Метод оценки доходности и риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются:
1. Раскрыть понятия и сущность риска и доходности;
2. Показать их тесную взаимосвязь, благодаря анализу каждого из них;
3. Найти способы снижения риска и повышения доходности (рентабельности) предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр.

Глава I. Теоретические основы доходности и риска

1. Понятие и виды рисков, факторы риска 5
2. Доходность, её сущность. Спекулятивные виды дохода 12
3. Теоретические аспекты анализа риска и доходности 15
Глава II. Методология оценки риска и доходности

2. Методы количественного анализа риска 21
3. Оценка доходности 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 56.04 Кб (Скачать)

определяются  и описываются причины и факторы, влияющие на уровень каждого вида риска.

Выбор конкретного  метода анализа риска по нашему мнению зависит от информационной базы, требований к конечным результатам (показателям) и к уровню надежности планирования инвестиций. Для небольших проектов можно ограничиться методами анализом чувствительности и корректировки  нормы дисконта, для крупных проектов - провести имитационное моделирование  и построить кривые распределения  вероятностей, а в случае зависимости  результатов проекта от наступления  определенных событий или принятия определенных решений построить  также дерево решений. Методы анализа  рисков следует применять комплексно, используя наиболее простые из них  на стадии предварительной оценки, а сложные и требующие дополнительной информации - при окончательном обосновании  инвестиций.6

Для обоснования  бизнес планов, принятия управленческих решений, выявления резервов, анализа  хозяйственной деятельности предприятия  проводят изучение и измерение факторов, влияющих на значения ключевых показателей  экономической деятельности.

Рентабельность  собственного капитала является главным  показателем эффективности функционирования предприятия. Важнейшая задача финансового  менеджмента - увеличение суммы собственного капитала и повышения уровня его  доходности.

Рентабельность  собственного капитала рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли  за год к среднегодовой сумме  собственного капитала.

Для проведения анализа представим ROE как произведение следующих факторов: 

ROE = Дчп*ROA*МК, где  (2) 

Дчп - доля чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли;

ROA - рентабельность  совокупного капитала определяется  как отношение балансовой прибыли  к величине совокупных активов  (состоящих из собственного капитала  и заемных средств) и характеризует  прибыльность совокупного капитала;

МК - мультипликатор капитала. При его повышении возрастает доходность собственного (акционерного) капитала, при условии, что рентабельность активов выше стоимости заемных  средств, но и увеличивается степень  финансового риска предприятия (снижается  коэффициент автономии, ликвидности).

Данная взаимосвязь  показывает зависимость между степенью финансового риска и прибыльностью  собственного капитала.

Расширить факторную  модель ROE можно за счет разложения на составные части показателя ROA (факторная модель предложена Савицкой Г.В.): 

ROE = Дчп * МК * Rоб * Коб, где (3) 

Rоб - рентабельность  оборота определяется как отношение  валовой (балансовой) прибыли к  выручке(нетто) от всех видов  продаж и характеризует эффективность  управления затратами и ценовой  политики предприятия.

Коб - коэффициент  оборачиваемости капитала определяется как отношение выручки от всех видов продаж к величине совокупного капитала и отражает интенсивность его использования и деловую активность предприятия.

Доходность собственного капитала анализируется с помощью  методики, разработанной фирмой "DUPONT".

Суть этой методики сводится к разложению формулы расчета  доходности собственного

капитала на факторы, влияющие на эту доходность. Анализ ведется на основании полученных расчетных коэффициентов. От того, какой  из показателей влияет на доходность собственного капитала больше всего, и  будет зависеть оценка и рекомендации по улучшению

19

эффективности деятельности предприятия для максимизации доходности собственного капитала.

На первом этапе  аналитик отвечает на вопрос, как изменился  ключевой финансовый показатель - доходность акционерного капитала - и в каком  направлении изменялись факторы, определившие его динамику и включенные в модель. Существуют 3 модели анализа по методу DUPONT. Используемые в этих моделях  показатели приведены в таблице (Приложение 2).

Использование той или иной модели зависит от необходимой степени детализации  анализа доходности собственного капитала.

Доходность собственного капитала в различных моделях:

ROE = Доходность  активов * Финансовый рычаг 

ROE = Рентабельность  продаж *Оборачиваемость активов  * Финансовый рычаг 

ROE = Операционная  рентабельность*Бремя процентов*Налоговое  бремя * Оборачиваемость активов  *Финансовый рычаг 

На втором этапе  аналитик должен понять конечные причины, обусловившие изменение финансовых коэффициентов. К основным причинам следует отнести изменение показателей  первичной отчетности, лежащих в  основе расчета коэффициента, а именно: выручки, прибыли, основных и оборотных  активов, задолженности, соотношения  собственных и заемных средств  и т.п. В ходе анализа целесообразно  выделить показатели, оказавшие наибольшее влияние на результирующие коэффициенты.7

Для составления  рекомендаций по максимизации финансовых показателей аналитик должен обладать дополнительными знаниями о специфике  предприятия, иметь представления  об объективных ограничениях и внутренних потребностях производства. Так, например, увеличение выручки на промышленном предприятии при ограниченном предельном уровне загрузки мощностей и т.п.

Аналитик может  не ограничиваться разработкой рекомендаций по улучшению показателей, а подкрепить их числовыми данными, то есть оценить  влияние изменения одного или  нескольких факторов на динамику коэффициента доходности собственного капитала и  оценить чувствительность результата к такому изменению.

