Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:03, реферат
В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………...…..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ……………………….....13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………....24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………...33
Приложение Б …………………………………………………………………...34
Размер профессиональной пенсии зависит от трудового стажа. За каждый год стажа пенсия увеличивается на 1/60 от зарплаты на момент выхода на пенсию, при этом определенная часть зарплаты (ниже величины базовой государственной пенсии) не принимается в расчет, учитывается лишь сумма, превышающая данный предел.
Нормальный возраст выхода на пенсию в профессиональной пенсионной программе устанавливается работодателем, возможно после проведения консультаций с работниками или их представителями. Для большей части работников возраст выхода на пенсию будет совпадать с возрастом, с которого начинает выплачиваться государственная пенсия – то есть 65 лет. Для некоторых профессий предусмотрен более ранний выход на пенсию (для учителей – 60 лет, для летчиков – от 50 до 55 лет).
Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов — в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.
Негосударственная пенсионная система пользуется наибольшей популярностью среди населения Великобритании. Именно она позволяет получать довольно большую пенсию, размер которой работник регулирует самостоятельно, исходя из своих взносов. Частное пенсионное обеспечение постепенно вытесняет государственное.
Величина базовой пенсии составляет 20% от средней заработной платы по стране, дополнительные профессиональные пенсионные системы позволяют компенсировать пенсионерам 50-65% последней заработной платы. Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров составляет 87%, а для самых бедных — лишь 21%.
К апрелю 2020 г. планируется увеличение пенсионного возраста для всех до 65 лет.
4.4 Модель пенсионной системы Швеции
С 1998 году в Швеции была введена новая пенсионная система, согласно которой пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной.
Первый уровень - это условно-накопительная пенсия. Эта часть является распределительной. Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов, составляющих 16% заработной платы. Из этих взносов складываются условные накопления, т. е. накапливаются не живые деньги, а обязательства. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Размер пенсии определяется на основании условных накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. Формулы индексации накоплений и определения назначаемой пенсии делают систему условно-накопительной пенсии саморегулирующейся, приспосабливающейся к изменениям демографической и макроэкономической ситуации в стране. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии - 61 год, но ее можно оформлять и позже.
Второй уровень - накопительная пенсия. Ее размер, как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, формирующий накопления путем взносов на индивидуальном пенсионном счете, составляющих 2,5% заработной платы. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом. Выплата накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год.
Гарантированная пенсия выплачивается тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет. В полном размере она устанавливается тем людям, которые прожили в стране 40 лет после того, как достигли 25-летнего возраста. За каждый недостающий год размер гарантированной пенсии уменьшается на 1/40.
Широкое распространение в Швеции получили добровольные негосударственные профессиональные пенсионные системы и индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы [5]. Профессиональные пенсионные системы регулируются коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную негосударственную пенсию, составляющую в среднем 10% "последней заработной платы".
Большой популярностью пользуются также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы. Индивидуальность проявляется в том, что каждый клиент может выбрать для себя фонд, пенсионные схемы и программы инвестиций которого в наибольшей степени соответствуют его интересам и предпочтениям. Кроме того, правительство поощряет и инициативу граждан по накоплению пенсий на личных счетах, предоставляя в этом случае налоговые льготы [18].
Пенсия в Швеции - одна из самых высоких в Европе. Сумма государственной и служебной пенсии может достигать 60-80% от среднего заработка.
Государство поощряет более поздний выход на пенсию, повышая ее приблизительно на 10% за каждый проработанный год после 65 лет.
4.5 Модель пенсионной системы Японии
Основой пенсионной системы Японии является государственное социальное обеспечение, которое финансируется из бюджета, но обеспечивается за счет пенсионных взносов работников и работодателей.
Пенсионная система Японии имеет два основных уровня [19].
Первый уровень составляют базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости, инвалидности и потери кормильца. Источником финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей и дотации государства. Право на базовую пенсию по старости определяется двумя условиями:
- достижением установленного законом возраста – 70 лет;
- наличием страхового стажа.
Размер базовой пенсии по старости устанавливается ежегодно в твердой сумме, достаточной для удовлетворения основных жизненных потребностей. Увеличение ее производится ежегодно с 1 апреля в соответствии с индексом роста потребительских цен за прошедший год.
Второй уровень составляют государственные и профессиональные пенсии. Источником финансирования дополнительных пенсий второго уровня являются взносы работодателей и сотрудников. Размеры взносов и пенсий исчисляются пропорционально среднемесячному заработку, ограниченному определенным максимумом.
Для приобретения права на государственную дополнительную пенсию все работающие подлежат обязательному пенсионному страхованию.
По классификации ООН, Япония считается «стареющим» государством. При такой демографической ситуации происходит постоянное увеличение расходов на выплату пенсий, поэтому вопросы реформирования пенсионной системы Японии остаются актуальными.
