Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат
В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
Местные (муниципальные) финансы обладают общими свойствами финансов как экономической категории, имеют направленность на удовлетворение потребностей общества, а деятельность по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию как государственных, так и местных финансов носит публичный характер, хотя различается по конкретным задачам.
Данное выше
определение муниципальных
Кроме того,
данный подход к определению муниципальных
финансов оправдан и с точки зрения
задач, выполняемых органами местного
самоуправления с помощью местных
финансов, таких как удовлетворение
потребностей общества и развитие муниципального
образования. Так, к полномочиям
органов местного самоуправления отнесены
принятие и организация выполнения
планов и программ комплексного социально-экономического
развития муниципального образования.
Для возможности осуществления
данного полномочия органы местного
самоуправления наделены правом ведения
собственной финансово-
Местные финансы, как и любые другие финансы, выполняют несколько основных функций, таких как распределение, регулирование и контроль. Распределительная функция местных финансов призвана способствовать организации и развитию сбалансированного и эффективного производства в муниципальном образовании в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан. При посредстве муниципальных финансов происходит распределение части совокупного общественного продукта и национального дохода.
В условиях рыночной экономики ведущей становится регулирующая роль финансов. Грамотное направление финансовых средств в различные отрасли хозяйства в муниципальном образовании, кредиты и муниципальные займы, налоговые льготы и налоговые ставки, размещение муниципального заказа (использование местных финансов) позволяют не только стимулировать развитие отраслей, но и в известной степени изменять структуру производства и потребления в муниципальном образовании.
При посредстве муниципальных финансов происходит контроль за производством и распределением в муниципальном образовании материальных и социальных благ в сфере компетенции местного самоуправления.
Местные финансы
являются главной составляющей материальных
ресурсов, которыми обладает муниципальное
образование. Еще в 1928 году профессор
Л.А. Велихов отмечал, что местное
самоуправление не мыслится без отграниченных
для него финансовых источников и
более или менее
Таким образом,
местные финансы – важный рычаг
регулирования социально-
Необходимость использования местных финансов обусловила осуществление муниципальными образованиями специальной, финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование муниципальных денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития и выполнения органами местного самоуправления своих функций, в том числе обеспечение тех общественных услуг, которые не являются предметом частного предпринимательства. Главной целью этой деятельности является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, всегда имеют правовую форму . Не только формирование фондов денежных средств, но и их распределение осуществляется исключительно на основании норм права (правовых норм). Поэтому изучение правового регулирования муниципальных финансов – основа грамотной финансовой деятельности органов местного самоуправления.
Свое воздействие
на экономику финансы осуществляют
через финансовый механизм. В структуру
финансового механизма входят: финансовые
методы, правовое, информационное и
нормативное обеспечение, финансовые
рычаги. Финансовый метод – способ
воздействия финансовых отношений
на хозяйственные процессы. Органы
местного самоуправления для обеспечения
эффективности местных финансов
должны использовать (и, соответственно,
регулировать муниципальными правовыми
актами порядок осуществления) различные
методы: планирование, прогнозирование,
учет, финансирование, в том числе
инвестирование, кредитование, налогообложение,
материальное стимулирование и ответственность,
фондообразование, денежные расчеты
и пр. Финансовый рычаг – это
прием действия финансового метода.
Возможность использования
6
Тема 8. РЕГИОНАЛЬНЫЕ
(МЕСТНЫЕ) ФИНАНСЫ - 8.1. Сущность и роль
региональных (местных) финансов в экономическом
и социальном развитии административно-
В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
В условиях
демократии одной из важнейших составных
частей финансовой системы государства
являются региональные (местные) финансы,
которые охватывают территориальные
(местные) бюджеты (в Украине –
это бюджет Крымской АР, областные,
городские, районные, районные в городах,
поселковые и сельские бюджеты) и
финансы субъектов
Региональные
(местные) финансы обеспечивают финансирование
широкого круга мероприятий, связанных
с социально-культурным и коммунально-бытовым
обслуживанием населения.
Таким образом,
региональные (местные) финансы –
это система экономических
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Через региональные (местные, территориальные) финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
8
3. В стимулировании
наращивания доходной базы
не следует ограничиваться только налоговой и трансфертной основой, а шире использовать особенности механизмов функционирования региональных рынков (товарных, финансово-кредитных, инвестиционных и т.д.). Усиливается значение внедрения в практику формирования и функционирования местных бюджетов, принципов зарабатываемости доходов территориями, их заинтересованности в развитии своей налоговой базы.
4. При определении
доходной базы местных
Научная новизна исследования заключается в разработке методологии комплексного анализа доходной базы местных бюджетов (на примере РСО-А), совмещенный с системным характером оценки межбюджетных отношений в России. При этом в качестве наиболее значимых выделены следующие элементы новизны:
-расширено
в авторской интерпретации
9
Местные налоги имеют не такую длительную историю как государственные налоги. Первым налогом местного характера стал налог в интересах бедных, он был введен в Англии в XVII ст. Причиной его внедрения стало значительное увеличение в стране нищих, попрошаек, бедных. Центральное правительство требовало от городов и приходов материально поддерживать бедных за счет добровольных пожертвований местных зажиточных граждан. Но постепенно эта добровольность превратилась в обязательность. Налог в интересах бедных платился богатыми гражданами, главным основанием для его взыскания было наличие у плательщиков земли, зданий и другого недвижимого имущества. По мере возникновения других потребностей местных союзов появлялись другие местные налоги дорожный и школьный . Существовали местные налоги для содержания больниц, местной полиции и охраны, на отдельные виды работ для благоустройства городов (освещение, строительство дамбы и тому подобное). Во Франции местные налоги появились в форме надбавок к общегосударственным реальным налогам (поземельного, по домового, промышленного). Местным органам самоуправления было предоставлено право устанавливать к названным налогам надбавки «добавь глазные сантимы» (сантим мелкая монета Франции). Во Франции также существовал особенный налог, который производился на территории общин октруа, или частный или залоговый сбор. Октруа представлял из себя непрямой налог, стягивался из продуктов потребления при их завозе на территорию местного союза. Местные органы самоуправления Прусии всегда имели большую самостоятельность в своей деятельности, в том числе и в финансах. В 1892 г. местным властям были переданы реальны налоги: поземельный, подомовой и промышленный. Государство оставило за собой взыскания по доходного и имущественных налогов. Рядом с этим, существовала система местных надбавок к по доходного налога. Кроме того, общины имели право внедрять налог на прирост ценностей, который приобретал особое значение в городах, которые развивались потому, что данный процесс сопровождался ростом цены на землю.