Методика составления бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:54, доклад

Описание работы

В работе дана методика составления бизнес-плана для начинающих индивидуальных предпринимателей. А также опубликованы примеры бизнес-планов в различных отраслях хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Бизнес план инвестиционного проекта..doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Этот  прогноз составляется на год с  разбивкой по месяцам, начиная с  нулевого периода – периода, предшествующего  моменту государственной регистрации предприятия.

     В план движения денежных средств должны включаться только реальные поступления  и расходы (их еще называют притоками  и оттоками денежных средств), планируемые  на каждый конкретный период времени. 

     План  движения денежных средств (типовая  форма)            Таблица 8

п/п

Статьи  расходов и доходов Месяц
    0 1 12
1. Остаток денежных средств на начало месяца        
2. Источники финансирования (собственные средства, займы, кредиты, субсидии и др.)        
3. Поступления от реализации        
4. Итого поступления        
5. Капитальные затраты        
6. Расходы организационного периода        
7. Переменные  затраты        
8. Постоянные  затраты        
9. Налоги        
10. Выплаты по кредитам и займам        
11. Прочие расходы        
12. Всего расходов        
13. Остаток денежных средств на конец месяца        
 

     Источник: для специальной программы «Гранты  начинающим субъектам малого предпринимательства  на создание собственного бизнеса» - Санкт-Петербургский  Фонда развития бизнеса

     Анализ  рисков

 

     В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей инвестиционного проекта. В нем определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий, и их конкретные причины. При описании рисков желательно предусмотреть перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форс-мажорных и прочих негативных факторов.

     Одновременно  в разделе прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них .

     Управление  воздействием рисков начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми сталкивается бизнес. Существует два  основных типа рисков:

     • технические риски;

     • финансовые риски.

     Примерный перечень технических рисков, часто связанный с типом продукции - задержка поставки оборудования; отсутствие сырья; низкое качество продукции; несоблюдение государственных нормативов; создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок; воздействие вашей продукции на потребителя; новые внешние условия, влияющие на технологию производства и другое.

     Финансовые  риски определяют анализ безубыточности.

     Размер  прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью.

     Для того, чтобы знать, какой потребуется  уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности.  

       Приложения 

     В раздел бизнес-плана «Приложения» рекомендуется  включать информацию и копии документов, которые по каким-либо причинам нецелесообразно  вводить в основную часть, но они  могут быть востребованы в случае подробного изучения бизнес-плана инвестором.

     Приложение  может охватывать такие материалы, как копия свидетельства о  государственной аккредитации (если организация прошла процедуру аккредитации); копии контрактов и проектов договоров; список клиентов с указанием годовых  продаж; формулы и расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; прейскуранты предполагаемых поставщиков, конкурентов; копии форм бухгалтерской отчетности с отметкой налогового органа за последний отчетный период; должностные инструкции; методики, применяемые в деятельности; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики и рекомендации высших менеджеров; краткий словарь специальных терминов, использованных при изложении бизнес-плана.

     При необходимости формируются исходные экономические, технические и другие данные по организации производства, прейскуранты, заключения, таблицы и иная документация, на которую есть ссылки в бизнес-плане. 

     7. Важнейшие принципы экономического управления предприятием. 

     Для нормальной работы в условиях рынка  любому коммерческому предприятию  надо придерживаться, как минимум, трех принципов:

     Финансовой  устойчивости, означающей способность  в любой момент  времени производить  необходимые платежи.

     Прибыльности, то есть получать положительную разность между доходами и расходами.

     Экономичности – достигать цели бизнеса при оптимальном уровне затрат.

     Без соблюдения этих трёх условий предприятие, даже при успешной маркетинговой  деятельности, не может успешно конкурировать  и ставит под сомнение уже своё ближайшее будущее. Еще поэтому  без знания экономических основ ведения бизнеса шансы начинающего предпринимателя состояться в этой роли невысоки.

     Управляя  своим бизнесом, даже будучи компетентным, в своей профессиональной сфере, не избежать и таких четырех экономических  вопросов:

     Вопрос  первый – о планировании. Как правильно спланировать работу своего предприятия? Планировать – это отвечать на три вопроса:

     Что  представляет Ваш бизнес сегодня?

     Каким Вы хотите видеть его завтра?

     Что и в какой последовательности нужно сделать для того, чтобы  из сегодняшнего состояния перейти к состоянию завтрашнему?

