Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Дня развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Цель работы - рассмотреть правовую и экономическую основу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска. Задачами работы являются:
Изучение законодательного обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.
Оценка финансовых возможностей муниципального образования в условиях социально-экономического развития.
Определение перспектив развития муниципального образования и приоритетов развития муниципального образования.
В первой главе рассмотрена правовая основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития.
Во второй главе анализируются доходные источники, их использование, дается оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска.
В третьей главе определен финансовый аспект приоритетных вопросов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………….…4
1.1. Правовая основа деятельности муниципальных образований………….4
1.2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии муниципальных образований……………………………………………………………………….6
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований и направления их использования……………………………………………………..……………...8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………………………………...10
2.1 Анализ доходных источников муниципального образования…………...10
2.2 Анализ использования средств местного бюджета…………………….....19
2.3.Оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования…………………….22
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ……....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Финансовые органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и текущих затрат ,стимулирование эффектного использования материальных и трудовых ресурсов ,создание новых местных производств и промыслов.

Роль местных  бюджетов в социальном и экономическом  развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Порядок формирования местных финансов определен Бюджетным  кодексом Российской Федерации ,Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997г, № 126-ФЗ.Данный закон определяет основные принципы организации местных финансов ,устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления ,основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношениях органов местного самоуправления с финансовыми институтами ,а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.3.   Финансовые ресурсы муниципальных  образований и направления их  использования.

         Основной целью деятельности  органов местного самоуправления  является решение вопросов по  удовлетворению бытовых ,социальных ,образовательных ,медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований .Для этого в распоряжении муниципальных образований передаются финансовые и материальные ресурсы ,за счет которых местные органы публичной власти организуют на территории муниципальных образований предоставление населению соответствующих услуг и товаров.

         Вместе с тем реализация органами  местного самоуправления своих  полномочий также зависит от того, насколько эффективно они будут использовать имеющиеся в их распоряжении ресурс. Для этого органы местного самоуправления должны обеспечить комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйств, частного сектора, производства потребления, а также социальной сферы муниципальных образований.

Для выполнения приоритетных задач и направлений социально-экономического развития муниципальных образований необходимо формирование и исполнение соответствующих муниципальных планов и программ. На их основе должны осуществляться расходы из местных бюджетов и вся экономическая деятельность местных органов власти.

В настоящее  время у органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для  формирования и реализации планов и  программ социально-экономического развития муниципальных образований осуществления  капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие экономики соответствующих территорий. В первую очередь, это связано с тем, что размер финансовых ресурсов, необходимый   для   исполнения   расходных   обязательств муниципальных образований, определен на уровне ниже их реальных потребностей.

 Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц, которые являются  местными налогами, пока не могут  стать определяющими в структуре  доходов местных бюджетов. Наиболее  значимыми из всех налоговых  доходов для местных бюджетов  останутся отчисления от налога на доходы физических лиц.

Но даже все  в совокупности налоговые и неналоговые  доходы местных бюджетов не смогут обеспечить формирование достаточной  собственной доходной базы местных  бюджетов. Очевидно, что в большинстве  муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать  за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  обеспечивается органами местного самоуправления не только за счет финансовых ресурсов, но и материальных средств. Муниципальное имущество необходимо органам местного самоуправления для формирования неналоговых доходов местных бюджетов, создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в муниципальный сектор экономики, поддержки среднего и малого предпринимательства, а также развития механизмов использования земли и имущества.

Реализация интересов  и потребностей населения непосредственно  связана с соответствующей организацией производства, распределения, обмена и  потребления товаров и услуг  на территории муниципальных образований. Во всех этих процессах активное участие принимает малый бизнес и от его спешного решения во многом зависит занятость граждан муниципальных образований, качество и уровень их жизни.

В связи с  этим особое значение для социально-экономического развития муниципальных образований имеет взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с бизнес сообществом, а также поддержка и развитие малого предпринимательства.

Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении муниципалитетов, не покрывают все имеющиеся расходные обязательства. Частичное решение данной проблемы на муниципальном уровне возможно лишь при условии обеспечения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО- 
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2.1. Анализ доходных  источников муниципального образования. 

Доходы бюджета  города Шадринска формируются за счет налоговых доходов, неналоговых  доходов и финансовой помощи. Рассмотрим доходы города за 2009 год.

                                                                                                                              Таблица 2.1

Анализ состава  и структуры доходов города Шадринска за 2009 год

Наименование 
Доходы, утвержденные решением о бюджете Исполнено Отклонение

(+,-)

Сумма, тыс. руб. Уд. вес,

%

Сумма, тыс.

руб.

Уд. вес, % Сумма, тыс. руб. Уд.

