Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Дня развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Цель работы - рассмотреть правовую и экономическую основу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска. Задачами работы являются:
Изучение законодательного обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.
Оценка финансовых возможностей муниципального образования в условиях социально-экономического развития.
Определение перспектив развития муниципального образования и приоритетов развития муниципального образования.
В первой главе рассмотрена правовая основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития.
Во второй главе анализируются доходные источники, их использование, дается оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска.
В третьей главе определен финансовый аспект приоритетных вопросов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………….…4
1.1. Правовая основа деятельности муниципальных образований………….4
1.2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии муниципальных образований……………………………………………………………………….6
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований и направления их использования……………………………………………………..……………...8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………………………………...10
2.1 Анализ доходных источников муниципального образования…………...10
2.2 Анализ использования средств местного бюджета…………………….....19
2.3.Оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования…………………….22
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ……....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

2.Коэффициент  автономии

Ка=Дс/Д

На 2007год:166861/468160=0,36

На 2008год:235736/570112=0,41

На 2009год:341315/626617=0,54

В 2008. Каждый рубль доходов городского бюджета включает 36коп. собственных доходов ,в 2008.-41 коп .,в 2009.-54 коп. Динамика данного показателя свидетельствует об увеличении собственных доходов в структуре доходов бюджета в целом.

Кбп=Д/Рмин

на 2008год: 570112/146551 =3,89

на 2009год: 626617/32021= 19,57

На каждый рубль  минимальных расходов бюджета города в 2007г. приходится 4,18 руб. общего объема доходов, в 2008г. эта сумма снизилась до 3,89 руб. В 2009г. она составила уже 19,57 руб. доходов города. 4. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами.

Ко.р = Дс / Рмин

на 2007год: 166908 / 111995 = 1,49

на 2008год: 235735/146551 = 1,61

на 2009год: 341315/32021= 10,66

Каждый рубль  минимальных расходов покрывается  на 1,49 руб. собственными доходами бюджета в 2007г. В 2008г. покрытие собственными доходами составляет 1,61руб., а в 2009г. - 10,66 руб.

Итак, расходы  на социальное развитие города полностью  покрываются за счет собственных  доходов. Средства муниципального образования  остаются для развития экономики города Шадринска. Можно сказать, что сегодняшнее состояние планирования улучшает социально-экономическое развитие города.

Таким образом, рассмотренная доходная и расходная  часть рассматривается и в третьей части работы. Необходимо обозначить основные приоритеты и направление социально-экономического развития муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ.

Учитывая социальный характер государства, финансирование социальной сферы представляет важнейшим направлением бюджетной политики для бюджета любого уровня. При этом, если на федеральном уровне помимо социальной сферы не менее приоритетным является и обеспечение национальной обороны, то на региональном и местном уровне, финансирование социальной сферы является основным направлением.

К основным целям  муниципальной деятельности относится  улучшение условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

Говоря о приоритетности финансирования социальной сферы, следует  отметить, что эта приоритетность совсем не означает расходования всех средств, полученных бюджетом на ее обеспечение. Во-первых, муниципальное образование  имеет определенные обязательства перед своими кредиторами, которые выражаются в обслуживании внутреннего и внешнего долга. При этом, следует учитывать и то, что эти средства как правило направляются на различные социальные программы, поэтому любые заимствования невозможно отделить от социальной сферы. Во-вторых, бюджетная классификация предусматривает расходование по таким направлениям как финансовая поддержка развития экономики, науки и т.п. Данные направления также невозможно отделить от социальной сферы. Именно от того, насколько развита экономика, которая не может развиваться без развития науки, зависит размер доходной части муниципального бюджета, необходимость в заимствованиях и т.д., а от этого и зависит то, насколько эффективно будет проводиться финансирование социальной сферы.

Из сказанного, очевидно, что без финансового  обеспечения развития экономики  невозможно развитие финансирования социальной сферы. Однако в связи с этим, возникает  чрезвычайно важный и сложный  вопрос: какая часть бюджетных  средств должна направляться на финансирование социальной сферы, а какая на все остальные направления.

Вопрос обеспечения  муниципалитетов достаточной финансовой и материальной базой остается открытым. Не секрет, что значительному числу  муниципальных образований собственных  доходов пока не хватает. Это реальная проблема, и для ее решения государство выделяет большие финансовые ресурсы

Реорганизация местного самоуправления, осуществляемая в рамках положений Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», была направлена в первую очередь на обеспечение стабильности, сбалансированности местных бюджетов, четкое разграничение прав и обязанностей различных уровней власти.

Анализ проблем, с которыми столкнулись муниципалитеты, показал необходимость совершенствования бюджетной политики в среднесрочном периоде, создания эффективной системы управления муниципальными финансами и внедрения новой культуры муниципального управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению.

Основными направлениями  работы по реформированию местного самоуправления являются:

1. Наращивание  доходного потенциала муниципалитета, в том числе путем совершенствования  межбюджетных отношений. Несмотря  на наличие собственной финансовой базы, муниципальные образования испытывают серьезные трудности в связи с недостаточностью финансовых ресурсов для полноценного и сбалансированного удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей населения. При этом вследствие реализации реформы доля собственных доходов в структуре местных бюджетов постоянно снижается, соответственно растет их зависимость от регионального бюджета.

