Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:54, доклад
В работе дана методика составления бизнес-плана для начинающих индивидуальных предпринимателей. А также опубликованы примеры бизнес-планов в различных отраслях хозяйствования.
уровень цены и группа покупателей, которой он доступен;
характеристика спроса на предлагаемый товар (услугу);
каким образом товар (услуга) продается;
слабые стороны товара (услуги);
преимущества товара (услуги).
Кроме того, в разделе следует отразить краткое описание своего предприятия:
- местонахождение;
- форма собственности;
- организационно-правовая форма;
- планируемые виды деятельности и др.
Исследование рынка - одна из важнейших частей бизнес-плана, к ее подготовке нужно отнестись очень ответственно. Обобщение опыта показывает, что неудача большинства провалившихся коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости. Емкость рынка продукта может быть определена через объем его потребления. Поэтому, готовя данный раздел, необходимо предварительно собрать и обработать большой объем исходной информации. Следует спрогнозировать и состояние рынка в будущем, т. е. найти ответы на вопросы о том, кто, почему и в каких количествах будет готов купить продукцию завтра, послезавтра, вообще на протяжении длительного периода времени.
В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом.
Самые первые сведения, которые потребуются при написании данного раздела: кто будет покупать у будущего предпринимателя товары, где его ниша на рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать рынок и найти ответы на вопрос о том, кто, почему и сколько будет готов купить продукции завтра, послезавтра и вообще в течение ближайшего года. Такой поиск должен проходить поэтапно.
Первый этап - оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенной территории могут купить, скажем, за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов - социальных, национальных, культурных климатических, а главное - от экономических, в т.ч. от уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции, наличие ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.
Второй
этап - оценка потенциальной суммы
продаж, т.е. той доли рынка, которую
будущий предприниматель в
В итоге такого анализа (исследования), можно определить примерное количество клиентов за месяц, на которое можно рассчитывать. Но чтобы их получить реально, нужен третий этап, третий шаг к оценке реальных объемов продаж.
Подготовка такого прогноза возможна с помощью различных методов. Для мелкого бизнеса вполне возможно ограничиться экспертными прикидками, опирающимися на собственный профессиональный опыт разработчика бизнес-плана или опыт специалистов.
План маркетинга является важной частью бизнес-плана, так как он описывает, как может осуществляться распределение, устанавливаться цена и продвигаться продукты, услуги.
Цель
раздела «План маркетинга»
Назначение данного раздела бизнес-плана - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта, обосновать, что потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам, показать, на чем следует сделать основные акценты в стратегии рекламы, и сбыта продукции, в ценовой политике.
План маркетинга включает в себя:
выбор
системы распространения
ценовая политика и ценообразование;
перечень конкретных покупателей продукции;
реклама и продвижение товара на рынок;
методы стимулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса.
Ценообразование - один из главнейших вопросов, на который должен ответить себе разработчик бизнес-плана. Как правильно установить цену на товар? Можно привести несколько основных принципов:
цена товара должна быть выше его себестоимости;
цена определяется возможностями рынка;
цена должна обеспечить максимальную прибыль (не за единицу продукции, а за какой-то период времени).
Ценообразование
не сводится к простому выяснению
вопроса о себестоимости
Издержки производства. Как известно, издержки производства распадаются на две условные категории: постоянные и переменные.
К постоянным относятся издержки, остающиеся неизменными относительно объемов реализации продукции: например, арендная плата, плата за телефон, административные и прочие накладные расходы.
К
переменным относятся издержки, непосредственно
связанные с производством
Стимулирование сбыта.
Прежде чем приступать к планированию бизнеса по стимулированию сбыта, необходимо четко определиться, какие средства будут выделены для этого. Хорошая реклама и стимулирование сбыта - это не издержки, а инвестиции, причем такие, которые принесут дивиденды в виде расширения производства. Особое внимание при планировании по стимулированию сбыта следует уделить четырем факторам:
как найти потенциальных клиентов;
заинтересовать и стимулировать их;
удовлетворить их потребности;
продать.
Чтобы
выбрать правильный метод стимулирования
сбыта продукции, придется экспериментировать.
Может быть, придется использовать
несколько методов. Здесь надо подумать,
на что, скорее всего, откликнется клиент:
газеты, специальные журналы, справочники,
радио, рекламные щиты, рекламные объявления,
реклама на транспорте, телевидение, прямые
почтовые отправления, личное убеждение,
выставки.
Производственный
план
Производственный план составляют в том случае, если инвестиционный проект предусматривает производство продукции. Его главная задача - показать инвесторам, кредиторам и другим потенциальным партнерам реальность производства продукции в нужном количестве и определенного качества.
В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы. Здесь надо рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом параграфе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков, если таковые присутствуют.
Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со сроками поставок, числом основных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
Примерные вопросы данного раздела:
где будут изготавливаться товары (предоставляться услуги)?
насколько удачно выбрано место расположения помещения, исходя из близости к клиентам, поставщикам, доступности рабочей силы и т.д.?
какое оборудование и инструменты потребуются?
Составьте подробный список оборудования, включая измерительные приборы, оргтехнику, станки, необходимую мебель, транспортные средства и т.д.
Укажите способ получения оборудования (аренда, покупка, изготовление по заказу и пр.), где и как оно будет размещаться.
Данную
информацию можно представить в
виде таблицы.
Потребность в оборудовании и других технических средствах Таблица 1
№№
п/п |
Наименование
оборудования, технических средств |
Тип или модель | Способ получения | Срок поставки | Цена за ед, руб. | Кол-во | Стоимость оборудования |
1. | |||||||
… | |||||||
Всего |
Какие материалы, сырье и комплектующие понадобятся?
Укажите: где, у кого и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия.
Информацию
оформите в виде таблицы.
Потребность в материальных ресурсах Таблица 2
Наименование
вида материальных ресурсов |
Потребность на программу _______г. | |||||
1квартал | 2квартал | Поставщики | ||||
в натур. выраж. | сумма тыс. руб. | в натур. выраж. | сумма тыс. руб. | и т.д. | ||
Материалы
- всего в том числе:…………….
……………. и т.д. |
||||||
Покупные
комплектующие изделия- всего
в том числе:
……………. ………… и
т.д. |
||||||
ВСЕГО |
Сколько сырья, материалов и готовой продукции потребуется на один производственный цикл?
Какой транспорт понадобится для доставки сырья, материалов, готовой продукции?
Какие помещения и какой площади нужны? Кроме того, укажите: собственные это площади или арендуемые; необходимость ремонта или реконструкции.
При необходимости ремонта подготовьте смету. Сделайте необходимые расчеты. Если для проведения каких-либо работ предполагается приглашение сторонних организаций (строительных, монтажных и др.), то необходимо указать критерии их отбора.
Определите
объем производимых товаров по периодам
(первый год - по кварталам).