Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:03, реферат
В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность в связи со своим возрастом, вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых актуальных. Поэтому формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты жизни общества, является важной задачей многих государств. В ходе реформирования пенсионных систем были сформированы две основных модели пенсионного обеспечения: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Формы, подсистемы, схемы пенсионного обеспечения ………………...…..5
2. Модели пенсионных систем …………………………………………………10
3. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь ……………………….....13
4. Модели пенсионных систем в мире ……..…………………………………..19
4.1 Модель пенсионной системы Германии…………………………….….19
4.2 Модель пенсионной системы Германии………………………………..20
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании ……………………….22
4.4 Модель пенсионной системы Швеции ………………………………....24
4.5 Модель пенсионной системы Японии ………………………………….25
4.6 Модель пенсионной системы Казахстана …………………………..….26
4.7 Модель пенсионной системы Российской Федерации ………………..27
4.8 Модель пенсионной системы Чили …………………………………….28
4.9 Модель пенсионной системы Китая ………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы ……………………………………………..32
Приложение А …………………………………………………………………...33
Приложение Б …………………………………………………………………...34
На данный момент (2012г.) в соответствии с указом «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» от 18.03.2012 предусмотрено, что при продолжении работы без получения государственной пенсии по возрасту после приобретения права на нее размер пенсии прогрессивно увеличивается:
- за первый год - на 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии;
- за два года размер повышения составит 14% (повышение на 8% за второй год работы суммируется с повышением на 6% за первый год);
- за три года - 24% (14% за первых два года плюс 10% за третий год);
- за четыре года - 36% (24% за три года плюс 12% за четвертый);
- за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период (за 5 лет - 50%, за 6 лет - 64%). Такой подход будет способствовать снижению притока пенсионеров и повышению эффективности государственных расходов.
Статистические данные по средним размерам пенсий в РБ приведены в приложении А, некоторые данные по пенсиям различных стран приведены в приложении Б.
4 Модели пенсионных систем в мире
4.1 Модель пенсионной системы Германии
Пенсионная система Германии представляет собой "систему трех уровней" [12]:
1 – К первому уровню относится обязательное пенсионное страхование, которое охватывает 78% населения и обеспечивает 63% от объема пенсий, предоставляемых всей системой защиты в старости (пенсионное страхование служащих; пенсионное обеспечение чиновников; помощь по старости для фермеров и членов их семей и пенсионное обеспечение так называемых лиц свободных профессий - врачи, аптекари, ветеринары, архитекторы, адвокаты, нотариусы и другие). Бюджет федерального учреждения пенсионного страхования формируется за счёт отчислений работника и работодателя в сумме 19,4% от заработка и от фонда заработной платы. Подлежащий страхованию доход ограничивается верхним пределом в 4300 евро в месяц, сверх которого обязательное пенсионное страхование не допускается.
2 - Ко второму - добровольное обеспечение по старости от предприятий (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию) Эта форма защиты в старости является добровольной. Предприятие самостоятельно решает вопрос предоставления пенсии своим сотрудникам. Договорами о таких пенсиях охвачена почти половина работников Германии.
3 - Третий уровень - это частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала - покупка недвижимости, создание фонда ценных бумаг, заключение договоров о долгосрочных сберегательных вкладах, о страховании жизни с целью накопления средств, о пенсионном страховании).
Особенностью германской модели является то, что на предприятии создается самоуправляющееся структурное подразделение, которое занимается корпоративными и личными пенсионными программами работников.
Стабильное экономическое и социальное развитие Германии поддерживается благодаря ответственности государства перед пенсионерами. Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства, что иллюстрирует принцип распределительной системы финансирования.
Пенсионные основания для граждан наступают при достижении мужчинами и женщинами 67 лет (с 2012 года).
Данная система позволяет поддерживать пенсионные выплаты на уровне 70% от средней заработной платы по стране. Модель пенсионной системы
Популярность частного страхования в Германии постоянно растет, в нем участвуют все социальные группы. Дело в том, что немцы доверяют банкам и им нравится независимость от социальных программ правительства. Сумма отчислений дело исключительно самого плательщика. Договор пенсионного страхования заключается напрямую с банком. Выплаты могут производиться как со дня достижения пенсионного возраста пожизненно, так и на протяжении оговоренного договором периода. Часть выплат можно завещать членам семьи. При частном страховании все денежные вложения возвращаются с процентами. Кредитные организации разрабатывают и предлагают работодателям и частным лицам различные накопительные программы. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Все банки имеют негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время в Германии продолжается пенсионная реформа, которая должна продлиться до 2030 г. Предусматривается установление максимального размера страхового взноса: до 2020 г. он не должен превысить 20% начислений заработной платы, а до 2030 г. – до 22%. Коэффициент замещения планируется постепенно понижать с 67% до 64%. Данное снижение предусматривается замещать самими работниками путём добровольного накопительного страхования. Размер взносов по накопительной системе в настоящее время составляет 4% от номинальной заработной платы, но при этом осуществляется государственная поддержка накопительного компонента, выражающаяся в возврате уплаченных взносов. При достижении пенсионного возраста работник сможет единовременно получить до 30% накопленной суммы, а оставшаяся часть будет выплачиваться в виде пенсии.
Модель пенсионной системы Германии характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран западной Европы.
4.2 Модель пенсионной системы США
Пенсионная система США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. Государственная распределительная система предназначена для гарантированной выплаты пенсий в установленных сроках и объемах [19].
Распределительная система представляет собой "обмен между поколениями", т.е. работающие граждане содержат пенсионеров. Принцип "обмена" осуществляется в обязательном порядке, и работает только на государственном уровне. Государственная распределительная система предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий пенсионерам. Крупнейшая государственная пенсионная система США (Общая федеральная программа – ОФП) построена по распределительному принципу и охватывает почти всех, занятых в частном секторе экономики.
