Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Дня развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Цель работы - рассмотреть правовую и экономическую основу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска. Задачами работы являются:
Изучение законодательного обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.
Оценка финансовых возможностей муниципального образования в условиях социально-экономического развития.
Определение перспектив развития муниципального образования и приоритетов развития муниципального образования.
В первой главе рассмотрена правовая основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития.
Во второй главе анализируются доходные источники, их использование, дается оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска.
В третьей главе определен финансовый аспект приоритетных вопросов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………….…4
1.1. Правовая основа деятельности муниципальных образований………….4
1.2 Роль бюджета в социально-экономическом развитии муниципальных образований……………………………………………………………………….6
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований и направления их использования……………………………………………………..……………...8
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………………………………...10
2.1 Анализ доходных источников муниципального образования…………...10
2.2 Анализ использования средств местного бюджета…………………….....19
2.3.Оценка достаточности средств местного бюджета для социально-экономического развития муниципального образования…………………….22
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ……....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ,УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: «Финансы»

на тему: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ, ИХ РОЛЬ В  РАЗВИТИИ МЕСТНОГО ХОЗЯЙСТВА И УЛУЧШЕНИИ  СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Автор работы

Студент 3 курса

Катаев  И.А.

Научный руководитель

к.э.н.,доцент,Корчемкина Е.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………………………………….…4

  1.1. Правовая основа деятельности муниципальных образований………….4

  1.2 Роль   бюджета   в   социально-экономическом развитии муниципальных        образований……………………………………………………………………….6

  1.3 Финансовые   ресурсы   муниципальных   образований и направления их использования……………………………………………………..……………...8

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО- 
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ 
ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………………………………...10

2.1 Анализ доходных источников муниципального образования…………...10

2.2 Анализ использования средств местного бюджета…………………….....19

2.3.Оценка   достаточности   средств   местного   бюджета для социально-экономического  развития муниципального образования…………………….22

ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ……....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ…………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Дня  развития  современной   России  особое   значение местного самоуправления  связано  с  тем,  что оно является  одной   из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления - органами публичной власти. Принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преследовало цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с иными законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами.

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Цель работы    - рассмотреть правовую и экономическую  основу комплексного    социально-экономического     развития муниципального образования на примере города Шадринска. Задачами работы являются:

Изучение  законодательного  обеспечения социально-экономического развития муниципального образования.

Оценка финансовых возможностей муниципального образования  в условиях социально-экономического развития.

Определение  перспектив  развития   муниципального  образования и приоритетов развития муниципального образования.

В   первой   главе   рассмотрена   правовая   основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития.

Во второй главе  анализируются доходные источники, их использование, дается оценка достаточности  средств местного бюджета для  социально-экономического развития муниципального образования на примере города Шадринска.

В третьей главе  определен финансовый аспект приоритетных вопросов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

1.1.   Правовая  основа деятельности муниципальных  образований

Обязательный  компонент демократического государственного строя - местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы.

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Для выполнения функций, возложенных на местные  представительные и исполнительные органы, представительные органы наделены определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами.

Правовой основой  функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации 1993 г.;

Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 г.;

Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (новая редакция).

В Конституции  Российской Федерации (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы. Вопросы  местных бюджетов нашли отражение  в ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, где установлены виды налогов и сборов.

Компетенция органов  местного самоуправления в бюджетной  сфере определена в ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в  которой к ведению органов  местного самоуправления отнесены:

установление  порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения  и исполнения местных бюджетов, осуществления  контроля за их исполнением и утверждения  отчетов об исполнении местных бюджетов;

составление и  рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля эй их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

определение порядка  направления в местные бюджеты  доходов от использования муниципальной  собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

определение порядка  и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных  бюджетов;

предоставление  финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

определение порядка  осуществления муниципальных заимствований;

осуществление муниципальных заимствований и  управление муниципальным долгом

Бюджетным кодексом Российской Федерации также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных  бюджетов, При этом представительные органы местно самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе зафиксированы права муниципальных образований на получение финансовой помощи из региональных бюджетов.

Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал важным шагом в развитии финансово-бюджетных  прав местных органов самоуправления. В соответствии с Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, селам) минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

Закон  устанавливает,  что  финансовые  средства,  необходимые  для осуществления      органами      местного      самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие   в результате   решений,   принятых   федеральными органами государственной власти  и органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

В стране впервые  сформирована система представления  интересов местного самоуправления, которая способна выражать интересы всех типов муниципальных образований  России. Пройдя через довольно сложные этапы становления, местное самоуправление уже сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны.

Принятие в 2003 г. Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления» и целого ряда других федеральных и региональных актов позволило заметно повысить роль местного самоуправления в жизни российского общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.   Роль  бюджета в социально-экономическом  развитии муниципальных образований

Финансовая база местных органов власти — их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятия и получать от них доходы.

Экономическая   сущность   местных   бюджетов   проявляется   в их назначении:

формировании     денежных     фондов,     являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

распределении и использовании этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

контроле за финансово-хозяйственной    деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

 Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

В     основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями системы  заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

Формирование  бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную  самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования, медицинского обслуживания, культуры, жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов ,развитию сети дорог ,возрождению культурных памятников ,используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

Информация о работе Муниципальные финансы, их роль в развитии местного хозяйства и улучшении социального обслуживания населения