Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:13, курсовая работа
Дня развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Цель работы - рассмотреть правовую и экономическую основу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска. Задачами работы являются:
Изучение законодательного обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.
Оценка финансовых возможностей муниципального образования в условиях социально-экономического развития.
Определение перспектив развития муниципального образования и приоритетов развития муниципального образования.
В первой главе рассмотрена правовая основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития.
Во второй главе анализируются доходные источники, их использование, дается оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска.
В третьей главе определен финансовый аспект приоритетных вопросов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………….…4
1.1. Правовая основа деятельности муниципальных образований………….4
1.2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии муниципальных образований……………………………………………………………………….6
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований и направления их использования……………………………………………………..……………...8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………………………………...10
2.1 Анализ доходных источников муниципального образования…………...10
2.2 Анализ использования средств местного бюджета…………………….....19
2.3.Оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования…………………….22
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ……....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………30
Табл. 2.2 показывает, что в 2009 году бюджет по доходам исполнен в
сумме 626617 тыс. руб., что составляет 93.8% плана. План не выполнен из-за значительного невыполнения плана по налоговым доходам — на 12,5%, доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности — на 8,6% и по безвозмездным поступлениям - на 5,3% запланированных доходов. Невыполнение плана по налоговым доходам произошло из-за недоимки налога на доходы физических лиц в 2009 году на 18,4% планируемой суммы налога. Остальные налоги и сборы были получены с превышением планируемых сумм.
Безвозмездные перечисления были получены ниже, чем запланировано в Решении о бюджете города. Так, субвенции были получены на 8,8% ниже, чем было запланировано, субсидии также недополучены на 6,7% плана.
По неналоговым
доходам наблюдается некоторое
превышение плана — на 5%. Это связано со
значительным превышением планируемых
доходов от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности - план перевыполнен почти
на 26%, также по штрафам и санкциям план
перевыполнен на26,5%.
На рис 2.1 видно, что в основном доходы города образуются за счет безвозмездных поступлений, налоговых доходов. По всем статьям наблюдается невыполнение плана по доходам в 2009 году, кроме неналоговых доходов.
В 2009 году доходы бюджета города Шадринска составили 626617 тыс.руб. (темп роста к уровню 2008 года - 109%, 2007 года- 134%) и увеличились по сравнению с 2008 годом на 56505 тыс. руб. В том числе налоговые и неналоговые доходы составили 323673 тыс.руб. (темп роста к 2008 году- 141%, 2007 году 194%) и увеличились по сравнению с 2008 годом на 93941 тыс. руб. Согласно отчетных данных в 2009 году продолжился рост удельного веса собственных доходов в общей сумме доходов и составил 341561 тыс. руб. или 55%, ( в 2008 г- 41% в 2007 году 36%) который является одним из важных показателей стабильности бюджета. В текущем году доля собственных увеличилась на 6%. ( Рис. 2.2)
Основными источниками роста налоговых доходов за 2009 год являлись: - налог на доходы физических лиц, его удельный вес в общем объеме собственных доходов составляет 142489 тыс. руб. или 69,3% , увеличение поступлений на 14593 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2007 года объясняется ростом фонда оплаты труда по крупным, средним и бюджетным организациям на 25,4% (стат. данные), проводимой работе по легализации «серой» заработной платы. Годовой план выполнен на 106, 2%.
В 2009 году, по сравнению с двумя предыдущими годами - 2007 , 2008 доля поступлений от малого бизнеса (частные предприниматели, имеющие наемных работников) и малых предприятий существенно выросла в общей сумме поступившего налога на доходы физических лиц . (Рис. 2.3).
Так, в 2007 году доля поступлений налога на доходы физических лиц от малого бизнеса составляла 10 % или 22 млн. руб., в 2008 году увеличилась до 16 % или 51 млн. руб., в 2009 году - 17 % , или 69 млн. руб. Данные показатели говорят о стабильном росте доли малого бизнеса в экономике города и планомерной легализации заработной платы в этом секторе. В данном направлении в течении 3 последних лет ведется систематическая работа.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, его удельный вес в общем объеме собственных доходов18% (13,3% - в 2008г, 17%- 2007.). Рост поступлений, несмотря на введение понижающего коэффициента базовой доходности 2,6 учитывающего уровень заработной платы наемных работников, по сравнению с аналогичным периодом 2008года на 6485 тыс. руб.(20,6%) произошел за счет увеличения физических показателей и количества предпринимателей, плательщиков данного налога.
Налоги на имущество занимают третью по величине позицию в общем объеме налоговых доходов, и составляют 5,5 % или 22215 тыс.руб. План выполнен на 107,3%. По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 7738 тыс.руб. или 53,5%, по сравнению с 2008одом 5831 тыс.руб. или 36%.
План поступлений по земельному налогу исполнен в сумме 15316 тыс. руб. (107,5%) . Перевыполнение плана поступлений Цпо земельному налогу произошло в связи со снижением недоимки по организациям: ГУ ШГППК на 800 тыс. руб., МП Магистраль на 512 тыс. руб.
Поступления в городской бюджет налога на имущество физических лиц за 2009год составили 5034 тыс. руб.(102,5%.). По сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1379 тыс.руб. (138%)
Основными причинами влияния на объем поступлений налога явились:
увеличение суммарной
инвентарной стоимости
рост собираемости налога с 87 % в 2007году до 105 % в 2009году;
сокращение недоимки по налогу на имущество физических лиц в 4 раза с 2724 тыс.руб. по состоянию на 1.01.2008года до 673,3 тыс. руб. по состоянию на 1.01.2009года.
изменение количества плательщиков (2008год 22535 чел., 2009год 22681 чел.), за счет увеличения приватизированных квартир, и ввода в действие нового жилья.
