Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:54, доклад
В работе дана методика составления бизнес-плана для начинающих индивидуальных предпринимателей. А также опубликованы примеры бизнес-планов в различных отраслях хозяйствования.
- законодательная база, ее применение, система судопроизводства;
-
система подзаконных
- система стандартизации;
-
нормативно-методическое
- обычаи делового оборота.
Поэтому
любая западная методика разработки
бизнес-планов, и тем более оценки
эффективности инвестиционных проектов,
требует адаптации перед
Второй распространенной ошибкой является попытка создания бизнес-плана путем заполнения отдельных граф в некоторой «универсальной» форме. Нет, и не может быть универсального проекта и единой стандартной формы бизнес-плана.
Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес-планах совершенно различной информации в несхожих формах. Специалисты банка должны потребовать от инициаторов реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволит судить о выгодности для банка подключения к финансированию данного проекта и оценить все основные факторы риска. Так и происходит сегодня на практике. И прежде чем приступить к разработке того или иного бизнес-плана, связанного с банковским кредитом, разработчикам следует обратиться в кредитный отдел соответствующего банка и поинтересоваться, какая именно информация интересует банк в первую очередь.
Следующая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчиками бизнес-планов - неправильное понимание того, какие вопросы, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много сил тратится на проработку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности», но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Но если потребность в будущей продукции завышена, а такое нередко наблюдается, то ценность финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю.
Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований. Разработка маркетингового раздела часто поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области. При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить.
Но наиболее опасной ошибкой разработчиков является их непонимание интересов инвестора или кредитора и их психологии. Разработчикам бизнес-плана необходимо, чтобы инвестор вложил свой капитал в предлагаемое ими дело на приемлемых для них условиях. При этом разработчикам приходится учитывать, что у инвестора может быть несколько направлений вложения средств и, следовательно, за его привлечение к инвестиционному проекту придется конкурировать.
Типовые ошибки бизнес - планов
Весь упор делается на
Слабая экономическая проработка.
Слабое знание рынка, его емкости, тенденций развития, конкуренции.
Непроработанность системы сбыта продукции, доведение ее до покупателя, бездоказательность или безосновательность приводимых оценок возможного сбыта продукции.
Недостаточное внимание к вопросам собственности (и, прежде всего, интеллектуальной, земельной).
Не прорабатывается вопрос возможных льгот (в том числе налоговых).
При финансовых расчетах "упускают" НДС, местные налоги, возможные акцизные сборы.
Несоразмерность запросов ресурсов размеру предприятия или фирмы, величине уставного капитала, наличию собственных средств, имущества или других активов, опыту работы в рассматриваемой области, наличию квалифицированного штата работников.
Недостаточность гарантий возврата средств инвесторам.
Подчас отсутствует четкая схема возврата заемных средств (начало, этапы, суммы).
Ориентация в основном на иностранных партнеров.
Не показана привлекательность проекта для потенциального партнера, инвестора.
Низкая рентабельность и долгие сроки окупаемости проектов.
Плохо показана команда проекта, ее способность успешно реализовать проект.
Не
проработаны организационные
Отсутствие проработанных альтернативных вариантов путей продвижения проекта.
Обращение только в один адрес.
Обращение не по адресу.
Не учтены интересы потенциальных партнеров и инвесторов.
Не учтены психологические факторы.
Недостаточная убедительно доказано, что за проектом стоит сплоченная команда профессионалов, партнеров.
Предоставление документов в неполном объеме (составе).
Не оперативное предоставление дополнительных сведений, ответов на вопросы.
Не гибкий учет пожеланий потенциальных партнеров и инвесторов, не адекватная корректировка своих предложений.
Желание получить все средства в одном месте, у одного инвестора.
Запрос
суммы, не соразмерной с проектом.
6.
Современные методики,
стандарты разработки
бизнес-плана
В настоящее время в РФ известны следующие методики и стандарты по составлению инвестиционного бизнес-плана:
1.
Методика Российского
2.Методика
консалтинговой компании «Про-
3.
Стандарты бизнес-плана
4.
Методики компаний
На
разных предприятиях последовательность
составления бизнес-плана
Это не значит, что в структуре бизнес-плана нет общей внутренней логики. Структура бизнес-плана представлена в виде трех блоков.
Первый блок - это словесное описание проекта или того состояния бизнеса, которого хотелось бы достичь, с точки зрения всех компонентов менеджмента.
Во второй и третий блоки выносятся те из разделов первого, которые поддаются количественному выражению - план административных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, и финансовый план.
Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую известность получили «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (методология UNIDO) и его компьютерный вариант COMFAR. При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-плана.
Выбор конкретной разновидности методики разработки бизнес-плана зависят от различных факторов. Среди них можно отметить величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора. На какой разновидности методики остановить свой выбор не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты, исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна, обоснованна и базировалась на документальных источниках и расчетах.
В настоящее время на рынке России наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:
- методика UNIDO;
-
методика Всемирного банка
- методика фирмы "Goldman, Sachs & Co" ;
- фирмы "Ernst & Young" .
Выделим основу всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов и проведем детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях рынка России. Именно таким ядром (основой) всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов являются следующие разделы органично связанные организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков:
- финансовый план
- план маркетинга
- план производства
Именно
эти основополагающие ключевые разделы
и заложили фундамент российских
стандартов формирования бизнес-планов.
6.
Этапы разработки и
структура бизнес-плана
инвестиционного проекта
При
всем многообразии существующих методик
составления бизнес-плана, он включают
в свою структуру следующие
Резюме
План маркетинга
Производственный план
Инвестиционный план
Организационный план
Финансовый план
Анализ рисков
Приложения
Резюме бизнес-плана
Основная задача этого раздела бизнес-плана - изложить в сжатой и доступной форме (исключая сложную терминологию, допуская минимум специальных терминов) суть предлагаемого проекта, его преимущества, подвести итоги финансово-экономических расчетов. Здесь целесообразно дать и информацию о технологической новизне проекта, его социальной значимости, обратить особое внимание на инвестиционную привлекательность, надежность, своевременность и новизну намечаемых в плане организационно-технических мероприятий. В резюме излагаются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта.
Готовится раздел после завершения работы над бизнес-планом, т.к. только после того, как план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.
Резюме должно отвечать и требованиям рекламы инвестиционного проекта, а поэтому содержать убедительные доказательства его привлекательности, выгодности и причин успеха. Надо сразу привлечь внимание заказчика, партнера, кредитора, инвестора. Резюме должно содержать важные итоговые характеристики и показатели инвестиционного проекта, а также сведения, относящиеся к организационному процессу его реализации. Этот раздел очень важен, он - как визитная карточка. Обычно из-за отсутствия времени инвесторы просматривают именно резюме. Только в том случае, если оно вызвало интерес, прорабатывают весь бизнес-план. Цель раздела Резюме - дать сжатый обзор делового предложения, который заинтересует потенциальных партнеров и инвесторов, потребителей и заказчиков, раскроет преимущества и выгодность проекта.
Заключительная часть резюме должна быть посвящена основным финансовым результатам, которые ожидаются от реализации проекта в будущем.
Прежде всего, следует дать четкое описание полезного эффекта, ради которого будут приобретать товар (услугу) - новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:
какую именно потребность он удовлетворяет;
как
реализуется товар или