Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат
В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
10
16.1. Виды местных налогов и сборов
В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:
• местные налоги,
• местные регистрационные и лицензионные сборы;
• прочие сборы.
К местным налогам относятся:
• налог на землю;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
• налог
на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы.
Местные регистрационные и
• регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской
• лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
• лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.
К прочим сборам относятся:
• сбор за право торговли;
• целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).
На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.
Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный
сбор с физических лиц,
4) сбор за право торговли.
Они устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации.
В частности, объект налогообложения,
плательщики и порядок
До 1993 г. в
России действовал перечень федеральных,
региональных и местных налогов.
В 1993 г. Указами Президента РФ № 2268 и
2270 местным органом власти предоставлено
право введения дополнительных местных
налогов и сборов, не поименованных
в Законе РФ «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации».
Впоследствии Налоговый кодекс РФ установил
закрытый перечень налогов, взимаемых
на местном уровне. Одновременно предусмотрено,
что уплата таких налогов юридическими
лицами должна производиться за счет
прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия после уплаты налога
на прибыль. Практика показала, что
при разумном использовании всех
рычагов налоговой политики местные
источники существенно
Местные налоги
и сборы оказывают регулирующее
влияние на развитие социальной инфраструктуры
территории и более понятны
Однако реализация
права дополнительного введения
местных налогов и сборов привела
к тому, что отдельные регионы
ввели до нескольких десятков таких
налогов и сборов. В 1996 г. уже насчитывалось
246 видов различных налогов и
сборов. Многие из них практически
не оказывают существенного
11
Развитие
регионального и местного налогообложения
является одним из наиболее противоречивых
аспектов становления децентрализованной
бюджетной системы в Российской
Федерации. Как и в других странах
с переходной экономикой, в России
существует значительный разрыв между
степенью делегирования полномочий
по осуществлению расходов нижестоящим
органам управления и степенью их
налоговой самостоятельности. Поэтому
необходимость развития регионального
и местного налогообложения постоянно
признается на федеральном уровне.
С другой стороны, ситуация в сфере
регионального и местного налогообложения
в последние годы является ярким
примером не только стагнации, но и
в значительной степени, регресса в
развитии межбюджетных отношений федерального
центра, регионов и местного самоуправления.
Так, весьма показательны принятые в 2000-2002
гг. федеральным центром решения
по вопросам налогообложения, исключившие
участие нижестоящих органов
управления в администрировании
федеральных налогов и
Поиск путей
развития регионального и местного
налогообложения должен быть основан
на анализе и сопоставлении этих
двух противоречивых тенденций.
Теория межправительственных
отношений признает ключевую роль децентрализации
налоговых полномочий в формировании
децентрализованных бюджетных систем.
При отсутствии
налоговой автономии связь
В то же время
налоговая автономия в принципе
может привести к повышению эффективности
управления общественными расходами.
Этому способствует как конкуренция
между расходами частного и общественного
сектора (политику в сфере регионального
и местного налогообложения можно
рассматривать в контексте
Тем не менее,
налоговая конкуренция способна
оказать искажающее воздействие
как на уровень общественных расходов
в целом (за счет снижения уровня налогообложения),
так и на их структуру (увеличив долю
инвестиционных расходов за счет сокращения
расходов на социальную сферу). Налоговая
децентрализация в целом не является
нейтральной и с точки зрения
устранения горизонтальных дисбалансов
в бюджетной системе, а также
реализации перераспределительной
экономической политики. Все эти
ограничения сужают перечень приемлемых
собственных доходных источников региональных
и особенно местных бюджетов, но
сами по себе не создают объективную
потребность в значительном ограничении
полномочий соответствующих уровней
управления.
Таким образом,
с теоретической точки зрения
децентрализация налоговых
Тем не менее,
ограничением в использовании данного
подхода при анализе процессов
развития регионального и местного
налогообложения является в целом
статический подход к системе
межбюджетных отношений и исключение
из рассмотрения ее других элементов.
Более точно, данное ограничение
заключается в том, что соответствующие
решения субъектов публичной
власти находятся под влиянием динамических
эффектов институциональной среды,
влияющих на фискальный выбор, и не
могут рассматриваться отдельно
от последних.
.Роль этого
ограничения применительно к
бюджетной системе Российской
Федерации чрезвычайно высока, так
как в ней в значительной
степени сохраняются
На уровне
фискального выбора развитию
регионального и местного
Возможности
регионального и местного налогообложения
принципиально ограничиваются структурой
налоговой системы и доходов
территориальных бюджетов.
Во-первых,
роль региональных и местных налогов
в современной налоговой
Во-вторых,
проблема формального и исчерпывающего
разграничения полномочий в налоговой
сфере в ходе налоговой реформы,
начавшейся с 1999 г., не получила должного
внимания. Так, законодательно не разграничена
компетенция федерального центра, регионов
и местного самоуправления в отношении
определения элементов
В-третьих,
существующая налоговая система
России не ориентирована на обеспечение
потребностей территориальных бюджетов.
Из теории государственных финансов
известно, что региональные и местные
налоги должны удовлетворять критериям
соответствия уровню формирования объекта
налогообложения, стабильности налоговой
базы, а их налоговая база должна
быть относительно равномерно размещенной
и немобильной. Удовлетворение этих
требований предполагает не только совершенствования
основ налогового законодательства,
но и более «сфокусированный»
характер отдельных налогов. В частности,
эффективному разграничению полномочий
в сфере налогообложения не способствует
ситуация, когда поступления большей часть
налогов определяются факторами рентного
характера; кроме того, это способствует
углублению межтерриториальной дифференциации
и ослаблению фискальных стимулов.
Как результат,
в существующих условиях дополнительные
налоговые полномочия регионам и
муниципалитетам, будучи делегированными,
часто не могут быть эффективно реализованы
или сопряжены с ухудшением ситуации
в других сферах межбюджетных отношений.
Именно этот фактор «стоит» за регрессом
в области регионального и
местного налогообложения и консервацией
существующей системы разделения налогов.
Развитие
налоговой автономии