Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы является выявление неиспользуемого потенциала международного кредитного рынка для финансирования национальной экономики.
Для этого решаются следующие задачи:
- изучение теоретико-методологичесткие аспекты понятия «международный кредит», «международный кредитный рынок» «международные кредитные отношения»;
- определение возможных способов привлечения международного кредита в экономику РБ.
1 МФКР КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………………………………………………………….
1.1 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики………………………………………..
1.2 Инвестиционное сотрудничество и международные финансовые организации…………………………………………………………………………..
1.3 Структура и значение МФКР……………………………………………..
2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТНЫЙ РЫНОК: СУЩНОСТЬ И ПУТИ РАЗВИТИЯ…………………………………………………………………………..
2.1 Теоретическая сущность и эволюция международных кредитных отношений……………………………………………………………………………
2.2 Виды, формы и функции международного кредита……………………..
2.3 Структура международного кредитного рынка………………………….
3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………..
3.1 Проблемы и тенденции развития международного рынка кредита…….
3.2 Анализ структуры и динамики международных кредитов РБ………….
3.3 Оценка эффективности использования международного кредита в РБ..
Как
следствие, объем участия нерезидентов
в формировании пассивов банков (сумма
привлеченных от нерезидентов средств
и внесенных нерезидентами
В свою очередь, привлеченные от нерезидентов средства банковский сектор направляет на кредитование национальной экономики (предприятий, физических лиц, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей).
Стоит отметить, что крупнейшие белорусские госбанки (Беларусбанк и Белагропромбанк) в ноябре объявили о планах по размещению в 2011 г. евробондов. Окончательное решение и конкретные суммы размещений будут зависеть от макроэкономической ситуации в стране и конъюнктуры мирового финансового рынка. В ближайшее время банки начнут выбор организаторов планируемых выпусков еврооблигаций.
К слову, Белагропромбанк первым после размещения суверенных евробондов разместил бумаги на международном долговом рынке. Так, банк 28 октября 2010 г. выпустил трехлетние кредитные ноты (LPN, Loan Participation Notes) на 100 млн. долл. со ставкой купона 9,95% годовых, которые по своей структуре близки к евробондам. Облигации проданы по номиналу. Периодичность выплаты купонного дохода – 2 раза в год. Организаторами размещения выступили инвестбанк RBS и инвестиционная компания «Тройка Диалог».
По
состоянию на 7 декабря инвесткомпания
«Тройка Диалог» установила следующие
котировки кредитных нот
3.3 Оценка и пути повышения эффективности использования международного кредита в РБ
Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:
1.
Международного валютного
2. Группы Всемирного банка, в том числе:
3.
Европейского банка
Взаимодействие Республики Беларусь с Международным валютным фондом
Республика Беларусь стала членом МВФ в 1992 году и внесла взнос в счет причитающейся ей квоты, составляющей 280,4 млн. СДР (около 393,4 млн. долларов США), которая впоследствии была увеличена до 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долларов США).
На протяжении всего периода членства сотрудничество с Фондом было сфокусировано на реализации рекомендаций по проведению экономической политики в рамках ежегодных консультаций по Статье IV Статей соглашений МВФ.
Также совместно с экспертами МВФ в рамках оказания технического содействия проводилась работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности. Результатом совместной работы стало существенное развитие системы инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности.
В 1993 и 1995 гг. Беларусь пользовалась ресурсами МВФ в рамках механизма финансирования системных преобразований для поддержки программы экономических реформ Правительства.
В 1995 г. была одобрена программа «стэнд-бай», средства по которой были предназначены для реализации Правительственной программы реформ и экономического развития на 1995-1996 гг.
Конструктивный характер взаимоотношений с Фондом приобрел особую значимость в период мирового финансового кризиса.
В январе 2009 года Фондом утверждена программа «стэнд-бай», рассчитанная на 15 месяцев, в размере 2,46 млрд. долларов США. В июне 2009 года объем финансовой поддержки со стороны МВФ был увеличен до 3,5 млрд. долларов США.
В
марте 2010 года Республика Беларусь завершила
программу финансовой поддержки
«стэнд-бай». В апреле Фонд перечислил
последний транш
Благодаря согласованным с МВФ стабилизационным мероприятиям, Беларусь успешно преодолела кризис, а исполнение экономической программы, как отмечено исполнительным директором МВФ В.Кикенсом на заседании Исполнительного совета директоров 26 марта 2010 года, является одним из самых лучших среди государств региона СНГ.
В своих отчетах Международный валютный фонд неоднократно подчеркивал, что реализация программы является положительной, отмечал соответствие курсовой и бюджетно-налоговой политики целям программы, фиксировал стабилизацию объемов экспорта, улучшение конкурентоспособности, рост доверия среди населения к национальной валюте.
Традиционно
сотрудничество с Фондом продолжает
реализовываться в сфере
Сотрудничество с группой Всемирного банка
В 1992 году Республика Беларусь стала членом организаций группы Всемирного банка. За период членства Советом Исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены шесть программ по сотрудничеству с Беларусью (1993 г., 1997 г., 1999 г., 2002 г., 2004 г., 2008 г.)
Сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществляется в рамках Стратегии сотрудничества Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2008 – 2011 финансовые годы. С момента вступления Республики Беларусь в члены этой организации республике Банком выделено около 635,3 млн. долларов США на реализацию 10 проектов; около 13 национальных программ получили грантовую поддержку на общую сумму 18 млн. долларов США.