2.  Повышение  эффективности использования бюджетных  средств и прозрачности бюджетного  процесса. Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении муниципалитетов, не покрывают все имеющиеся расходные обязательства. Частичное решение данной проблемы на муниципальном уровне возможно лишь при условии обеспечения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами. Суть реформы бюджетного процесса состоит в том, чтобы   от   управления   бюджетными   ресурсами   (затратами)   перейти к управлению результатами. При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой  подход  обеспечивает  сбалансированность  бюджета  и выполнение бюджетных проектировок. В то же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются, а управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей.

Нельзя не уделить внимание и такой серьезной проблеме, как обеспечение прозрачности бюджетного процесса. Органы местного самоуправления распоряжаются общественными средствами и обязаны проводить бюджетную политику в интересах жителей, их деятельность должна быть максимально открытой для общественности и подконтрольной ей на всех этапах бюджетного процесса

3. Совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления.

В условиях демократического общества и развития рыночных отношений одним из факторов, способствующих повышению эффективности власти, является формирование кадрового потенциала. Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих перед муниципалитетом, значительной степени зависит от эффективности власти, важной составляющей,  деятельности   которой   выступает   продуманная кадровая политика.

Основными   целями кадровой   политики   в системе органов местного самоуправления являются формирование, поддержка и  совершенствование системы обеспечения муниципальной службы компетентными, квалифицированными кадрами, способными эффективно действовать в условиях рыночной экономики.

Социально-экономическое  развитие муниципальных образований, в первую очередь, зависит от наличия  в местных бюджетах финансовых ресурсов, за счет которых органы местного самоуправления могут эффективно решать вопросы местного значения.

Анализ финансового  положения муниципальных образований  свидетельствует о том, что практически  во всех субъектах Российской Федерации  доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры.

Нестабильность  доходных источников местных бюджетов, менявшихся в последнее десятилетие  практически ежегодно, привела к  потере органами местного самоуправления мотивации к среднесрочному и  долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципальных образований.

Необходимо укреплять  финансовую базу муниципальных образований  за счет развития их экономического потенциала, а также увеличения числа местных  налогов и нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов.

Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  сдерживается неэффективностью правового  регулирования вопросов формирования и разграничения муниципального имущества.

Остается нерешенной проблема погашения задолженностей муниципальных образований в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для финансирования расходов на проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда. Данные проблемы тормозят проведение жилищно-коммунальной реформы и модернизацию предприятий коммунального хозяйства.

Рост экономического потенциала муниципалитетов, необходимый  для обеспечения их социально-экономического развития, может стимулироваться  за счет развития органами местного самоуправления конкуренции и привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований, развития малого бизнеса. Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества и финансов, вовлекать предпринимателей и частный бизнес для предоставления социальных услуг населению, используя с этой целью концессионные соглашения.

Для оказания методической помощи органам местного самоуправления, муниципальным предприятиям и учреждениям целесообразно использовать опыт отдельных регионов и муниципальных образований по разработке и реализации региональных и муниципальных программ социально-экономического развития территорий.

Основные направления  социально-экономического развития города Шадринска:

Неурегулированность   разграничения   доходных   источников между бюджетами города Шадринска и Шадринского района. Предприятия, расположенные на территории города Шадринска согласно законодательства должны производить свою регистрацию  по месту нахождения и соответственно уплачивать налоги и сборы по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика. Но в нарушение действующего законодательства часть предприятий находящихся на территории города зарегистрировалась в Шадринском районе. В связи с этим бюджет города теряет значительные суммы налоговых платежей.

Увеличение недоимки по налогам в бюджет города. Не смотря на проводимую работу сохраняется достаточно высокий уровень недоимки в бюджет муниципального образования.

Выплата «серой»  заработной платы. На данный момент сложилась сложная ситуация с легализацией заработной платы. Не все работодатели в полном объеме декларируют для налогообложения выплаты, производимые своим работникам, вследствие чего бюджет города теряет часть налога на доходы физических лиц, а сами работники становятся социально незащищенными. Отсутствие системы экономических мер, стимулирующих работодателей декларировать реально выплачиваемую заработную плату.

Снижение поступлений  земельного налога. Переход на уплату земельного налога в соответствии с кадастровой оценкой земли (несмотря на высокий % идентификации снизил поступление земельного налога на 3 млн. руб. по причине отсутствия порядка налогообложения земель под многоквартирными жилыми домами, отсутствия документов по межеванию земельных участков и о собственности на землю под частными домовладениями

Высокий уровень  недоимки по арендной плате за землю. Недостаточная работа в направлении взыскания задолженности по арендной плате за землю администратора, отсутствие земельного контроля. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В стране впервые  сформирована система представления  интересов местного самоуправления, которая способна выражать интересы всех типов муниципальных образований  России. Пройдя через довольно сложные  этапы становления, местное самоуправление уже сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны.

Информация о работе Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения