Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Введение 3-4
1. Экономическая сущность налогов и их функции 5-14
1.1. Определение и сущность налогов 5-8
1.2. Функции налогов 8-11
1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая система в рыночной экономике 15-24
2.1. Понятие налоговой системы 15-18
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой 21-24
3. Налоговая система Российской Федерации 25-37
3.1. Структура налоговой системы 25-27
3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы 34-37
Заключение 38-39
Список литературы 40-41
Рецензия 42-43
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Налоги и налоговая система
в рыночной экономике»
ПЛАН
Стр. | |
Введение | 3-4 |
1. Экономическая сущность налогов и их функции | 5-14 |
1.1. Определение и сущность налогов | 5-8 |
1.2. Функции налогов | 8-11 |
1.3. Классификация налогов | 11-14 |
2. Налоговая система в рыночной экономике | 15-24 |
2.1. Понятие налоговой системы | 15-18 |
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения | 18-21 |
|
21-24 |
3. Налоговая система Российской Федерации | 25-37 |
3.1. Структура налоговой системы | 25-27 |
3.2. Основные виды налогов и сборов | 28-34 |
|
34-37 |
Заключение | 38-39 |
Список литературы | 40-41 |
Рецензия | 42-43 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли одного из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства – налогов. Выступая одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, налоги являются одновременно составной частью финансово-экономической системы. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков денежных средств от предприятий в казну государства. Поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает важнейшим объектом государственного регулирования.
Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала, мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой
системе налогообложения
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
НАЛОГОВ И ИХ
ФУНКЦИИ
1.1.
Определение и
сущность налогов
Возникновение
налогов обусловлено
Главным условием существования налогов является государство, так как налоги выполняют специфическое общественное назначение: с одной стороны, обеспечивают мобилизацию денежных средств в бюджет, а с другой стороны, – это способ государственного вмешательства в экономику.
Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.
Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, поскольку как инструмент перераспределения ВВП и национального дохода, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.
Налоги являются обязательными, преимущественно денежными платежами, устанавливаемыми исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно, и имеют следующие основные признаки: императивность, законность, индивидуальная безвозмездность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, относительная регулярность (рис.1.1.).
Рис. 1.1. Основные признаки
налога
Рассмотрим
содержание перечисленных признаков.
Определяющим в познании сущности налога
является его экономическая
Признак
императивности налога предполагает правовую
обязанность и безусловность
полной и своевременной уплаты налогов
государству
Рис. 1.2.
Обязательные элементы
налога1
Налог
считается установленным в том
случае, если соблюдены необходимая
правовая процедура его закрепления
в законе, а также определены обязательные
элементы налогообложения. В необходимых
случаях в законодательном акте
могут предусматриваться
Признак
уплаты в целях финансового
Обязательность налогов предполагает, что они устанавливаются специальными законами, принятыми властными структурами в соответствии с их полномочиями. Обязанность по уплате налогов распространяется на всех налогоплательщиков, за исключением тех, которым законодательством установлены льготы, и носит принудительный характер.
Экономическая
сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими
и физическими лицами. Эти денежные
отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое
1.2.
Функции налогов
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Существует много различных точек зрения по поводу количества и содержания функций налогов. По мнению А.И. Пономарева налоги выполняют следующие функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную2. В.А. Парыгина и А.А.Тедеев считают, что налогам свойственны фискальная, регулятивно-стимулирующая, социальная и контрольная функции3. Обобщая различные мнения можно выделить пять основных функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.
Фискальная функция – собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций — оборонных, социальных, природоохранных и др.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется , социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три подфункции:
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике