Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Содержание

Введение 3-4
1. Экономическая сущность налогов и их функции 5-14
1.1. Определение и сущность налогов 5-8
1.2. Функции налогов 8-11
1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая система в рыночной экономике 15-24
2.1. Понятие налоговой системы 15-18
2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой 21-24
3. Налоговая система Российской Федерации 25-37
3.1. Структура налоговой системы 25-27
3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы 34-37
Заключение 38-39
Список литературы 40-41
Рецензия 42-43

Работа содержит 1 файл

налоги и налоговая система.doc

— 202.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: «Налоги и налоговая система  в рыночной экономике»  
 
 
 
 
 

ПЛАН 

  Стр.
Введение 3-4
1. Экономическая  сущность налогов и их функции 5-14
    1.1. Определение и сущность налогов 5-8
    1.2. Функции налогов 8-11
    1.3. Классификация налогов 11-14
2. Налоговая  система в рыночной экономике 15-24
    2.1. Понятие налоговой системы 15-18
    2.2. Сущность и основные принципы налогообложения 18-21
        2.3. Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой
21-24
3. Налоговая  система Российской Федерации 25-37
    3.1. Структура налоговой системы 25-27
    3.2. Основные виды налогов и сборов 28-34
        3.3. Проблемы налогообложения в Российской Федерации и пути совершенствования налоговой системы
34-37
Заключение 38-39
Список  литературы 40-41
Рецензия 42-43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Развитие  рыночных отношений в стране обусловило повышение роли одного из важнейших  инструментов осуществления экономической  политики государства – налогов. Выступая одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, налоги являются одновременно составной частью финансово-экономической системы. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков денежных средств от предприятий в казну государства. Поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает важнейшим объектом государственного регулирования.

     Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого  общества, факторов экономического и  социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.

     Налоги  являются главной статьёй бюджетных  доходов государства. Развитие и  изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала, мировому опыту.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

     Налоговой системе налогообложения сегодня  уделяется довольно пристальное  внимание, так как, успешно решая  их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  НАЛОГОВ И ИХ  ФУНКЦИИ 

1.1. Определение и  сущность налогов 

     Возникновение налогов обусловлено потребностями  общественного развития. Объективная  необходимость налогов связана  с наличием определённой совокупности общественных интересов, удовлетворение которых возможно осуществить лишь при наличии системы централизованного объединения достаточных финансовых ресурсов. Общие экономические интересы порождают возникновение специфических экономических отношений, основанных на механизме централизации определённой части индивидуальных личных доходов (имущества), их накопления и последующего направления на общественные цели. Таким образом, причиной появления налогов следует считать объективные социальные и экономические условия развития общественного воспроизводства.

     Главным условием существования налогов  является государство, так как налоги выполняют специфическое общественное назначение: с одной стороны, обеспечивают мобилизацию денежных средств в бюджет, а с другой стороны, – это способ государственного вмешательства в экономику.

     Налоги  являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

     Налоги  – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, поскольку как инструмент перераспределения ВВП и национального дохода, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.

     Налоги  являются обязательными, преимущественно  денежными платежами, устанавливаемыми исходя из реалий экономического базиса, но строго императивно, и имеют следующие основные признаки: императивность, законность, индивидуальная безвозмездность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, относительная регулярность (рис.1.1.).

     

     

     

     

     

       

       

Рис. 1.1. Основные признаки налога 

     Рассмотрим  содержание перечисленных признаков. Определяющим в познании сущности налога является его экономическая составляющая. Исторически налог трактуется как  важнейшая экономическая категория, опосредующая распределительные и перераспределительные отношения в обществе, а именно – движение стоимости от субъектов ее создавших к государству. Эти отношения объективны, ибо связаны с необходимостью обеспечения жизненно важных для государства нужд, отчуждением части доходов собственников в общегосударственное пользование. Налоги, опосредуя экономические отношения между участниками общественного производства, распределения валового внутреннего продукта и обществом в лице государства, обеспечивают возможность финансирования общественных нужд и регулирования экономики. 

     Признак императивности налога предполагает правовую обязанность и безусловность  полной и своевременной уплаты налогов  государству налогоплательщиком.  Признак законности налогов означает, что их установление и взимание осуществляется в порядке, определенном законом. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется государственными законодательными актами.  На рис 1.2 приведены обязательные элементы налога.

     

     

       

       
 
 

Рис. 1.2. Обязательные элементы налога1 

     Налог считается установленным в том  случае, если соблюдены необходимая  правовая процедура его закрепления  в законе, а также определены обязательные элементы налогообложения. В необходимых  случаях в законодательном акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Признак уплаты в целях финансового обеспечения  деятельности государства означает уплату налога в бюджетный фонд государства  на финансирование общественных потребностей.

     Обязательность  налогов предполагает, что они устанавливаются специальными законами, принятыми властными структурами в соответствии с их полномочиями. Обязанность по уплате налогов распространяется на всех налогоплательщиков, за исключением тех, которым законодательством установлены льготы, и носит принудительный характер.

     Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. 

1.2. Функции налогов 

     Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

     Существует  много различных точек зрения по поводу количества и содержания функций налогов. По мнению А.И. Пономарева налоги выполняют следующие функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную2. В.А. Парыгина и А.А.Тедеев считают, что налогам свойственны фискальная, регулятивно-стимулирующая, социальная и контрольная функции3. Обобщая различные мнения можно выделить пять основных функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.

     Фискальная   функция – собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства (в бюджет). Данная функция – суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций — оборонных, социальных, природоохранных и др.

     Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется , социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

     Регулирующая  функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. В налоговом регулировании имеются три подфункции:

  • стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др. Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты малого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу инвалидов, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные 
    вложения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотворительностью и т. д.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике