Международные валютно-кредитные финансовые отношения на примере МВФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

для раскрытия предмета изучения курса будут рассмотрены следующие вопросы:
- международные валютные отношения;
- международные кредитные отношения;
- основная деятельность МВФ.

Содержание

Введение………………..………………………………...…………………….с. 2
1. Теоретические аспекты международных валютно-кредитных отношений …………………………………………..………………………….с. 4
1. Международные валютные отношения………………..…... с. 4
2. Международные кредитные отношения…………...………с. 22
2. Деятельность МВФ в рамках международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………….…..…..с. 30
Заключение……………………………………………………………..…….с. 54
Список литературы……………………………………………………..……с. 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Первый  этап кредитных отношений страны-реципиента начинается со вступления страны в МВФ. Далее эксперты Фонда определяют размер первичной помощи. Первые транши обычно оговариваются декларативными условиями. Например, при вступлении России в МВФ и получении первого кредита от неё потребовали удержания дефицита госбюджета в определённых рамках и контроля за приростом денежной массы. Эти требования вполне вписываются в монетаристскую концепцию регулирования денежного сектора. Безусловно, эти меры не могли бы осуществиться без их поддержки российским политическим истеблишментом. Правительство Гайдара вообще построило всю экономическую политику на основе монетарных требований. Причём за основу была взята не концепция классического монетаризма, а синтетическая конструкция, построенная рядом отечественных экономистов.

Первый период кредитных отношений в России, когда требования по кредитованию были минимальны, продолжался с 1992 по1994 годы. В этот период ей был предоставлен кредит в $1.145 млрд. Надо ещё заметить, что в этот период только начиналось становление российской экономической и политической систем. Кредиты, таким образом, носили ещё и политическое значение.

Каждая страна, вступающая в МВФ, должна выполнить  ряд требований касающихся некоторых  сторон экономической политики. Это наличие утверждённого до начала нового финансового года федерального бюджета, сохранение стабильного налогового режима и т. д.

Первый этап характерен и относительно небольшими размерами кредитования. МВФ предоставляет  небольшие кредиты, но даёт понять, что при выполнении его условий размеры кредитования возрастут.

На данном этапе государство получает экономическую  и политическую поддержку, в обмен  на ряд условий, прежде всего декларативного характера. Однако на этом этапе у  государственной элиты начинает складываться мнение об абсолютной необходимости получения кредитов и возникает соблазн включать в государственный бюджет обещанные Фондом кредиты. Таким образом, возникает зависимость от кредитной поддержки Фонда. У МВФ также есть определённая заинтересованность на этом этапе. Помимо долгосрочных перспектив, Фонд получает определённый контроль над экономической политикой страны, и косвенно направляет её в интересах главных кредиторов. Дальнейший ход событий в общем прогнозируется легко. Страна, начав строить новую экономическую структуру, обращается за помощью к Фонду. Дальнейшая её судьба накрепко связана с МВФ.

Итак, для  первого этапа характерны следующие  черты:

        1. Фонд предоставляет кредиты не обуславливая их какими-либо важными требованиями.
        2. Размер кредита зачастую оказывается незначительным.
        3. Имеется обоюдная выгода
        4. МВФ получает нового члена клуба
        5. страна способна выправить пошатнувшееся экономическое положение.

В дальнейшем ситуация может развиваться двумя  путями:

- страна выправит  своё положение и не будет  нуждаться в дальнейшем кредитовании; 
- стране не удастся улучшить своего положения и она вынуждена будет просить очередной кредит.

Рассмотрим  второй случай.

Изменение требований: от деклараций к экономической политике.  
Согласно ”Положению международного валютного фонда” страна должна проводить вполне определённую экономическую политику. 
Страна: 
- прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств; 
- стремится содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев.

Что же на практике означают эти требования? Страна должна проводить “упорядоченную” политику. Однако критерии этой упорядоченности определяются экспертами Фонда. Эти эксперты предлагают странам в принципе общий рецепт, составленный по монетаритским концепциям. Программы имеют некоторые национальные особенности, но остов их определяется специалистами МВФ. В принципе определённые условия экономической политики оговариваются со страной при вступлении в МВФ. Однако на втором этапе проведение нужных Фонду мер в экономике принимает исключительное значение.

Аргентина вступила в МВФ в 1956 году. К 1984 году правительство  страны оказалось не в состоянии  оплачивать свои долги как МВФ, так  и зарубежным банкам и иностранным  частным лицам. Длительные переговоры закончились принятием аргентинской стороной так называемого плана "Аустраль". Он включал в себя: "введение режима жёсткой экономии, сокращение заработной платы на 20%, значительное уменьшение госрасходов, проведение дефляционной политики". Фактически антиинфляционная политика свелась к замораживанию цен и заработной платы. Однако заработная плата оказалась "более замороженной", чем цены, сократившись за год в реальном выражении на 29%.

В рамках так  называемого Финансового плана  на 1984-85 год была реструктуризирована внешняя задолженность на общую сумму в $19 млрд., из них $1,8 млрд. приходилось на долю Парижского клуба, $16,6 млрд. на зарубежные коммерческие банки и $913 млн. на зарубежных частных лиц. Правительство получило кредит на $2 млрд. из них $1,2 млрд. давал МВФ. В итоге к 1991 году экономика Аргентины оказалась в крайне неудолетворительном состоянии. Лишь к середине 90-х годов ситуацию удалось несколько выправить.

