Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:03, реферат
В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………...…..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ……………………….....13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………....24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………...33
Приложение Б …………………………………………………………………...34
Министерство образования Республики Беларусь
«УО» Белорусский государственный экономический университет
Кафедра экономики предпринимательства и права
Реферат
На тему: Модели пенсионного обеспечения
Выполнил:
Студент ф-та «Консалтторгцентр»
Группы ПБД-1
Проверил:
Минск 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………...…..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ……………………….....13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………....24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………...33
Приложение Б …………………………………………………………………...34
Введение
Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, все системы социальной защиты комиссией Европейского сообщества условно поделены на две группы: систему Бисмарка, названную в честь ее основоположника – немецкого канцлера Бисмарка, и систему Бевериджи.
В первой группе установлена жесткая связь между степенью участия в общественном производстве и уровнем социальной защищенности. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален тем страховым взносам, которые делает человек на протяжении всей его активной жизни. Такой принцип социальной защищенности носит накопительный характер. Помимо этого, в системе Бисмарка существует защита солидарного характера, когда работающие содержат неработающих. Она предназначена для семей с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности в виде помощи, реализуемой через социальные муниципальные службы.
Социальная защита по системе Бевериджи дает право на минимальную защищенность любому человеку, теряющему по ряду причин свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии, независимо от уровня отчислений от заработной платы, в рамках минимального дохода. Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности.
В мировой практике «бисмарковская» и «бевериджская» системы реализуются в различных вариантах либеральной, социально-демократической и консервативной моделей социальной защиты. Общим для них является принцип самообеспечения, означающий обязанность всех граждан трудоспособного возраста зарабатывать на себя, и гибкой системы социальных гарантий по случаю болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца, безработицы и т.д.
Пенсионное обеспечение населения в разных странах состоит из форм, образующих сложную социально-экономическую систему. Практически во всех странах мира система пенсионного обеспечения состоит из подсистем, взаимно дополняющих друг друга. Каждая система имеет свои особенности и свой опыт реформирования, исследование которого необходимо для решения проблем и выявления возможных сценариев развития российской системы пенсионного обеспечения.
В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
1 Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения
Основные формы, в которых осуществляется пенсионное обеспечение населения, составляют ее систему. Большинство пенсионных систем, существующих в мире, представляют собой единство трех подсистем [13]:
- подсистема государственного пенсионного обеспечения, гарантирующая выплату государственных пенсий, которые должны удовлетворять хотя бы минимальные потребности при потере трудоспособности человека;
- подсистема государственного пенсионного страхования, которая обеспечивает всем гражданам или большей части экономически активного населения доход, заменяющий прежний заработок, после прекращения трудовой деятельности. Размер пенсий связан с величиной страховых взносов, отчисляемых застрахованным лицом в период своей трудовой деятельности;
- подсистема дополнительного (добровольного) пенсионного страхования. В данном случае человек сам берет на себя заботу об обеспечении себе дополнительного дохода в конце активной трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств и использования частного страхования.
Исследование эволюции сущности и функций пенсионного обеспечения, как элемента социальной защиты в рыночной экономике, позволяет сформулировать основные цели, стоящие перед ним:
- защита от бедности в случае утраты трудоспособности;
- предоставление дохода, размер которого обычно пропорционален сумме
заработка, имеющегося непосредственно перед выходом на пенсию;
- защита этого дохода от последующего снижения реального уровня
жизни в результате инфляции.
В организации пенсионного обеспечения, можно выделить:
- по степени достаточности — уровни (уклады или ярусы);
- по принципам финансирования — модели пенсионных систем.
