Модели пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………...…..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ……………………….....13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………....24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………...33
Приложение Б …………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Пенсии_Катя.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

 

     Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

     Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета.

     Право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных законодательством случаях закреплено в Конституции Республики Беларусь.

     Характерным признаком системы пенсионного обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

     Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов [7].

     Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала [3].

     Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту .

     Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

     Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту.

     Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы. С 1 июня 2011 г. на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 667 её размер увеличен до 20 процентов.

    Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах (с 1 августа 2011 г.):

     инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов; инвалидам с детства II группы – 95 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка – 85 процентов; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

     Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

     - в связи с ростом средней заработной платы;

     - в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

     В 2011 году произведены перерасчёты:

     - с 1 июня - трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за I квартал 2011 г. - 1463,7 тыс. рублей (Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 215);

     - с 1 августа – трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за  II квартал 2011 г. – 1664,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327);

     - с 1  ноября – трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников за  III квартал 2011 г. – 2036,5 тыс. руб. (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327).

     - c 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября - минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. При этом перерасчет социальных пенсий с 1 августа обусловлен также изменением их размеров относительно бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2011 г. № 327).

     В соответствии с указом Президента Республики Беларусь № 35 от 16 января 2012 г. «О повышении пенсий» с 1 января 2012 года были установлены доплаты к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий  в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим возраста [15]:

     - 75 лет, - в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

     - 80 лет, - в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

     Также будет произведена в 2012 году корректировка фактического заработка пенсионеров и перерасчеты трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике:

     Как известно, наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Демографическая ситуация в республике складывается так, что соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире [10].

         В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности.

     Существующая в Беларуси пенсионная система "Работающий платит за Пенсионера" (pay-as-you-go) лишает работающих возможности самостоятельно планировать свои доходы в старости, система не способна прибыльно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать высокую степень ликвидности, выплачивать высокие пенсии, обеспечивающие нормальный уровень благосостояния. Потому, что она увеличивает налоговое бремя на предприятия, создает условия для развития серого рынка труда и предпосылки для роста безработицы. На основе выше сказанного можно сделать вывод, что система пенсионного страхования в РБ не является эффективной и не способна адаптироваться к условиям перехода к рыночной экономике.

     В связи с этим  предусмотрено поэтапное реформирование пенсионной системы посредством введения в республике трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы - социальные пенсии, второй - трудовые (страховые) пенсии и третий - дополнительные негосударственные пенсии.

     Необходимость проведения реформирования действующей пенсионной системы также отражена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года.

     Одним из важнейших мероприятий по проведению реформ является принятие Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О профессиональном пенсионном страховании", вступившего в силу с 1 января 2009 года, и иных нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы профессионального пенсионного страхования.

     Внедрение профессионального пенсионного страхования позволяет снизить нагрузку на общую пенсионную систему, которая с каждым годом возрастает, что в свою очередь сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения; постепенно сформировать отдельные целевые средства для финансирования досрочных пенсий по условиям труда и, тем самым, освободить общую систему пенсионного обеспечения от таких расходов, что позволит повысить размеры пенсий.

     В Беларуси с 2012 года будет внедряться условно-накопительная пенсионная система с сохранением распределительной системы для низкодоходных групп населения и уже действующей системой профессионального пенсионного обеспечения. Общая часть пенсий будет переводиться на условно-накопительную систему по опыту Швеции. Сейчас специалистами по пенсионным системам разрабатываются новые, многоуровневые модели таких систем. Условно-накопительная система отличается от распределительной тем, что каждый будет вкладывать средства в пенсионный фонд и в зависимости от этого получать пенсию.

     По результатам социологических опросов идея дополнительных накоплений к пенсии является популярной среди жителей Беларуси. Почти половина населения (40,5%) выразила готовность делать такие накопления, чтобы обеспечить себе более высокий уровень жизни в старости. Однако реализовать это намерение могут немногие - лишь 12,5% населения накапливают деньги к пенсии. Остальные либо предпочитают тратить деньги сейчас, либо не имеют достаточно средств для сбережений, либо не доверяют финансовым институтам. Для большинства белорусов основным гарантом будущей, пусть и незначительной, пенсии является государство. Советское прошлое сделало наших людей достаточно инертными. Они отличаются от европейцев еще и тем, что о жизни на пенсии, пока работают, не задумываются. В Беларуси уже можно копить на пенсию и по принципу западных стран. Например, такую возможность предоставляет "Белорусский народный страховой пенсионный фонд" и страховое предприятие "Стравита".

     Что касается накопительной системы, в настоящее время в системе участвует приблизительно 4,4 млн человек. В 2003 году пенсии финансировались на 80% за счет старой, на 20% - за счет обновленной системы. К настоящему времени пропорции изменились и составляют 60% и 40% соответственно.

     Для развития в Беларуси условно-накопительной пенсионной системы необходимо создавать новые пенсионные фонды. Пока в законодательстве жестко определено, куда страховые компании могут вкладывать средства. Чтобы накопления работали, необходимо пересмотреть позиции для инвестиций и искать дополнительные источники инвестиций.

     Для эффективной пенсионной системы кроме активности каждого человека необходимо, чтобы и наниматель был заинтересован накапливать пенсионные средства для своих сотрудников. Таким образом, будет формироваться часть пенсии от работодателя. Заинтересованность возможна в случае предоставления нанимателям налоговых льгот (сейчас для юридических лиц налог 35% в фонд соцзащиты слишком велик).

     Исходя из проведенного исследования, рынку негосударственных пенсионных услуг не позволяет развиваться следующее:

     - непонимание граждан необходимости обеспечения личного благосостояния;

     - финансовая и пенсионная неграмотность;

     - недоверие к долгосрочным инвестициям;

     - невысокие доходы населения.

     Для реализации поставленных целей необходимо предпринимать следующие меры [11]:

     1. Привлекать дополнительные ресурсы на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Для этого необходимо создать условия, которые будут стимулировать граждан и работодателей для формирования пенсионных накоплений через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании .

     2. Повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса и повышение пенсионной грамотности населения.

     3. Создание благоприятного налогового климата. В данном случае предлагается принять меры к приведению принципов налогообложения НПФ в соответствие с международной практикой - налогообложение взносов и инвестиционного дохода не производится, а пенсия облагается подоходным налогом.

     4. Расширение допустимого инструментария для размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, а также совершенствование требований к размещению страховых резервов.

     5. Усиление требований к надежности и устойчивости негосударственных пенсионных фондов.

     6. Развитие инфраструктуры рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни, что включает в себя совершенствование законодательной базы, повышение квалификации специалистов, работающих на рынках НПФ и долгосрочного страхования жизни, принятие дополнительных мер, обеспечивающих открытость и прозрачность рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни для их участников, вкладчиков, партнеров.

     Переход к многоуровневой пенсионной системе не только позволит создать в Беларуси устойчивую пенсионную систему, но и будет способствовать развитию экономики в целом через создание новых финансовых институтов и формирование стимулов к рыночному поведению экономических агентов - правительства (бюджетная дисциплина) и граждан (ответственность за размер собственной пенсии)[4].

Информация о работе Модели пенсионного обеспечения