Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:03, реферат
В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………...…..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ……………………….....13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………....24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………...33
Приложение Б …………………………………………………………………...34
Пенсионное обеспечение в Китае заложено в государственных органах, называемые городским бюро труда и социальной защиты, реформы в которых, проводятся редко и достаточно сложно, потому что в Китае много престарелых сельских жителей, которые никогда не работали на каких-либо предприятиях. Общенациональные системы пенсионного обеспечения в Китае пока не работают.
Пенсионеры, которым по закону положена пенсия, должны отработать не менее 15 лет и получить право на базовую социальную пенсию. В течение всей трудовой деятельности госслужащий или работник определенной профессии, ежемесячно отчисляет в государственный пенсионный фонд определенный размер выплат на свой личный счет в размере 11% от заработной платы. Этот процент включает в себя перечисление работодателем 7% и самим работником - 4% от заработной платы работника. Отчисления производятся автоматически на предприятии и перечисляются вместе с остальными налогами. Но в некоторых регионах пенсионными накопителями до сих пор выступают предприятия и, следовательно, они же, и выплачивают пенсии своим сотрудникам. При наступлении определенного возраста, государство начисляет по базовым ставкам пенсионное пособие и выплачивает его регулярно. Пенсия выплачивается ежемесячно в размере 20% от среднего уровня заработной платы в регионе работника. Нужно отметить, что в разных провинциях, разные ставки взносов и разные базовые начисления пенсионных выплат. Дополнительно пенсионеру выплачивается с личного пенсионного счета около 60% от средней годовой заработной платы, определенной на момент выхода на пенсию с последующим пересчетом по мере инфляции. Льгот пенсионерам в Китае не существует.
Заключение
Рассмотрев различные модели систем пенсионного обеспечения зарубежных стран, можно сделать вывод, что развитые страны успешно используют систему, сочетающую управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении сберегательными пенсионными счетами. При этом уделяется большое внимание негосударственным накопительным схемам. Государство является основным регулятором правоотношений, возникающих в сфере пенсионного обеспечения, а личное пенсионное обеспечение базируется, в основном, на частной инициативе граждан (работодателей и работников). При высокой заинтересованности граждан в размещении своих накоплений в частном секторе существует ряд рисков, которые принимают на себя будущие пенсионеры. К основным рискам, относятся риск недостаточного финансирования будущих пенсионных обязательств. Политика защиты участников негосударственных пенсионных схем от наступления указанных рисков, а также от снижения негативных последствий их наступления весьма разнообразны. Основные методы разрабатываются на государственном уровне [17].
Для защиты от последствий возможного банкротства предприятия-спонсора применяются два основных метода:
- установление минимальных требований по размеру необходимого финансирования для того, чтобы активы пенсионных схем имели достаточный резерв, используемый в дальнейшем для выплат пенсий;
- страхование работодателя или взносов на случай недофинансирования обязательств перед работниками в случае банкротства предприятия.
Еще одним отличительным фактом функционирования негосударственных пенсионных систем за рубежом является льготное налогообложение. В большинстве стран правительство поощряет инициативу граждан по накоплению пенсий на личных счетах, предоставляя налоговые льготы. Данный вид стимулирования может происходить в нескольких направлениях. Налоговые льготы могут предоставляться как самим гражданам (работникам и работодателям), так и непосредственно пенсионным фондам.
Кроме того, можно выделить основные характерные черты пенсионных систем развитых стран:
- развитие многоуровневой, как правило, трехуровневой системы пенсионного обеспечения;
- обязательное наличие государственной системы пенсионного обеспечения, что гарантирует трудящимся социальную защищенность, прежде всего при смене места работы, создает возможность для перемещения трудовых прав;
- функционирование частных систем пенсионного обеспечения, позволяющих капитализировать средства для инвестиций, а также осуществлять экономическое стимулирование труда;
- обязательный характер выплат страховых взносов;
- зависимость размера пенсии от заработка и трудового стажа;
- узаконенная возможность получения при определенных условиях пенсий до наступления официально утвержденного пенсионного возраста.
Принципиальным различием пенсионных систем является доля, которую отдельные организационно-правовые формы пенсионного обеспечения занимают в общей пенсионной системе. В целом системы пенсионного обеспечения во всех развитых странах выполняют и социальные, и экономические функции. Во-первых, являясь элементом системы социальной защиты, поддерживают уровень жизни и предупреждают негативные последствия, возможные из-за сокращения дохода, вызванного прекращением профессиональной деятельности. Во-вторых, позволяют получателям пенсий располагать повышенной покупательной способностью и играть важную роль потребителя на внутреннем рынке. В-третьих, пенсионное обеспечение позволяет капитализировать средства для инвестиции. И, в-четвертых, они осуществляют экономическое стимулирование труда. Приведенные закономерности действительны для пенсионных систем большинства развитых стран, где найдено наиболее удачное сочетание этих характеристик, определена в соответствие со сложившимися традициями доля участия государства, предпринимателей и граждан в пенсионном обеспечении. Каждая система имеет свои особенности и свой опыт реформирования, исследование которого необходимо для решения проблем и выявления возможных сценариев развития белорусской системы пенсионного обеспечения [6].