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана
Казахстан первым из стран СНГ ввел обязательную накопительную пенсионную систему. В настоящее время пенсионная система в этой стране является многоуровневой и представляет собой сочетание распределительной и накопительной систем. Накопительная модель введена в Казахстане с 1 января 1998 г.
Отличием модели является то, что первым уровнем является обязательное внесение ежемесячных пенсионных взносов в размере 10% заработной платы в государственный накопительный Пенсионный фонд.
Второй уровень - это 14 негосударственных пенсионных фондов, которые осуществляют индивидуальные и корпоративные накопительные пенсионные программы. На долю второго уровня приходится почти две трети общей суммы пенсионных накоплений.
В Казахстане действует трехуровневая система защиты пенсионных накоплений:
- государственная гарантия сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах, размер гарантии - фактически внесенные обязательные пенсионные взносы с учетом уровня инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты;
- гарантия пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;
- права вкладчиков защищены предоставленной им возможностью самостоятельно осуществлять страхование своих накоплений и создавать системы коллективного страхования пенсионных активов.
Помимо обязательного накопительного пенсионного страхования в республике создано профессиональное пенсионное обеспечение для работников, занятых на производствах с особо опасными условиями труда, введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. Пенсионные взносы выплачиваются работодателем, при этом работодатель получает налоговые льготы [5].
Право на получение пенсии имеют женщины старше 58 лет при наличии 20-летнего трудового стажа и мужчины старше 63 лет при наличии 25-летнего стажа. Допускается возможность выхода на пенсию для мужчин и женщин в 55 лет, если размер пенсионных накоплений является достаточным для получения минимальной пенсии.
В рамках распределительной системы введена государственная базовая пенсионная выплата. С 2006 года пенсионерам независимо от стажа работы, заработка и размера пенсии ежемесячно выплачивают базовую пенсию в размере 20% прожиточного минимума. В дальнейшем эту сумму доведут до 75%.
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации
С 1 января 2002 года Россия перешла к трехуровневой системе пенсионного обеспечения.
Первый уровень основан на распределительном принципе. Пенсионные выплаты имеют две составляющие:
- базовая часть пенсии;
- страховая часть пенсии.
Базовая часть пенсии формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит.
Страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране [9].
Второй уровень пенсионной системы основан на накопительном принципе. Накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии. Накопительной частью пенсии можно распоряжаться самостоятельно. Все работники, имеющие накопительную часть трудовой пенсии, имеют право выбрать, где разместить свои пенсионные накопления [19]:
- в государственной управляющей компании;
- в частной управляющей компании;
- в негосударственном пенсионном фонде.
Третий уровень пенсионной системы составляет негосударственное пенсионное обеспечение, которое осуществляется, преимущественно, негосударственными пенсионными фондами.
Негосударственное пенсионное обеспечение дает гражданам возможность обеспечить себя дополнительным доходом при наступлении пенсионного возраста и строится на принципах добровольного участия физических и юридических лиц.
Выход на пенсию: для мужчин- 60лет, женщин-55.
4.8 Модель пенсионной системы Чили
С 1981 года пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый человек, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором концентрируются его пенсионные взносы. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами. По достижении пенсионного возраста они возвращаются к человеку[19].
Чилийская пенсионная модель – двухуровневая:
- первый уровень – это обязательные отчисления средств из заработной платы работника, в размере 10% от заработной платы, в один из частных пенсионных фондов, строго контролируемых государством;
- второй уровень – это страховка на случай наступления инвалидности и потери кормильца.
Внедрение новой пенсионной системы в Чили оказало положительное влияние на экономику этой страны, и способствовало развитию национальной финансовой системы. Подобные системы действуют в Аргентине, Перу и Колумбии.
Пенсионный возраст в Чили наступает в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин. Однако есть вариант досрочного выхода на пенсию при условии достаточных для этого накоплений.
4.9 Модель пенсионной системы Китая
Пенсионное обеспечение Китая на сегодняшний день не имеет никаких прогрессивных движений. Хотя в стране за последние годы значительно возрос уровень жизни, пенсия здесь выплачивается только государственным чиновникам, менеджерам и людям, занятыми в промышленном производстве. Жители сельской местности и крестьяне, пенсию не получают вообще. В последние годы отмечено, что в Китае преобладает количество пожилых людей над трудоспособным населением, но введенные законы выплаты пенсии определенным слоям населения, совсем не обременителен государству. Пенсию в Китае мужчины могут получать в 60 лет, женщины менеджерского состава в 55 лет, а остальные женщины в 50 лет. Причем занятым в государственной службе разрешено уходить на пенсию раньше, без всяких потерь ее размера [19].