Методика составления бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:54, доклад

Описание работы

В работе дана методика составления бизнес-плана для начинающих индивидуальных предпринимателей. А также опубликованы примеры бизнес-планов в различных отраслях хозяйствования.

Работа содержит 1 файл

Бизнес план инвестиционного проекта..doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Введение. 

     Бизнес-план - это план построения бизнеса, и  к нему надо отнестись с соответствующим  вниманием. Именно он позволяет проверить  все «за» и «против», прежде чем  браться за дело и искать ресурсы. Ценность бизнес-плана, тем не менее, не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

     В российской практике бизнес-план (в  переводе с английского - план предпринимательской  деятельности) получил распространение, начиная с 90-х годов, когда переход  к рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов  финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах, с другой стороны - задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.

     Умение  разрабатывать бизнес-планы и  проводить анализ инвестиционных проектов в условиях российской экономики  становится крайне актуальным в силу следующих причин:

     - появилось новое поколение предпринимателей, не имеющее опыта планирования и руководства коммерческих структур, и потому плохо представляющее круг ожидающих их проблем;

     - опытные руководители старой  формации в современных условиях  хозяйствования не готовы к  конкурентной борьбе, не могут просчитать свои будущие шаги;

     - рассчитывая на получение инвестиций, нужно уметь разработать и  обосновать бизнес-план, доказать  инвесторам, что деньги вкладываются  в надежное, эффективное предприятие; 

     - анализируя эффективность инвестиционных проектов, необходимо учесть все факторы, определяющие риски: финансово-экономические, социальные, технические, экологические и др.

     В рамках данного методического пособия поставлена цель - рассмотреть назначение, роль и цели бизнес-плана в условиях рыночной экономики, выявить его структуру, требования, предъявляемые к его составлению, а так же рассмотреть содержание бизнес-плана инвестиционного проекта и особенности его составления.

       Задачей является показать, насколько  бизнес-план важен для организации предпринимательской деятельности любой компании, как вновь создаваемых, так и уже зарекомендовавших себя на финансовых рынках страны. 
 

     1. Роль и назначение  бизнес-плана в  экономике. 

     Проблема  привлечения инвестиций, способных  создать мощный импульс для развития фирм, волнует сегодня большинство отечественных предпринимателей. Инвестиции требуются всем, однако получает их далеко не каждый. Фирмам приходится в полной мере учитывать условия, на которых они получают инвестиции. В противном случае они рискуют понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротами. Того же, кто предоставляет денежные средства, инвестора - интересует прибыль, которую он может получить.

     Важнейшим элементом организации предпринимательской  деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план, который в мировой практике представляет собой основу для оценки перспективности вновь создаваемых коммерческих предприятий или намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции. Бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.

     Выделяют  несколько функций бизнес планирования. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия. Вторая - предполагает привлечение денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны. Третья - это функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия. Четвертая функция отражает привлечение к осуществлению проектов, реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

     Основное  назначение бизнес-плана состоит  в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации инвестиционного проекта. При технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов бизнес-план необходим:

     1. инвестору - для определения экономической целесообразности вложения инвестиций;

     2. органу управления реализацией  инвестиционного проекта - для  выработки программы действий  и руководства в процессе реализации;

     3. кредиторам - для принятия решений  по кредитованию проекта исходя  из эффективности проекта и возможности возврата кредита;

     4. органам государственного управления - для регулирования и контроля  экономических отношений по линии  бюджетного финансирования проекта,  льготного кредитования.

     Бизнес-план - это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия. Бизнес-план всегда носит вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия.

     Бизнес-план всегда имеет адресата. Им может  быть партнер-инвестор, вышестоящее  руководство или органы государственного управления, поэтому в любом случае в бизнес-плане должны быть учтены интересы того, кому он адресован.

     2. Цели бизнес планирования 

     Цели  разработки коммерческими организациями  бизнес-планов инвестиционных проектов многообразны, важнейшие из них:  

     - выбор перспективного направления  хозяйственной деятельности;

     - расчет затрат, необходимых для  изготовления и сбыта продукции;

     - определение цены;

     - выработанные требования к персоналу  и условия мотивации труда; 

     - прогноз рисков и проблем;

     - расчет прибыльности проекта;

     - совершенствование внутрифирменного  управления;

     - представление фирмы во внешней  среде. 

     Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления формулирует стратегию и тактику деятельности по реализации проекта. В данном качестве он связан с прогнозированием и реалистичной оценкой вероятности успеха в осуществлении задуманного проекта, составляет основу стратегического планирования коммерческой деятельности, позволяет уберечься от деятельности, обреченной на провал и осуществлять контроль за ходом реализации проекта в каждый конкретный период времени, сверяя достигнутые результаты с плановыми, проводить необходимые корректировки.

     Бизнес-план в качестве документа для внешней  среды может выступать:

     - заявкой на кредитование/финансирование  инвестиционного проекта; 

     - документом, с которым будут ознакомлены  потенциальные партнеры по бизнесу  и, прежде всего, инвесторы;

     - документом для презентации инвестиционного  проекта. 

     Бизнес-план - это способ донести свои идеи до других людей. 

     3. Назначение бизнес-плана инвестиционного проекта 

     Бизнес-план инвестиционного проекта - это программа  реализации целей и путей достижения организуемого проекта производства продукции (услуг), исходя из намеченных технико-экономических показателей. В нем приводится обоснование и оценка возможностей проекта, определяются доходы и расходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируется рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели. Служит он основанием для предоставления кредита и является средством анализа проекта на его реализуемость и эффективность.

     В инвестиционном проектировании выделение  бизнес-плана в самостоятельный документ связано с переходным периодом в экономике, необходимостью адаптации зарубежного опыта разработки проектов к отечественным условиям, типизацией методологии и документации в этой области бизнеса. По существу, это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам, необходимый им для оценки экономической эффективности намечаемых проектом мероприятий, реальности получения ожидаемой прибыли, возврата кредитных вложений.

     Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в целях обоснования:

     - текущего и перспективного развития  предприятия, выбора новых видов  деятельности;

     - возможности получения инвестиционных  и кредитных ресурсов, возврата  заемных средств;

     - предложений по созданию совместных  и иностранных предприятий;

     - целесообразности оказания мер  государственной поддержки.

     Назначение  бизнес-плана инвестиционного проекта  состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

     Задача 1. Изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта.

     Задача 2. Оценить затраты необходимые для изготовления и сбыта продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность.

     Задача 3. Обнаружить «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его существования.

     Задача 4. Определить те показатели, по которым можно будут регулярно определять – идет ли дело на подъем или катиться к развалу.

     Каждый  предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков.

     В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестиционный проект должен включать бизнес-план. Бизнес-план инвестиционного проекта - форма представления инвестиционного проекта, составляемая, как правило, на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащая основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, а также конкретную программу действий по осуществлению проекта, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики. 

     5. Типовые ошибки в составлении бизнес-плана 

     Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию подготовки таких документов без адаптации к особенностям российской деловой среды. Специфическими условиями отечественной и любой другой западной деловой среды являются:

     - система бухгалтерского учета  и отчетности;

Информация о работе Методика составления бизнес-плана