Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Введение 3-4
1. Экономическая сущность налогов и их функции 5-14
1.1. Определение и сущность налогов 5-8
1.2. Функции налогов 8-11
1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая система в рыночной экономике 15-24
2.1. Понятие налоговой системы 15-18
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой 21-24
3. Налоговая система Российской Федерации 25-37
3.1. Структура налоговой системы 25-27
3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы 34-37
Заключение 38-39
Список литературы 40-41
Рецензия 42-43
При обложении прибыли, например, льготы стимулируют:
Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, и всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.
Поощрительная
функция налогообложения предусматривает
особый порядок обложения налогом определенных
категорий граждан, имеющих заслуги перед
обществом (участники войн, Герои Советского
Союза и России и др.). Эта функция налогов
имеет социальную направленность. Она
отличается от рассмотренной выше стимулирующей
подфункции регулирующей функции налогообложения,
поскольку трудно представить, что граждане
участвуют в боевых операциях, совершают
героические поступки для того, чтобы
впоследствии иметь налоговые льготы.
1.3.
Классификация налогов
Так же как и функции, классификация налогов является дискуссионным вопросом. В учебной и научной литературе приведены различные точки зрения авторов как по количеству признаков классификации, так и по видам налогов, входящих в ту или иную подгруппу.
Обобщая
различные источники можно
1. По характеру плательщика налоги делятся на три группы:
2. По статусу различают федеральные, региональные и местные налоги. Группировка действующих в Российской Федерации в настоящее время налогов по данному признаку обозначена в Налоговом кодексе и будет рассмотрена в Главе 3, разделе 3.1.
3. По назначению можно разграничить общие и целевые налоги. Общие налоги при зачислении в бюджет обезличиваются и направляются на финансирование любых государственных мероприятий из числа тех, которые определены законом о соответствующем бюджете. Примером общих налогов может служить налог на прибыль, налог па добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог па имущество и др. Целевые налоги устанавливаются для покрытия конкретных расходов. Поступая в бюджет (по внебюджетный фонд), они учитываются в особом порядке, а аккумулированные средства могут быть израсходованы только в рамках определенной государственной программы. К целевым налогам относятся платежи за природные ресурсы, налог с продаж, налог на пользователей автодорог, единым социальный налог, местные целевые сборы.
4. По источнику уплаты деление налогов несколько условно, так как все налоги в конце концов уплачиваются за счет вновь созданной стоимости. Кроме того, подобный критерий возможно выделить только по налогам, исчисляемым в связи с предпринимательской деятельностью, поскольку источником уплаты налогов физическим лицом является полученный доход. Вместе с тем, особенности распределительных процессов позволяют выделить некоторые группы налогов.
5. По участию в доходах бюджета. Суммы налоговых платежей распределяются между бюджетами различных уровней. Необходимость такого распределения связана с обеспечением каждого уровня власти соответствующими доходами для финансирования бюджетных расходов. В основе распределении лежит разграничение налоговых доходов на собственные, т.е. закрепленные законом на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений на очередной финансовый год, либо на долговременной основе.
6. По характер обложения выделяют группы налогов, объединенные общностью объектов обложения (имущественные налоги, налоги на доход, платежи по обороту, ресурсные платежи и т.п.). Учитывая, что выбор объектов обложения во многом определяется экономическими условиями деятельности плательщиков, выделяются налоги на факторы производства (налоги на фонд заработной платы, на имущество, на прибыль) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, на налог с оборота, на акцизы).
7. По обязательности установления разграничивают обязательные (действующие па всей территории страны независимо от наличия решения местных властей об их установлении) и факультативные (вводимые по выбору муниципального либо территориального уровня власти).
8. По характеру взимания могут быть установлены:
9. По характеру итоговой ставки можно выделить пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Как правило, прогрессивное обложение применяется в отношении налогов на доходы и имущество граждан с целью выравнивания экономического положения плательщиков. Регрессивные налоги устанавливаются исключительно со стимулирующими целями (например, единый социальный налог, налог на прибыль корпораций и т.п.).
10.
По зависимости от финансовых
результатов деятельности
плательщика некоторыми авторами разграничиваются
условно-постоянные
и условно-переменные
налоги. Условно-постоянные налоги
никак не соотносятся с экономической
активностью плательщика (налог на имущество,
на пользование природными ресурсами,
земельный налог, единый налог на вмененный
доход). Условно-переменные налоги
непосредственно связаны с результатами
деятельности (все формы обложения доходов,
косвенные налоги, платежи по обороту
и т.д.).
2.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1.
Понятие налоговой
системы
Понятие «налоговая система» принадлежит к самым ходовым понятиям, используемым экономистами, финансистами и юристами, работниками средств массовой информации. К сожалению, в определениях налоговой системы, содержащихся в научной, в том числе финансово-правовой литературе, заметна узость и одностороннее понимание этого явления, что свидетельствует о его недостаточной теоретической проработке и необходимости дальнейшего осмысления.
Понятие «налоговая система» было введено в российское законодательство Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который трактовал его крайне упрощенно и определил налоговую систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Данное определение было в целом воспроизведено в работах Н.И. Химнчевой, Г.В. Петровой, И.Г. Денисовой, видного украинского ученого Н.П. Кучерявенко и др. Классическое определение подобного понимания налоговой системы дает проф. Г.В. Петрова. «Налоговая система, - подчеркивает она, - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны». Такой «дружный» подход к понятию налоговой системы позволил сделать вывод о том, что оно раскрыто и не может вызывать особых споров в специальной литературе4.
Представляется, что налоговая система - более широкая категория. Названные выше авторы скорее всего говорили о системе налогов и сборов, т.е. об одном из наиболее важных элементов налоговой системы. По этой причине, по-видимому, составители Налогового кодекса РФ вообще отказались от использования этого смутного понятия, ограничившись закреплением системы налогов и сборов, а также общих принципов налогообложения. Тем не менее, объективная необходимость в изучении и правильном толковании понятия «налоговая система» существует, ибо оно аккумулирует в себе наиболее важную информацию, содержащуюся в налоговом законодательстве данной страны, и помогает политику, депутату парламента, преподавателю налогового права и студенту быстро и объемно понять сложную область налоговых отношений. Не нужно забывать и то, что налоговая система (как основная часть финансовой системы государства) всегда в большей или меньшей степени служит выражением и проводником финансовой политики государства. Что же следует понимать под налоговой системой?
Система, как ее определяют философы, - это совокупность элементов (частей) с отношениями и связями между ними, образующая определенную целостность и в таком качестве дающая соответствующий эффект. Система образуется в определенной среде, которой противостоит и во взаимодействии с которой проявляет все свои свойства. Система, как правило, не возникает сразу, но формируется медленно и неуклонно. Исторически налоговая система каждого государства (с точки зрения его материальных и финансовых потребностей) развивалась на протяжении длительного времени в нескольких направлениях: в поисках оптимальных измерителей налоговой платежеспособности подвластного населения; в установлении и введении налогов в сборов, которые могли покрывать расходы государства и выглядеть справедливыми в глазах плательщиков; в организации государством структур, с помощью которых оно могло бы эффективно контролировать взимание налогов; в выработке методов и технических приемов взимания налоговых платежей.
Необходимость налоговой системы РФ как особого экономического явления вызвана многообразием налоговых отношений. В свою очередь, различия в видах, формах и способах практической организации налогов обусловлены множественностью плательщиков и объектов обложения, а также тактическим своеобразием экономической политики государства.
Налоговая система – это организованная в соответствии с законом совокупность форм проявления налоговых отношений и способов управления ими.
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике