Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:13, курсовая работа
Дня развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Цель работы - рассмотреть правовую и экономическую основу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска. Задачами работы являются:
Изучение законодательного обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.
Оценка финансовых возможностей муниципального образования в условиях социально-экономического развития.
Определение перспектив развития муниципального образования и приоритетов развития муниципального образования.
В первой главе рассмотрена правовая основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития.
Во второй главе анализируются доходные источники, их использование, дается оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска.
В третьей главе определен финансовый аспект приоритетных вопросов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………….…4
1.1. Правовая основа деятельности муниципальных образований………….4
1.2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии муниципальных образований……………………………………………………………………….6
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований и направления их использования……………………………………………………..……………...8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………………………………...10
2.1 Анализ доходных источников муниципального образования…………...10
2.2 Анализ использования средств местного бюджета…………………….....19
2.3.Оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования…………………….22
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ……....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………30
Финансовые органы
муниципалитетов могут через
местные бюджеты оказывать
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Порядок формирования
местных финансов определен Бюджетным
кодексом Российской Федерации ,Федеральным
законом «О финансовых основах местного
самоуправления» от 25 сентября 1997г, №
126-ФЗ.Данный закон определяет основные
принципы организации местных финансов
,устанавливает источники формирования
и направления использования финансовых
ресурсов местного самоуправления ,основы
бюджетного процесса в муниципальных
образованиях и взаимоотношениях органов
местного самоуправления с финансовыми
институтами ,а также гарантии финансовых
прав органов местного самоуправления.
1.3. Финансовые ресурсы
Основной целью деятельности
органов местного
Вместе с тем реализация
Для выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимо формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ. На их основе должны осуществляться расходы из местных бюджетов и вся экономическая деятельность местных органов власти.
В настоящее
время у органов местного самоуправления
не хватает финансовых ресурсов для
формирования и реализации планов и
программ социально-экономического развития
муниципальных образований
Земельный
налог и налог на имущество
физических лиц, которые
Но даже все в совокупности налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не смогут обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы местных бюджетов. Очевидно, что в большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Социально-экономическое развитие муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления не только за счет финансовых ресурсов, но и материальных средств. Муниципальное имущество необходимо органам местного самоуправления для формирования неналоговых доходов местных бюджетов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики, поддержки среднего и малого предпринимательства, а также развития механизмов использования земли и имущества.
Реализация интересов
и потребностей населения непосредственно
связана с соответствующей
В связи с этим особое значение для социально-экономического развития муниципальных образований имеет взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с бизнес сообществом, а также поддержка и развитие малого предпринимательства.
Финансовые ресурсы,
находящиеся в распоряжении муниципалитетов,
не покрывают все имеющиеся расходные
обязательства. Частичное решение данной
проблемы на муниципальном уровне возможно
лишь при условии обеспечения результативности
бюджетных расходов и оптимизации управления
бюджетными средствами.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА
ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ
2.1. Анализ доходных
источников муниципального
Доходы бюджета города Шадринска формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов и финансовой помощи. Рассмотрим доходы города за 2009 год.
Анализ состава и структуры доходов города Шадринска за 2009 год
Наименование |
Доходы, утвержденные решением о бюджете | Исполнено | Отклонение
(+,-) | |||
Сумма, тыс. руб. | Уд. вес,
% |
Сумма, тыс.
руб. |
Уд. вес, % | Сумма, тыс. руб. | Уд.