вес,

%

Доходы  бюджета всего 668285 100,0 626617 100,0 -41668 0,0
Налоговые доходы 234807 35,2 205468 32,8 -29339 -2,4
Налог на доходы физических лиц 174685 74,4 142489 69,3 -32196 -5,1
Единый  налог на вмененный доход 35600 15,2 37013  
18,0
+1413  
+2,8
Налог на имущество физических лиц 5400 2,3 5034 2,5 -366 +0,2
Земельный налог 13973 5,9 15316 7,5 +1343 + 1,6
Государственная пошлина, сборы 4914 2,1 5186 2,5 +272 +0,4
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 235 0,1 430 0,2 + 195 +0,1
Неналоговые доходы 112538 16,8 118205 18,9 +5667 +2,1
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1100 1,0 1038 0,9 -62 -0,1
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 1451 1,3 1317 1,1 -134 -0,2
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 83078 73,8 82116 69,5 -962 -4,3
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3755 3,3 4750 4,0 +995 +0,7
Возврат остатков субсидий и субвенций     -246      
Безвозмездные поступления 301363 45,1 285302 45,5 -16061 +0,4
Дотации - всего 99028 32,9 98856 34,6 -172 + 1,7
Субвенции - всего 112473 37,3 102558 36,0 -9915 -1,3
Субсидии - всего 88667 29,4 82694 29,0 -5973 -0,4
Взаимные  расчеты 64 0,0 64 0,0 0 0,0
Прочие  безвозмездные перечисления 1131 0,4 ИЗО 0,4 -1 0,0
Доходы  от предпринимательской и иная приносящей доход деятельности 19577 2,9 17888 2,8 -1689 -0,1
 

Из табл. 2.1 видно, что в 2009 году бюджет по доходам города Шадринска планировался в сумме 668285 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре доходов города по Решению за 2009 год приходится на безвозмездные поступления, которые в сумме составили 301363 тыс. руб., что составляет 45,1%. Наибольшую долю в безвозмездных поступлениях занимают субвенции и дотации - 37,3% и 32,9% соответственно.

 Затем по  объему доходов идут налоговые  доходы, они в сумме равны

234807тыс. руб. или 35,2%. По налоговым доходам наибольшее место занял налог на  доходы   физических  лиц  -   74,4% всех  налоговых доходов.

Неналоговые доходы, согласно Решению о бюджете на 2009 год составляют 16,8% или 112538 тыс. руб. В основном они планируются за счет доходов от продажи материальных и нематериальных активов, которые составили 83078

тыс. руб.

В 2009 году бюджет по доходам был исполнен на сумму 626617 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре исполненных доходов заняли безвозмездные перечисления. Они в 2009 году составили 45,5% или 285302 тыс. руб. Как и в Решении о бюджете, основная доля безвозмездных перечислений приходилась на субвенции и дотации.

После финансовой помощи основную долю в структуре  доходов заняли налоговые доходы. Они составили более 32% всех доходов города за 2009 год. В основном налоговые доходы формировались за счет налога на доходы физических лиц, сумма которого 142489 тыс. руб., что составляет 69,3% всех налоговых доходов.

Неналоговые доходы занимали 18,9% исполненных доходов города за 2009 год. Основная доля неналоговых доходов приходилась на доходы от продажи материальных и нематериальных активов - более 69% и на доходы от использования имущества, находящегося в государственной муниципальной и собственности - 24,5%).

Незначительный  удельный вес в структуре доходов за 2009 год составили доходы о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Их доля 2,8% всех доходов или 17888 тыс. руб.

Анализ исполнения бюджета города по доходам за 2007 год. 

Таблица 2.2

Наименование Доходы, утвержденные решением о бюджете Исполнено %

исполнения

Доходы  бюджета всего 668285 626617 93,8
Налоговые доходы 234807 205468 87,5
Налог на доходы физических лиц 174685 142489 81,6
 
Единый  налог на вмененный доход
35600 37013 104,0 1
Налог на имущество физических  лиц 5400 5034 93,2
Земельный налог  13973 15316 109,6
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 235 430 183,0
Неналоговые доходы 112538 118205 105,0
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной муниципальной и собственности 23154 28984 125,2
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1100 1038 94,4
Доходы  от оказания платных

услуг и компенсации  затрат

государства

1451 1317 90,8
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 83078 82116 98,8
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3755 4750 126,5
Возврат остатков субсидий и субвенций   -246        
Безвозмездные поступления 301363 285302 94,7
Дотации - всего 99028 98856 99,8
Субвенции - всего 112473 102558 91,2
Субсидии - всего 88667   82694 93,3
Взаимные  расчеты 64 64 100,0
Прочие  безвозмездные перечисления 1131 1130 100,0
Доходы  от

предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

19577 17888 91,4

Информация о работе Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения