, поступательного
развития и непрерывности совершенствования)
ряд ученых включает в налоговую систему
такие элементы, как налоговые администрации,
налоговое законодательство, налоговый
контроль, налоговое производство
и др. Анализ примеров «правового»
и «системного» определений налоговой
системы свидетельствует о том, что если
в первом случае суть данного явления
отражена недостаточно, то во втором случае
налицо ошибка слишком широкого определения.
В финансовой науке классический системный
подход не нашел своей реализации в виде
связанных субъекта и объекта, поскольку
финансовые отношения сами по себе представляются
в виде прямых и обратных связей между
экономическим базисом и надстроечными
институтами.
2.2.
Сущность и основные
принципы налогообложения
Налоговой системе принадлежит важная роль в реализации положений экономической и социальной политики государства. Основные задачи, решаемые посредством налоговой системы, сводятся к следующим:
Основой для качественного улучшения налоговой системы являются экономические, политические и правовые предпосылки. Вместе с тем эффективность налоговой системы не может быть достигнута, если не учитываются научно обоснованные принципы ее построения. Большинство принципов, которые должны лежать в основе налоговой системы России, законодательно закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Уместно сказать, что отдельные авторы (Г.В. Петрова, И.И. Кучеров, В.А. Мальцев) относят к элементам налоговой системы принципы налогообложения, с чем трудно согласиться5. Представляется, что элементы налоговой системы имеют предметный характер, конкретны и в определенной степени материальны. Принципы налогообложения — это основополагающие и руководящие идеи, которые осмысливаются и обосновываются учеными-финансистами и юристами в процессе исторического формирования налоговой системы. Принципы относятся не к налоговой системе непосредственно, а к социальной среде, питающей и поддерживающей эту систему, способствующей одновременно как ее устойчивости, так и динамике. Можно полагать, что социальная среда, в которой функционирует налоговая система, складывается из трех частей: экономической, юридической и научной.
Экономическая среда определяется уровнем доходов населения, зажиточностью или бедностью основной массы народа, экономическим строем страны. Юридическая среда определяется развитым гражданским и финансовым законодательством, правосознанием граждан, налоговой культурой населения. Научная среда определяется сформулированными учеными-экономистами, финансистами и юристами принципами налогообложения, которые, пройдя апробацию временем, превратились в экономические и политико-правовые аксиомы. В принципах налогообложения воплощается справедливый подход государства к своим гражданам, синтезируется мировой опыт развития налогового права и формирования налоговых систем. Вместе с тем принципы налогообложения в свою очередь оказывают воздействие на развитие и совершенствование налоговой системы каждой страны.
К основным принципам налогообложения можно отнести:
Так,
справедливая налоговая система
не может не учитывать, что крупные промышленные
предприятия и предприятия малого бизнеса
являются плательщиками с различными
возможностями, и их нельзя уравнивать
в вопросе по уплате налога на прибыль
и НДС. Другой важный принцип — принцип
всеобщности налогообложения закреплен
ст. 57 Конституции РФ, согласно которой
каждый обязан платить законно установленные
налоги. Налоговая система, учитывающая
данный принцип, исключает всякие привилегии,
как имущественные, так и личные. Освобождение
отдельных граждан от некоторых прямых
налогов (например, пенсионеров от налога
на недвижимость) не является нарушением
принципа всеобщности налогообложения,
так как государством принимается во внимание
их возраст, инвалидность, семейное положение,
а также тот факт, что они наравне с другими
уплачивают косвенные налоги.
2.3.
Характеристика
Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой.
Первый
общий показатель, характеризующий
роль налогов в экономике для
всех налоговых поступлений на федеральный
уровень в Валовый
национальный Продукт (ВНП). Доля всех
налогов в ВНП достигает заметной
величины в странах с развитой рыночной
экономикой. В 80-90 гг. она составила6:
Основная часть налогов – это налоги федерального уровня.
Второй общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов. Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов:
Ещё
один важнейший обобщающий показатель
систем налогообложения –
Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы - 4%, таможенные пошлины 5%).
Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счёт косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов – местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.
Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю –распределению налогов по различным бюджетным уровням. Налоговые поступления в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).
На практике это распределение стало объектом острой борьбы. Отсюда, в частности стремление ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, попытки вырвать льготы для одних субъектов федерации за счёт других, неудовлетворительное покрытие социальных и иных нужд многих субъектов федерации при распределении центром налоговых поступлений (с этим связаны отказы или задержки в перечислении средств в федеральный бюджет и. наоборот, частые и произвольные изменения обязательств центра по отчислениям на уровень субъектов федерации). Эти противоречия, усиленные всё возрастающим сокращением федерального бюджета, заметно дестабилизируют весь федеральный процесс.
Сопоставить и качественно и количественно системы налогообложения России и стран с развитой рыночной экономикой позволяют данные по конкретным налогам.
Анализ роли основных налогов в общих налоговых поступлениях развитых стран свидетельствует о следующем:
Другими словами, от 20 до50% всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран дают НДС и акцизы. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения заметно ниже. В этих странах существует устойчивое негативное отношение общества к косвенным налогам из-за инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости (обложение этими налогами не зависит ни от размера доходов, ни от имущества плательщиков).
От 20 до 40% налоговых поступлений приносят отчисления на социальное страхование; налоги на имущество в различных странах колеблются от 3-4 до примерно 10%, при этом чем выше данный показатель, тем больше доля в нём поимущественного налога физических лиц.
Современное
налогообложение в РФ в сравнении с опытом
стран развитой рыночной экономики отличается
серьёзными особенностями. И это понятно.
Налоговые системы западных стран формировались
и функционируют в условиях нормального
экономического развития. В России же
оно несёт на себе отпечаток социально-экономического
кризиса.
3.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.
Структура налоговой
системы
Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. Различают двухуровневую налоговую систему унитарного государства, которая включает в себя государственные и муниципальные налоги, а также трехуровневую систему федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Трехуровневая налоговая система функционирует в России. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике