Международные валютно-кредитные финансовые отношения на примере МВФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

для раскрытия предмета изучения курса будут рассмотрены следующие вопросы:
- международные валютные отношения;
- международные кредитные отношения;
- основная деятельность МВФ.

Содержание

Введение………………..………………………………...…………………….с. 2
1. Теоретические аспекты международных валютно-кредитных отношений …………………………………………..………………………….с. 4
1. Международные валютные отношения………………..…... с. 4
2. Международные кредитные отношения…………...………с. 22
2. Деятельность МВФ в рамках международных валютно-кредитных отношений…………………………………………………………….…..…..с. 30
Заключение……………………………………………………………..…….с. 54
Список литературы……………………………………………………..……с. 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

    Целями  деятельности МВФ является:

    • содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;
    • создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли;
    • содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;
    • оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;
    • предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер;
    • сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

    В функции МВФ входит:

    • поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования (СПЗ);
    • наблюдение за состоянием международной валютной системы;
    • содействие стабильности обменных курсов валют и упорядоченных валютных взаимоотношений;
    • предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;
    • пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения СПЗ;
    • предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

    Структура управления МВФ:

    Совет управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих, как правило, собирается на сессии один раз в год (обычно осенью), но может собираться или принимать постановления голосованием по почте и чаще. В компетенции Совета управляющих находится принятие новых членов, определение их квот, распределение СДР, а также все основные политические вопросы, стоящие перед МВФ.

    Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США — 17,8 %; Германия — 5,99 %; Япония — 6,13 %; Великобритания — 4,95 %; Франция — 4,95 %; Саудовская Аравия — 3,22 %; Италия — 4,18 %; Россия — 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

    Временный комитет исполняет решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других официальных лиц сравнимого ранга. Временный комитет собирается дважды в год и отчитывается Совету управляющих об управлении и функционировании международной валютной системы, а также вносит предложения об изменении Статей Соглашения.

    Исполнительный  совет, ведает широким кругом вопросов административного и оперативного характера, а также занимается вопросами, касающимися политики Фонда в отношении стран-членов. Состоит из 24 директоров. Семь постоянных членов Исполнительного совета назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия), 19 членов избираются каждые 2 года государствами-членами.

    Управляющий – директор-распорядитель. Избранный Исполнительным советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный совет и является главой персонала организации. Под Управлением Исполнительного совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок.

    Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ, демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности. Персонал отражает интернациональность организации. Сегодня приблизительно 125 наций представлены среди 2300 сотрудников организации.

    Каждое  государство, вступая в члены  МВФ, вносит определенную сумму денег  — подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые 5 лет. Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СПЗ, которая равна участию страны-члена в МВФ. Она определяет количество голосов страны-члена МВФ. Квотой также определяется и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана оплатить 25% от величины своей квоты в СПЗ или в валюте других стран-участниц, оставшиеся 75% квоты страна оплачивает в своей национальной валюте.

    МВФ осуществляет кредитные  операции только с официальными органами стран-членов — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами, предоставляя кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

    Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (заимствование) иностранной валюты либо СПЗ в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Таким образом, эти операции не являются кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита, главным образом, страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

    МВФ взимает со стран-заемщиц разовый  комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенный процент за предоставляемые им кредиты, размер которого базируется на рыночных ставках.

    По  истечении установленного периода  времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СПЗ или иностранных валютах. Помимо этого, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

    Приобретаемая страной-членом в  МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 года называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны.

    Средства  в иностранной  валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транша) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

    Основанием  для обращения страны к МВФ  с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года, при необходимости и по просьбе стран-членов — до четырех лет.

    В целях расширения своих кредитных  возможностей МВФ практикует создание специальных фондов, которые различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Среди них можно назвать следующие:

  1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т. п.
  2. Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.
  3. Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. Фактические величины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны.
  4. Фонд поддержки структурных преобразований, ориентированный на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.
 
 
 

Основные  механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует ее кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае ее полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом ее запроса, то выделение средств в счет верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного  кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырех лет, определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщика выполнения определенных условий, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путем периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определенным макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщика.

Информация о работе Международные валютно-кредитные финансовые отношения на примере МВФ