вес, % | |
Доходы бюджета всего | 668285 | 100,0 | 626617 | 100,0 | -41668 | 0,0 |
Налоговые доходы | 234807 | 35,2 | 205468 | 32,8 | -29339 | -2,4 |
Налог на доходы физических лиц | 174685 | 74,4 | 142489 | 69,3 | -32196 | -5,1 |
Единый налог на вмененный доход | 35600 | 15,2 | 37013 | 18,0 |
+1413 | +2,8 |
Налог на имущество физических лиц | 5400 | 2,3 | 5034 | 2,5 | -366 | +0,2 |
Земельный налог | 13973 | 5,9 | 15316 | 7,5 | +1343 | + 1,6 |
Государственная пошлина, сборы | 4914 | 2,1 | 5186 | 2,5 | +272 | +0,4 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 235 | 0,1 | 430 | 0,2 | + 195 | +0,1 |
Неналоговые доходы | 112538 | 16,8 | 118205 | 18,9 | +5667 | +2,1 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 1100 | 1,0 | 1038 | 0,9 | -62 | -0,1 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 1451 | 1,3 | 1317 | 1,1 | -134 | -0,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 83078 | 73,8 | 82116 | 69,5 | -962 | -4,3 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 3755 | 3,3 | 4750 | 4,0 | +995 | +0,7 |
Возврат остатков субсидий и субвенций | -246 | |||||
Безвозмездные поступления | 301363 | 45,1 | 285302 | 45,5 | -16061 | +0,4 |
Дотации - всего | 99028 | 32,9 | 98856 | 34,6 | -172 | + 1,7 |
Субвенции - всего | 112473 | 37,3 | 102558 | 36,0 | -9915 | -1,3 |
Субсидии - всего | 88667 | 29,4 | 82694 | 29,0 | -5973 | -0,4 |
Взаимные расчеты | 64 | 0,0 | 64 | 0,0 | 0 | 0,0 |
Прочие безвозмездные перечисления | 1131 | 0,4 | ИЗО | 0,4 | -1 | 0,0 |
Доходы от предпринимательской и иная приносящей доход деятельности | 19577 | 2,9 | 17888 | 2,8 | -1689 | -0,1 |
Из табл. 2.1 видно, что в 2009 году бюджет по доходам города Шадринска планировался в сумме 668285 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре доходов города по Решению за 2009 год приходится на безвозмездные поступления, которые в сумме составили 301363 тыс. руб., что составляет 45,1%. Наибольшую долю в безвозмездных поступлениях занимают субвенции и дотации - 37,3% и 32,9% соответственно.
Затем по объему доходов идут налоговые доходы, они в сумме равны
234807тыс. руб. или 35,2%. По налоговым доходам наибольшее место занял налог на доходы физических лиц - 74,4% всех налоговых доходов.
Неналоговые доходы, согласно Решению о бюджете на 2009 год составляют 16,8% или 112538 тыс. руб. В основном они планируются за счет доходов от продажи материальных и нематериальных активов, которые составили 83078
тыс. руб.
В 2009 году бюджет по доходам был исполнен на сумму 626617 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре исполненных доходов заняли безвозмездные перечисления. Они в 2009 году составили 45,5% или 285302 тыс. руб. Как и в Решении о бюджете, основная доля безвозмездных перечислений приходилась на субвенции и дотации.
После финансовой помощи основную долю в структуре доходов заняли налоговые доходы. Они составили более 32% всех доходов города за 2009 год. В основном налоговые доходы формировались за счет налога на доходы физических лиц, сумма которого 142489 тыс. руб., что составляет 69,3% всех налоговых доходов.
Неналоговые доходы занимали 18,9% исполненных доходов города за 2009 год. Основная доля неналоговых доходов приходилась на доходы от продажи материальных и нематериальных активов - более 69% и на доходы от использования имущества, находящегося в государственной муниципальной и собственности - 24,5%).
Незначительный удельный вес в структуре доходов за 2009 год составили доходы о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Их доля 2,8% всех доходов или 17888 тыс. руб.
Анализ исполнения
бюджета города по доходам за 2007
год.
Таблица 2.2
Наименование | Доходы, утвержденные решением о бюджете | Исполнено | %
исполнения |
Доходы бюджета всего | 668285 | 626617 | 93,8 |
Налоговые доходы | 234807 | 205468 | 87,5 |
Единый налог на вмененный доход |
35600 | 37013 | 104,0 1 | ||||
Налог на имущество физических лиц | 5400 | 5034 | 93,2 | ||||
Земельный налог | 13973 | 15316 | 109,6 | ||||
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 235 | 430 | 183,0 | ||||
Неналоговые доходы | 112538 | 118205 | 105,0 | ||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной муниципальной и собственности | 23154 | 28984 | 125,2 | ||||
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 1100 | 1038 | 94,4 | ||||
Доходы
от оказания платных
услуг и компенсации затрат государства |
1451 | 1317 | 90,8 | ||||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 83078 | 82116 | 98,8 | ||||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 3755 | 4750 | 126,5 | ||||
Возврат остатков субсидий и субвенций | -246 | ||||||
Безвозмездные поступления | 301363 | 285302 | 94,7 | ||||
Дотации - всего | 99028 | 98856 | 99,8 | ||||
Субвенции - всего | 112473 | 102558 | 91,2 | ||||
Субсидии - всего | 88667 | 82694 | 93,3 | ||||
Взаимные расчеты | 64 | 64 | 100,0 | ||||
Прочие безвозмездные перечисления | 1131 | 1130 | 100,0 | ||||
Доходы
от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
19577 | 17888 | 91,4 |