Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат
В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
Основой для
развития регионального и местного
налогообложения должно стать формальное
закрепление разграничения
Серьезной
ревизии должен подвергнуться перечень
региональных и местных налогов.
Расширение налоговой компетенции
регионов связано не только с передачей
в их бюджеты не зачислявшихся
в них ранее доходных источников
(например, акцизов на все подакцизные
товары), но и конверсию части
федеральных регулирующих налогов
(на прибыль, доходы физических лиц, возможно,
части ресурсных платежей) в региональные.
Последнее позволит также максимально
сократить количество регулирующих
налогов. В состав местных налогов
могут войти часть существующих
налогов на доходы, налоги на малый
бизнес и имущественные налоги (после
введения налога на недвижимость). Разграничение
полномочий в сфере налогообложения
должно исходить, в том числе, из
необходимости исключения рентной
составляющей из доходов местных
бюджетов и сокращения ее доли в
бюджетах регионов.
Территориальный
принцип налогообложения должен
найти отражение в федеральном
законодательстве в отношении федеральных
регулирующих, региональных и местных
налогов. Его применение потребует,
например, проведение конкретизации
сферы действия региональных и местных
решений об установлении каждого
вида налога, сокращения масштабов
схем искусственного распределения
налогов между регионами и
муниципалитетами, если налогоплательщик
осуществляет деятельности одновременно
на нескольких территориях, изменение
принципов внутренней регистрации движимого
имущества, являющегося объектом налогообложения,
с целью устранения практики искусственного
перемещения налоговой базы за пределы
региона.
Расширение
налоговой автономии
Перераспределение
налоговых полномочий необходимо осуществить
и внутри регионов. Так, повышению
самостоятельности регионов и муниципалитетов
не способствуют нормы федерального
закона «О финансовых основах местного
самоуправления», разделяющие между
регионами и муниципалитетами почти
все крупные доходные источники
территориальных бюджетов. Отмена соответствующих
норм позволит, с одной стороны, централизовать
обладающие рентными признаками доходы
территориальных бюджетов (акцизы,
налог на прибыль, ресурсные платежи)
в региональные бюджеты, с другой
стороны - передать муниципалитетам
налоги на имущество, малый бизнес,
а также права по их самостоятельному
установлению.
Возможность
расширения налоговых полномочий регионов
и муниципалитетов существует и
в отношении расширения их прав в
сфере непосредственно сбора
налогов. Пересмотр структуры
При осуществлении
всех вышеуказанных мер необходимо
учитывать, что искаженный характер
фискального выбора региональных и
местных властей (в том числе
в отношении налогообложения) имеет
место не только по указанным выше
причинам, но и вследствие проблем
в других сферах регулирования межбюджетных
отношений - институциональной среде,
разграничении полномочий по осуществлению
расходов и предоставлении финансовой
помощи. Поэтому развитие регионального
и местного налогообложения во избежание
снижения налогового потенциала территориальных
бюджетов должно осуществляться параллельно
с реформированием межбюджетных
отношений в целом. В силу этого
заметный прогресс в данной сфере
достижим лишь в среднесрочной перспективе.
Тем не менее,
стоящая перед органам власти
задача развития децентрализованной финансовой
системы объективно обуславливает
необходимость повышения
13
Актуальным
вопросом является усиление инвестиционной
составляющей местных бюджетов (в
научной литературе обосновывается
тезис о возможности
Источниками
формирования финансового ресурса
местных бюджетов развития могут
стать: сверхплановый объем
Необходимо
ускорить введение бюджетных инструментов
стимулирования развития регионов, предусмотренных
Законом Украины "О стимулировании
развития регионов". Это должно осуществляться
на научной основе с учетом конкретных
параметров социально-экономического
развития государства и его регионов.
Целесообразно расширить
14
Правовой основой функционирования территориальных финансов являются законодательные акты, изданные в России за период с 1991 по 1997гг.
1. В Законе
РСФСР «О местном
В соответствии с Законом для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в территориальные органы власти сведения, необходимые для его составления.
В Законе зафиксированы важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.
В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.
Впервые в Законе признано право территориальных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий.
Новые права
даны территориальным органам власти
в распределении и