Итак, сделаем  выводы, касающиеся второго этапа. На данном этапе МВФ представляет программу ,составленную экспертами Фонда или близкими к ним по духу отечественными экономистами. От страны требуется выполнение ряда условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета. Размеры помощи, выделяемой на втором этапе, большие, чем на первом, однако, выдаются стране частями (траншами), после выполнения страной оговорённых условий. За выполнением условий кредитования осуществляется мониторинг представителями Фонда. Выгодой на данном этапе для страны является получение кредитных ресурсов (хотя в итоге страна может оказаться в проигрыше, взяв кредиты и не решив своих задач)

Выгода МВФ  заключается в размещении своего капитала и в установлении более тесных связей со страной. Выгода для стран кредиторов – в расширении рынка сбыта своей продукции и улучшении условий этого сбыта; упрощении проитока в страну спекулятивного капитала; приобретении рычагов политического давления на страну.

 

    

Таблица 8

Финансовые  механизмы

Кредитный механизм

(год введения)

Цель условия поэтапное осуществление  покупок и мониторинг
1 2 3 4
 
Кредитные транши и механизм расширенного кредитования
Договоренности  «стэнд-бай» (1952 г.) среднесрочная помощь странам,

испытывающим трудности  платежного

баланса краткосрочного характера.

принятие политики, обеспечивающей

уверенность в том, что трудности платежного

баланса государства-члена  будут 

разрешены в течение  разумного периода.

Квартальные покупки (фактические выплаты),

обусловленные соблюдением  критериев реализации

и других условий.

Гибкая кредитная  линия (2009 г.) Гибкий инструмент использования

кредитных траншей  для удовлетворения

всех потребностей, связанных

с платежным балансом, потенциальных 

или фактических.

Очень сильные перспективные 

макроэкономические  детерминанты,

основа экономической  политики и 

демонстрируемые в  течение

определенного времени  положительные 

результаты.

утвержденные суммы  доступны немедленно и на весь

период действия договоренности при условии 

завершения среднесрочного обзора в случае однолетних

договоренностей.

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
Механизм расширенного кредитования (1974 г.)

(договоренности о  расширенном кредитовании)

более долгосрочная помощь для 

поддержки структурных  реформ

государств-членов в  целях преодоления 

трудностей платежного

баланса долгосрочного  характера.

принятие 3-летней программы,

включающей структурные 

преобразования, с  ежегодным подробным 

представлением мер 

политики

на последующие 12 месяцев.

Квартальные или полугодовые  покупки (фактические 

выплаты), обусловленные  соблюдением критериев 

реализации и других условий.

Специальные механизмы
Экстренная  помощь

следующим:

помощь в преодолении  трудностей

урегулирования платежного баланса,

связанных со

  не применимо, хотя помощь в постконфликтных 

ситуациях может быть сегментирована на две 

и более покупки

1. на случай стихийных бедствий (1962 г.) стихийные бедствия. разумные усилия по преодолению 

трудностей платежного баланса.

 
 
 
 
 
 
 

Продолжение таблицы 8

1 2 3 4
2. В постконфликтных  ситуациях (1995 г.) последствия гражданских  беспорядков,

политических потрясений или

международных вооруженных 

конфликтов.

упор на развитие институционального

и административного  потенциала, с тем 

чтобы заложить основу для 

договоренности в  рамках верхнего

кредитного транша или ПРГФ

 
Механизмы для государств-членов с низкими доходами
расширенный кредитный механизм (ЕсФ)

(1988 г.)

более долгосрочная помощь

в преодолении устойчивых трудностей

платежного баланса, носящих структурный 

характер; обеспечение  устойчивого 

экономического роста  при сокращении

бедности.

принятие трехлетней договоренности

об использовании  ЕсФ.

программы,

поддерживаемые в  рамках ЕсФ,

основываются на документах по стратегии 

сокращения бедности (прсп), которые 

готовятся странами в  рамках процесса

широкого участия  заинтересованных

сторон и включают в себя меры

макроэкономической  и структурной 

политики и политики сокращения бедности.

полугодовые (или  иногда квартальные) фактические 

выплаты, обусловленные  соблюдением критериев 

реализации и других условий.

Окончаие таблицы 8

1 2 3 4
Механизм кредита «стэнд-бай» (ссФ) (2010 г.) подобные целям  договоренностей 

о кредите «стэнд-бай» для удовлетворения

краткосрочных потребностей, связанных 

с урегулированием  платежного баланса,

и превентивных потребностей.

принятие 12–24-месячной договоренности

сКр. Заменяет компонент  высокого

доступа механизма  финансирования для 

преодоления внешних  шоков (ЕсФ) и 

используется для  оказания поддержки 

в большом числе  случаев.

 
Механизм  ускоренного кредитования (рсФ)

(2010 г.)

ускоренная помощь для удовлетворения

срочных потребностей, связанных 

с урегулированием  платежного баланса и 

вызванных внешними шоками,

стихийными бедствиями, когда 

программа в рамках кредита верхнего

транша не является необходимой или 

целесообразной.

нет необходимости  в программе,

основанной на проведении обзоров, или 

предъявлении ретроспективных  условий.

Заменяет компонент  ускоренного доступа 

(раК) ЕсФ и субсидируемый  компонент 

экстренной помощи в случае стихийного

бедствия/ постконфликтной  ситуации.

 
Обычно одно отчисление средств

 

     

     Совокупность  всех этих механизмов, а также других международных стандартов и кодексов служит ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик.

     МВФ оказывает странам-членам разнообразную техническую помощь, а также содействие в профессиональной подготовке кадров. Фонд активно сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами. За время своей деятельности МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, центра международного кредитования, гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым институтом, накопил большой и полезный опыт. МВФ является как инструментом партнерства стран-участниц, так и ареной соперничества национальных экономических и политических интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международные валютно-кредитные финансовые отношения на примере МВФ