К накопительным пенсионным системам относятся государственные и частные пенсионные программы.
Государственные накопительные пенсионные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы власти. Главным источником поступлений в накопительные пенсионные фонды служат ежегодные взносы Федерального правительства, а также инвестиционный доход фондов. Участие граждан в частных накопительных пенсионных программах является добровольным. Инвестиционная функция накопительных пенсионных систем играет первостепенную роль. Накопительные пенсионные фонды служат крупнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику США.
Пенсионный фонд формируется за счет налогов на социальное обеспечение в размере 6,2% от заработка сотрудника, столько же платит работодатель. Государство официально призывает рассматривать социальную пенсию не как основной источник средств, а лишь дополнение к другим пенсионным инструментам.
Частные пенсионные фонды предприятий построены по накопительному принципу, что позволяет фондам финансировать собственные пенсионные программы и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики страны. Также в США распространены личные пенсионные счета и долгосрочное страхование жизни. Таким образом, американцы обеспечивают себе сразу 3 пенсии: государственную, частную от предприятия и личную путем открытия пенсионного счета или заключения договора страхования жизни.
Значительную часть пенсионных выплат населению обеспечивают негосударственные пенсионные программы:
- пенсионные планы, предоставляемые работодателями (например, пенсионные планы 401k и 403b): сотрудник отчисляет часть зарплаты (процент отчислений - на усмотрение отчисляющего) на пенсионный счет до налогообложения, работодатель, со своей стороны, может добавить аналогичную или меньшую сумму. Налоги платятся при получении денег со счета;
- личные пенсионные счета: индивидуальные отчисления, ограниченные годовым верхним пределом;
- аннуитеты, которые предлагают страховые компании по страхованию жизни, - покупка права на регулярно поступающие суммы после выхода на пенсию;
- пенсии работодателей - часть социального пакета, выплачиваются чаще всего в виде единой суммы.
Полный пенсионный возраст для лиц, родившихся до 1938 года, составляет 65 лет. В связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении были внесены изменения о постепенном увеличении полного пенсионного возраста до 67 лет – для рожденных в 1960 году и моложе. Наиболее ранний возраст выхода на пенсию в системе социального обеспечения – 62 года. Однако размеры пенсии составят меньше полной пенсии на 5/9 процента за каждый месяц до достижения полного пенсионного возраста.
Плюсы и минусы пенсионной системы США [16]:
- Плюсы: инвестиционная и социальная функция пенсионных накоплений - разделены. Человек может быть уверен в том, что сможет удовлетворить свои базовые потребности на пенсии, и в то же время активно участвует в формировании своего благосостояния в старости.
- Минусы: пенсионная система США децентрализована, большая часть пенсионных накоплений находится в распоряжении приватного сектора и зависит от финансовой погоды на рынке. Поэтому в последнее время американскую пенсионную систему критикуют за нестабильность и угрозу банкротства.
Модель пенсионной системы США функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.
4.3 Модель пенсионной системы Великобритании
Современная пенсионная система в Великобритании представляет собой многоуровневую систему, состоящую из государственной (базовая и страховая), профессиональной и дополнительной (личное пенсионное страхование) пенсий [19].
- Базовая государственная пенсия (State basic pension).Ее получают мужчины по достижении возраста 65 лет, при условии, что стаж работы составляет 44 года, и женщины в возрасте 60 лет, если они отработали 39 лет, выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Для тех, кто достигнет пенсионного возраста после апреля 2010 года, необходимый стаж работы будет ниже: 30 лет, как для мужчин, так и для женщин. Выплачивается в установленном (одинаковом) размере для всех застрахованных, располагающих доходом выше установленной нижней отметки доходов (начиная с которых взимаются страховые взносы) и которые вносили соответствующие взносы в Национальную систему страхования (или получали освобождение от их уплаты в периоды безработицы, заболеваний и т.д.).
- Страховая (дополнительная пенсия (сверх базовой пенсии)), размер которой устанавливается пропорционально величине средних доходов получателя за весь период его профессиональной деятельности (State Earnings Related Pension Scheme – аббревиатура SERPS – введена Законом 1975 г.), и находится в определенном (установленном для исчисления взносов в Национальную систему страхования) диапазоне 25% - 20% от размера заработной платы.
Работодатель и работник должны выплачивать взносы государству на базовую государственную пенсию и на дополнительную государственную пенсию, связанную с размером заработка.
Если у работодателя имеется соответствующая определенным требованиям профессиональная пенсионная программа, он может выплачивать взносы государству лишь на базовое государственное пенсионное обеспечение. Работодатель (и, возможно, работник – на усмотрение работодателя) должен финансировать профессиональные пенсионные программы.
Профессиональные пенсионные программы не являются обязательными.
Государство берет часть расходов на себя, освобождая взносы от налогообложения. При этом взносы, выплачиваемые работодателем на государственные пенсии, исключаются из налогооблагаемой базы, а взносы работников – нет (см. таблицу 4). В тоже время взносы в профессиональные пенсионные программы работодателя и работника (до 15% заработка) исключаются из налогооблагаемой базы.
Таблица 2. Распределение страховой нагрузки в системе обязательного пенсионного страхования Великобритании, в % от заработной платы
Взносы, выплачиваемые: | Работником | Работодателем | Итого |
Государству на базовое пенсионное обеспечение | 7,4 | 7,6 | 15 |
Государству на пенсии, связанные с размером заработка | 1,6 | 2,5 | 4,1 |
Освобождение от налогообложения по государственной системе | 0 | 3 | 3 |
Общая сумма "чистых" расходов | 9 | 7,1 | 16,1 |