К примеру, предвидя снижение цен на сырье и перезаключение контрактов с поставщиками по более  выгодным условиям, аналитик имеет  возможность искусственно снизить  себестоимость, при этом необходимо рассчитать достигнутое таким образом  изменение всех коэффициентов в  модели.

Глава II. Методология оценки риска и доходности.

2.2 Методы количественного  анализа риска

Статистический  метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших  место на данном или аналогичном  предприятии, с целью определения  вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного  результата. Например, вероятность  успешного продвижения нового товара на рынке в течение года составляет – 3/4, а неуспех – 1/4. Величина, или  степень, риска измеряется двумя  показателями: средним ожидаемым  значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Среднее ожидаемое  значение связано с неопределенностью  ситуации, оно выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных  результатов [Е (х)], где вероятность  каждого результата (А) используется в качестве частоты или веса соответствующего значения (х). В общем виде это  можно записать так: 

Е (х) =А1х1 + А2х2+ ... + Аnхn (4) 

Допустим, что  при продвижении нового товара мероприятие  А из 200 случаев давало прибыль 20,0 тыс. руб. с каждой единицы товара в 90 случаях (вероятность 90 : 200 = 0,45), прибыль 25,0 тыс. руб. в 60 случаях (вероятность 60 : 200 = 0,30) и прибыль 30.0 тыс. руб. в 50 случаях (вероятность 50 : 200 = 0,25). Среднее ожидаемое  значение прибыли составит: 20,0 *0,45 + 25,0 *0,30 + 30,0 *0,25 = 24.

Осуществление мероприятия Б из 200 случаев давало прибыль 19,0 тыс. руб. в 85 случаях, прибыль 24,0 тыс. руб. в 60 случаях, 31,0 тыс. руб. в 50 случаях. При мероприятии Б средняя  ожидаемая прибыль составит; 19,0* (85: 200) + 24,0* (60 : 200) + 31,0 *(50 : 200) = 23,8.

Сравнивая величины ожидаемой прибыли при вложении капитала в мероприятия А и  Б, можно сделать вывод, что величина получаемой прибыли при мероприятии  А колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб., средняя  величина составляет 24,0 тыс. руб.; в  мероприятии Б величина получаемой прибыли колеблется от 19,0 до 31,0 тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс. руб.

Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять  решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения необходимо измерить коэффициент  капитализации мероприятия А  и Б.

21

Этапы определения  коэффициента капитализации:

  1. Найти потенциальный валовой доход (ПВД = х м2 *цена за 1 м2* 12 месяцев); (5)
  2. Определить потери
  3. Определить действительный валовой доход (ДВД = ПВД — потери); (6)
  4. Определить издержки
  5. Определить чистый операционный доход (ЧОД = ДВД — издержки); (7)
  6. Коэффициент капитализации равен: ЧОД/I*100%, где (8)

I — объект инвестирования (балансовая стоимость участка).

Предположим, что  мероприятие А — здание 1000м2, цена за 1 м2 — 400 рублей. При этом, потери от недозагрузки — 20%, простои - 1 месяц, издержки — 12% от ПВД, налоги — 2% от ПВД, балансовая стоимость которого 2,5 млн. руб.

Мероприятие Б  — 4-х этажное офисное здание,цена за 1 м2 — 550 рублей. При этом, потери от недозагрузки — 15%, простои - 1 месяц, издержки — 10% от ПВД, налоги — 2% от ПВД, балансовая стоимость которого 3,5 млн. руб.

Рассмотрим расчеты  показателей, указанные в таблице 2. 

Показатели Мероприятие А Мероприятие Б
ПВД 4,8 млн. руб. 6,6 млн. руб.
ДВД 3,44 млн. руб. 5,06 млн. руб.
ЧОД 2,864 млн. руб.  3,08 млн. руб.
К 114,58% 88,00%
 
 

Таким образом, коэффициент капитализации при  вложении капитала в мероприятие  А больше, чем при мероприятии  Б. Следовательно, мероприятие А  сопряжено с меньшим риском, а  значит, предпочтительнее, т.е. не смотря на всевозможные издержки и потери, мероприятие А будет более  прибыльным.8

Различные методы финансового анализа позволяют  выявить слабые места в экономике  предприятия, охарактеризовать его  ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, отдачу активов и  рыночную активность. Однако обычно вывод  о вероятности банкротства можно  сделать только на основе сопоставления  показателей данного предприятия  и аналогичных предприятий, обанкротившихся  или избежавших банкротства. Найти  соответствующую информацию довольно трудно, поэтому для расчетов вероятностей банкротства широко используют многофакторные модели.

Любое изменение  объема производства (продаж) оказывает  существенное влияние на прибыль. Данная зависимость называется эффектом производственного (или операционного) левериджа. Производственный леверидж показывает степень влияния  постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

Производственный  леверидж (Лпр) можно представить  в следующем виде:

Лпр = (В- 3пер) : П+ (Зпост + П) : П, где (9)

П – балансовая прибыль от реализации (до выплаты  налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам);

В– выручка  от реализации;

3пер – переменные  затраты; 

Зпост - постоянные затраты.

Например, балансовая прибыль ОАО «Эрнест» составила 3654 тыс. рублей, выручка от реализации — 33304 тыс. рублей, постоянные расходы  — 410 тыс. рублей, переменные — 256 тыс. рублей.

Лпр = (33304 — 256): 3654+(410+3654): 3654=9,04+1.11=10,15

Из приведенного соотношения следует, что чем  больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при  некотором объеме производства, тем  выше производственный леверидж, а  следовательно, тем выше предпринимательский  риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта, имеют устойчивый спрос на свою продукцию. 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Информация о работе Метод оценки доходности и риска