Таким образом, государственные и дополнительные пенсионные системы в целом, можно рассматривать, как единую систему достижения намеченного уровня социальной защиты нетрудоспособного населения. Проведенный анализ различных моделей построения пенсионных систем позволяет предположить, что в нынешних условиях наиболее эффективным является смешанный тип, позволяющий опираясь в своей основе на распределительные принципы оптимально использовать достоинства накопительных механизмов.
Список используемой литературы
1. Шестакова Е. Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы и США: общие подходы и особенности // Трудовое право. 2004. №2. С. 79–85.
2. Новиков А. Особенности эволюции зарубежных пенсионных систем // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 5, С. 67).
3. Сайт министерства труда и социальной защиты : http:// www.mintrud.gov.by/ru/pensia
4. Управление персоналом: http: // www.hrm.by/ekonomika
5. Пенсионный фонд РФ: http://www. pfrf.ru / international_experience
6. Роик В. Пенсионная реформа: результаты и перспектива // Пенсионные фонды и инвестиции. 2004. №2. С. 23–26.
7. Закон РБ «О пенсионном обеспечении» (с изменениями и дополнениями) от 17.04.1992г.
8. Национальная ассоциация пенсионных фондов: http:// www.napf.ru
9. Портал о пенсионной реформе, аналитические статьи: http://www.pensionline.ru
10. Старение населения: факты и цифры: http:/ /www.un.org
11. Романчук Я. Концепция пенсионной реформы в Республике Беларусь // тез. докл. НИЦ Мизеса АЦ "Стратегия" Объединенная гражданская партия. - Мн., 2002. - С. 20-22.
12 Вестник МГОУ. Серия «Экономика». № 3 / 2011 - Ермаков Д.Н. «Современная пенсионная система Германии»
13 А. И. Федотов // Труды ИСА РАН 2008. Т. 38 «Анализ моделей построения пенсионных систем».
14 Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ // Опыт моделирования пенсионных систем. 2005. №2;
15 Указ Президента Республики Беларусь № 35 от 16 января 2012 г. «О повышении пенсий»
16 Сайт «Публичные люди» : http:// www. pl.com.ua
17 Сайт «Политика и деньги» - НПФ : http:// www. finzah.com.ua
18. Сайт «Всё об организации труда, мотивации труда, развитии персонала, официальные документы» : http:// www. Jobgrade.Ru
19. Пенсионные системы в мире: http://www.luxurynet.ru
Приложение А
(справочное)
Средние размеры пенсий в РБ
Вид пенсии | Декабрь 2009, мес./руб. | Декабрь 2010, мес./руб. | Декабрь 2011, мес./руб. |
Всех видов | 429 514 / 150$ | 584 765 / 195$ | 940 442 / 110$ |
Трудовая | 434 711 | 592 166 | 949 410 |
По возрасту | 449 361 | 612 136 | 973 738 |
По инвалидности | 395 440 | 534 734 | 874 670 |
По случаю потери кормильца | 263 740 | 353 754 | 627 758 |
За выслугу лет | 589 205 | 804 220 | 1 262 902 |
За особые заслуги перед республикой | 661 081 | 882 408 | 1 447 470 |
Социальная | 187 167 | 244 325 | 244 325 |
Приложение Б
(справочное)
Пенсии в разных странах мира (данные по состоянию на сентябрь 2011)
Страна | Средняя продолжительность жизни, м/ж | Возраст выхода на пенсию, м/ж | Средний размер пенсии, мес./$ |
Германия | 76,11 / 82,26 | 67 | 1 200 |
США | 75,29 / 81,13 | 65 | 1 164 |
Великобритания | 76,37 /81,46 | 65 / 60 | 700 |
Швеция | 78,49 / 83,13 | 65 | 833 |
Япония | 78,73 / 85,59 | 70 | 717 |
Казахстан | 63,6 / 73,6 | 63 / 58 | 210 |
РФ | 62 / 74,2 | 60 / 55 | 285 |
Чили | 70 / 77 | 65 /60 | 190 |
Китай | 71,37 / 75,18 | 60 / 55-50 | 150 |
РБ | 65,3 / 76,9 | 60 / 55 | 105 |