       Ответы не могут быть уклончивыми.  Их нельзя свести к общим  рассуждениям, поскольку речь идет  о конкретных и жизненно важных  моментах – ценах, количестве  клиентов, численности и составе  персонала, выручке и расходах, разовых затратах на создание так называемых материальных и нематериальных активов Вашей фирмы. Кто предвидит, тот планирует успех. Кто этого избегает, тот планирует неудачу.

     Вопрос  второй – об организации. Как вдохнуть жизнь в только что составленный план, распределив поручения по его выполнению между отдельными сотрудниками? Иными словами, как сделать, чтобы каждый из Ваших помощников (и в первую очередь Вы сами) отчетливо представлял, что и как он должен делать сегодня и завтра. Причем нужно учитывать способности и умения конкретного человека, а главное, работать на тот конечный результат, который шагом раньше Вы поставили в графу «план». Речь о закреплении за каждым сотрудником его полномочий. По сути надо составить и довести до сведения каждого работника его должностную инструкцию, дополнив графу плана «Что и когда сделать» графой «Ответственный за выполнение».

     Вопрос  третий – о мотивации. Командовать, даже весьма умело, для эффективного управления мало. Нужно еще осознанное и мотивированное желание того, кем управляют, делать порученное ему дело так, как того требуют интересы бизнеса. То есть, нужна заинтересованность в результатах труда. Если же связать это со вторым и первым вопросами, то нужно говорить не только о размере зарплаты (хотя и о ней тоже). Каждый сотрудник должен четко знать, что именно его ждёт за выполнение (или невыполнение) закрепленных за ним должностных обязанностей – премирование (депремирование), участие в дополнительно заработанной прибыли, бонус за новый заказ, санкции за брак в работе, повышение (понижение) по службе. На первый взгляд, применительно к малому бизнесу это кажется преувеличением. Но только на первый взгляд. Ведь наказание невиновных и награждение непричастных – метод не для Вас.

     Вопрос  четвертый – о контроле. Планировать без сравнения полученного фактического результата работы с планом – почти то же самое, что мчаться по ночной извилистой дороге с выключенными фарами. Три задачи контроля – измерить, сравнить и понять. Говоря проще, предстоит дополнить таблицу планового бюджета Вашего заведения еще двумя колонками – «факт» и «отклонение факта от плана». А вслед за этим напрашивается и ждёт своего заполнения еще одна колонка, в которую предстоит записать честный ответ на вопрос: «по чему это отклонение произошло?».

     Ответы  могут быть разными. Разными будут  и Ваши решения при получении  тех или иных ответов:

     • Был неверно составлен первоначальный план? – Тогда при следующем  планировании эту ошибку постарайтесь не повторить 

     • Тот или иной исполнитель не до конца выполнил то, что ему надлежало  сделать? – Тогда побеседуйте с исполнителем: четко ли он уяснил порученную ему задачу, правильно ли мотивирован, подходит ли эта работа ему или он этой работе

     • Допущены просчеты в более «фундаментальных»  вопросах: определение местоположения, целевого клиента, ассортимента услуг? – Тогда не ищите виновных вокруг, а признайте собственный просчет. В таком случае лучше вернуться к началу и внести существенные коррективы в первоначальный бизнес-план

     Заметим, что все четыре перечисленных вопроса (планирование – организация - мотивация – контроль) снова и снова повторяются на каждом цикле управления. И если Вы снова и снова уклоняетесь от их решения, рассчитывать на успех Вашего бизнеса, по меньшей мере, наивно.

     Приведенные соображения весьма полезно не только принимать во внимание при разработке бизнес-плана создания и развития Вашего предприятия, но и использовать уже в ходе реализации самого проекта.  
 
 

     8. Оформление бизнес  плана 

     Бизнес-план оформляется в виде сброшюрованного  отчета. Ниже приводятся некоторые рекомендации по его оформлению:

     Титульный лист можно оформить  следующим образом:

     • Краткая характеристика деятельности

     • Организационно-правовая форма предприятия, его название

     • Предполагаемый юридический адрес  будущего предприятия (или действующий юридический адрес уже зарегистрированного предприятия) или индивидуального предпринимателя.

     • ФИО, составившего бизнес-план, его паспортные данные, регистрационный номер, название районного центра занятости населения.

     • Номер телефона.

     • Дата составления бизнес-плана.

     Соблюдайте  последовательность описания разделов, рекомендованных в методических указаниях. Особое внимание уделите  правильному и полному заполнению финансовых таблиц, что является одним  из обязательных условий для принятия бизнес-плана к рассмотрению

Информация о работе Методика составления бизнес-плана