По степени достаточности пенсионное обеспечение осуществляется, как правило, на трех уровнях, по так называемой трехуровневой системе. Основная задача первого уровня — защита от бедности, то есть гарантия некоторого прожиточного минимума, реализуемая, как правило, в виде государственной системы. Государственная система пенсионного обеспечения гарантирует выплату пенсий, которая должна удовлетворять хотя бы минимальные потребности в старости, то есть защиту от их неплатежеспособности. Государственная система предполагает, помимо пенсий по старости, широкий набор других выплат (по случаю потери кормильца, в связи с инвалидностью и др.). В одних странах основной целью государственных пенсионных систем является обеспечение прожиточного минимума для пенсионеров и обычно отсутствует обязанность граждан платить взносы в пенсионную систему или осуществлять сбережения. По таким системам все лица, прожившие в стране достаточное количество лет, имеют право на пенсию по старости или по инвалидности. Предполагается, что такие системы удовлетворяют лишь минимальные потребности. Эти системы называются универсальными или всеобщими и имеются, например в Данин, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании, Австралии, Ирландии и ряде стран Северной Европы. Главным инструментом борьбы с бедностью пожилых людей являются пособия, финансируемые из бюджета за счет общих налогов или базовые пенсии. Основная цель данной модели — борьба с бедностью на основе перераспределения доходов между богатыми и бедными посредством налоговой системы. Среди институтов социальной защиты главную роль играет государственное социальное обеспечение, финансируемое из бюджета, а остальные дополняют ее. Положительным в этой модели является то, что пенсионеры получают определенные социальные гарантии.
Второй уровень призван обеспечить достойную старость. Он рассчитан на работающих и стимулирует, а иногда и обязывает их участвовать в формировании дополнительных пенсий. На этом уровне действуют профессиональнее системы пенсионного обеспечения, связанные с трудовой
деятельностью. Право на трудовые пенсии возникает при вступлении человека в трудовые отношения, а размер выплат зависит от стажа и за- работка работника. Государство выступает гарантом того, что пенсии будут выплачиваться независимо от бюджета социального страхования или банкротства отдельных предприятий. Системы финансируются за счет взносов предпринимателей и работников, в некоторых случаях в фонды пенсионного обеспечения осуществляет взносы только предприниматель.
Третий уровень пенсионных систем — уровень частной инициативы, где действуют системы дополнительных производственных пенсий и личных пенсионных сбережений. Модель личного (коллективного) пенсионного страхования занятого населения несет черты индивидуальной защиты с сильной мотивацией зажиточных слоев населения к накоплению достаточных материальных средств на старость. Развитая система личного страхования характерна для США и стран Латинской Америки. Частные формы защиты приобретают все большее значение в качестве замены или дополнения к государственным формам защиты с точки зрения сохранения привычных жизненных стандартов в старости и в других странах, хотя этот уровень важен для них не в такой степени, как первые, и в меньшей степени стимулируется государством. Частные пенсии могут предоставляться в рамках пенсионных систем компаний или частного страхования. Системы дополнительных производственных пенсий, получившие широкое распространение во Франции и Германии, означают, что предприятие берет обязательство страховать своих работников не только в кассе социального страхования, но и дополнительно в частных страховых кассах. Системы личных пенсионных сбережении — это добровольные системы, основанные полностью на личной инициативе и собственных средств застрахованного лица. При наличии личного капитала требуется более низкий уровень защиты в рамках обязательных государственных пенсионных систем.
Развитие частных пенсий определяется такими факторами, как действующий механизм экономики, конкуренция, коллективные соглашения, внутренние потребности предприятия. Во многих странах акцент делается на добровольную основу — никакому предпринимателю не запрещается создание частной пенсионной системы, вместе с тем трудящиеся, которые не охвачены системой пенсий, поощряются с помощью налоговых льгот к созданию на индивидуальной базе своих собственных программ дополнительной пенсионной защиты. Дополнительные пенсионные системы часто сосуществуют с системами обязательного государственного страхования. Роль дополнительных пенсионных систем заключается в том, что с их помощью можно удовлетворять индивидуальные потребности граждан в социальной защите. Их роль во многом совпадает с ролью базовых