В настоящее время Банком реализуются в Республике Беларусь 4 проекта, направленные на повышение энергоэффективности, качества систем водоснабжения, эффективности обращения с отходами и улучшения инфраструктуры в районах, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 250 млн. долларов США. В течение оставшегося периода действия Стратегии Банком предполагается выделение средств на сумму около 310 млн. долларов США, в т.ч. на проекты по обращению с твёрдыми бытовыми отходами, реконструкцию участка автомобильной дороги, реабилитацию районов, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС.
В декабре 2009 года Банком в рамках пересмотра программы кредитования и с учетом достигнутого республикой прогресса в области структурных реформ одобрен и выделен займ на цели развития в сумме 200 млн. долларов США. Займ поддерживает программу реформ, ориентированных на укрепление программ Правительства Республики Беларусь в усилении адресной социальной помощи бедным слоям населения, а также либерализацию цен, уменьшению регулирования и дальнейшее совершенствование налоговой политики для стимулирования инвестиций и восстановления устойчивого роста. Как отмечено директором отдела Украины, Беларуси и Молдовы Банка Мартином Райзером при одобрении Советом исполнительных директоров Банка займа: «К настоящему времени Беларусь накопила положительный опыт реализации проектов с группой Всемирного банка. Для Всемирного банка открылась возможность поддержать углубление структурных реформ в Беларуси. Мы надеемся, что договоренность, достигнутая с властями Беларуси, также послужит сигналом для частных инвесторов о том, что Беларусь становится более открытой».
По итогам проведенной в 2008 году Банком оценки системы государственных расходов и финансовой подотчетности государственная финансовая система республики продемонстрировала устойчивое функционирование и соответствует передовой практике в регионе Европы и Центральной Азии (ЕЦА)*. Беларусь имеет рейтинг выше среднего по 5 из 6 параметров в сопоставлении с 13 странами региона, а также рейтинг выше среднего по этим же параметрам в сопоставлении с 17 странами с верхним средним уровнем доходов по 4 регионам. Республика имеет хорошие показатели по достоверности, полноте и прозрачности бюджета, контролю исполнения и предсказуемости бухгалтерского учета и отчетности, а также внешнему контролю и аудиту.
О сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития
Республика Беларусь является членом Европейского банка реконструкции и развития с 1992 года Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и Европейским банком реконструкции и развития от 19 февраля 1992 года и Страновой стратегии для Беларуси.
В
настоящее время к постоянному
приоритету банка по финансированию
частного сектора, в особенности
малых и средних предприятий,
добавился ряд новых
К числу новых приоритетных направлений деятельности банка относятся:
расширение программ кредитования малого бизнеса и содействия развитию торговли для коммерчески ориентированных государственных банков;
оказание технической помощи и финансовой поддержки деятельности по подготовке к приватизации и ее проведению;
повышение энергоэффективности и разработка новых устойчивых энергоресурсов;
оказание поддержки в реформировании и технической модернизации экологической инфраструктуры и муниципальных услуг.
За
период с 1994 года по 2009 год общая
стоимость реализованных с
Сотрудничество с международными финансово-кредитными организациями ограничено техническим сотрудничеством с МВФ, кредитованием ЕБРР малого и среднего бизнеса. Несмотря на то, что ресурсы данными организациями предоставляются на льготных условиях, они не используются Республикой Беларусь в полном объеме. Поэтому необходимо и далее последовательно работать с МВФ, ВБ и ЕБРР с учетом национальных интересов, исходя из понимания того, что сотрудничество с международными финансовыми структурами — неотъемлемое условие быстрейшего реформирования национальной экономики и интеграции ее в мировую экономику.
Новые инструменты инвестиций
На современном этапе в Беларуси необходимо активнее использовать новые инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций, а также портфельных инвестиций и инвестиций в форме производных финансовых инструментов, операции с которыми практически отсутствуют.
В частности, перспективным направлением является привлечение средств фондов прямых иностранных инвестиций и венчурных фондов. В ходе состоявшегося Белорусского инвестиционного форума БПС-Банк (входит в группу Сбербанка России) и Banque Havilland (Люксембург) подписали соглашение о создании первого в Беларуси фонда прямых иностранных инвестиций в размере около 250 млн. евро. Создаваемый фонд будет инвестировать средства в капитал перспективных белорусских предприятий.
В частности, ожидается, что фонд прямых инвестиций инвестирует до 100 млн. долл. в белорусское ООО «Биоком» в течение 2 лет. Компания действует в гродненской СЭЗ, ее специализация – высокотехнологичное производство продукции для животноводства, выпуск роботизированной доильной техники и др.
Кроме того, Сбербанк России также планирует создать собственный фонд прямых иностранных инвестиций для Беларуси (сумма фонда пока не озвучивается).
Если говорить о привлечении портфельных инвестиций, то необходимо отметить, что зачастую они являются проводниками прямых иностранных инвестиций. С точки зрения инвестиций в акционерный капитал разница между портфельными и прямыми инвестициями является условной: в случае если объем инвестиций не превышает 10% уставного фонда, такие инвестиции являются портфельными. В случае если же объем инвестиций превышает 10% уставного фонда предприятия, то такие инвестиции признаются прямыми.
В текущей ситуации целесообразным выглядит размещение акций белорусских эмитентов на зарубежных фондовых площадках, а также выпуск депозитарных расписок. В июне 2010 г. Беларусь посетила делегация одного из крупнейших американских банков The Bank of New York Mellon с целью изучения возможностей размещения депозитарных расписок на акции белорусских предприятий на фондовых биржах.
Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии международного финансового рынка