Основными источниками
роста неналоговых доходов
План по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества выполнен в сумме 13055 тыс. руб. (105,3% от плана), это на 4110 тыс. руб., или 46% больше поступлений аналогичного периода прошлого года, и на 5143 тыс. руб. или 65% больше поступлений 2008года. Рост поступлений данного доходного источника обусловлен принятием решения Шадринской городской думы «Об арендной плате за нежилые помещения» в соответствии с которым увеличена базовая ставка арендной платы за нежилые помещения с 350 руб. до 550 руб. за кв. м. (рост 57,1%), погашением задолженности за 2008год в сумме 776,3 тыс.руб., прошлые годы в сумме 20,3 тыс. руб., взыскания пени в сумме 42, 5 тыс. руб..
Доходы от продажи
материальных и нематериальных активов
составляют 25% в общем объеме налоговых
и неналоговых доходов, план выполнен
в сумме 82116 тыс. руб.(102,6%). Рост поступлений
обусловлен требованиями 131 Федерального
закона, согласно которому муниципальное
образование должно реализовать то имущество,
которое относится к выполнению несвойственных
для него функций.
2.2. Анализ использования средств местного бюджета.
Расходы бюджета
города Шадринска за 2009год.
Наименование | Расходы, утвержденные решением о бюджете | Исполнено | Отклонение(+,-) | |||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,% | |
Расходы всего | 709267 | 100 | 594486 | 100 | -114781 | 0 |
Общегосударственные вопросы | 55762 | 7,9 | 50027 | 8,4 | -5735 | +0,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 19072 | 2,7 | 1684 Я | 2,8 | -2231 | +0,1 |
Национальная экономика | 38716 | 5,5 | 29898 | 5,0 | -8818 | -0,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 150719 | 21,2 | 105669 | 17,8 | -45050 | -3,4 |
Образование | 293372 | 41,4 | 260269 | 43,8 | -33103 | +2,4 |
Культура и средства массовой информации | 22840 | 3,2 | 20928 | 3,5 | -1912 | +0,3 |
Здравоохранение и спорт | 88996 | 12,5 | 78833 | 13,3 | -10163 | +0,8 |
Социальная политика | 39790 | 5,6 | 32021 | 5,4 | -7769 | -0,2 |
В 2009году бюджет по расходам был запланирован в сумме 709267 тыс. руб., исполнен в сумме 594486 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре расходов города приходится на образование - 43,8% или в сумме - 260269 тыс. руб., жилищно-коммунальное хозяйство - 17,8% и на здравоохранение и спорт - 13,3% всех расходов бюджета.
По всем статьям расходов наблюдается снижение сумм по сравнению с запланированными. Так, например, значительно сокращены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, их доля в структуре исполненных расходов также снизилась почти на 3,5%.
Наоборот, увеличилась
доля в структуре исполненных
расходов образования (на 2,4%), здравоохранение
и спорт (на 0,8%) и на культуру и средства
массовой информации, что говорит о социально-культурной
направленности расходов города в 2008 году
(табл. 2.3).
Наименование | Расходы, утвержденные решением о бюджете | Исполнено | % исполнения |
Расходы всего | 709267 | 594486 | 83,8 |
Общегосударственные вопросы | 55762 | 50027 | 89,7 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 19072 | 16841 | 88,3 |
Национальная экономика | 38716 | 29898 | 77,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 150719 | 105669 | 70,1 |
Образование | 293372 | 260269 | 88,7 |
Культура и средства массовой информации | 22840 | 20928 | 91,6 |
Здравоохранение и спорт | 88996 | 78833 | 88,6 |
Социальная политика | 39790 | 32021 | 80,5 |
В 2009году бюджет по расходам исполнен в сумме 597786 тыс. руб. Это составляет 83,8% запланированных расходов. По всем статьям расходов наблюдалось значительное невыполнение плана.
Наибольшее отклонение от плана наблюдается по таким статьям, как «Жилищно-коммунальное хозяйство» - почти на 30%, «Национальная экономика» - на 23%, «Социальная политика» - на 19,5%. (табл. 2.4)
На рис. 2.4 видно, что в основном средства расходовались в 2009году на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и спорт. По всем статьям расходов наблюдается значительное невыполнение запланированных сумм.
На рис. 2.5 видно, что практически по всем статьям расходов за 3 года наблюдается увеличение расходов. Так, например, значительно увеличились расходы на образование. Это связано с реформированием данной сферы и передачей больших расходных полномочий с областного бюджета на городской. Также значительно возросли расходы, по сравнению с 2007 2008гг. на жилищно-коммунальное хозяйство. Это связано с многочисленными реформами и нововведениями в области жилищно-коммунального хозяйства с 2009года.
Па рис. 2.5 можно увидеть также планомерное увеличение расходов с 20072009гг. на здравоохранение и спорт, общегосударственные вопросы, культуру и средства массовой информации.
Однако в 2009году
наблюдается значительное снижение расходов
на социальную политику, по сравнению
с двумя предыдущими годами. Это связано
с передачей значительных полномочий
с городского бюджета на областной по
данному разделу(субсидии ,льготы ЖКУ)
2.3. Оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования.
Оценку достаточности средств бюджета города Шадринска для социально-экономического развития можно дать при помощи бюджетных коэффициентов.
1.Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных доходов.
Крс=Дн/Дс
На 2007год: 301256/166908=1,80
На 2008год: 334377/235735=1,42
На 2009год: 285302/341315=0,84
На каждый рубль собственных доходов города Шадринска приходится 1,80руб.(в 2006г.),1,42руб.(в 2007г.) и 84 коп.(в 2008г.)распределенных доходов .Наблюдается снижение распределяемых расходов в сравнении с собственными доходами ,что положительно.