Местные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

Работа содержит 1 файл

Местные финансы.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

5. Теория "естественного  права" - совокупность принципов,  правил, норм, ценностей, которые  диктуются природой человека  и тем самым независимые от  конкретных социальных условий  и государства. Зародилась в  древние времена, развивалась  в античном мире, в частности,  Греции. Пик развития теории - XVII-XVIII вв., Ее идеи положены в основу  американской Декларации независимости  и французской Декларации прав  человека и гражданина 

6. Положения теории  вольности общин: 1) община старше  государства, т.е. исторически  возникла раньше, 2) общины, не созданы  государством, а признанные ею, 3) община является институцией,  равной государству, 4) государство  существует для общин, а не  общины для государства 

7. Общественная теория  местного самоуправления: местные  самоуправляющиеся органы имеют  самостоятельное право на существование,  занимаются делами, которые им  присущи и неотъемлемые. Это право  трактовалось как следствие исходного  Положения теории о том, что  общины не созданы государством, а им только признанные и  поэтому имеют круг дел, которые  им принадлежали до появления  государства; такие дела государство  не делегировала общинам, а  их признала 

8. Государственническая  теория местного самоуправления: часть государственной власти  должна быть передана на уровень  территориальных общин и органов, "которые они самостоятельно  выбирают и создают. Органы  местного самоуправления - это органы  государственного управления, составляющая  государства, никаких самостоятельных  прав не может иметь, но она  имеет определенную правовую, организационную  и финансовую самостоятельность 

9. Теория муниципального  социализма отвлекала внимание  общественности от глобальных  проблем развития страны, вместо  сосредоточивалась на местном  уровне, считая, что именно там  можно достичь социального мира  и гармонии путем постепенных  изменений (национализации земель, расширение коммунальной собственности,  социализации производства), т.е.  с помощью "муниципального  социализма "

3

Сущность  местных финансов, их место и роль в экономической системе государства

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в  государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом  демократического государственного строя  является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций  эти органы наделяются определенными  имущественными и финансово- бюджетными правами.

В ХХ веке произошли  значительные изменения в организации  местного самоуправления в большинстве  европейских стран и его относительная  унификация. В 1985 г. была подписана Европейская  хартия о местном самоуправлении, которая заложила общеевропейские  принципы организации местного самоуправления. В ноябре 1996 года к Европейской  хартии о местном самоуправлении присоединилась Украина.

Современные местные органы в демократических  государствах имеют определенные функции  и задачи. Это - собственные функции  и задачи и задачи, которые поручаются местной власти центральным правительством.

Наличие задач  и функций, возлагаемых на местные  органы власти, является объективной  причиной необходимости финансов для  этих органов власти. Если основными  причинами функционирования финансов вообще является возникновение государства  и товарно-денежных отношений, то причиной возникновения местных финансов является наличие территориальных  обществ, выделение функций и  задач, которые возлагаются на их органы власти.

Объективные причины функционирования местных  финансов имеют свои корни еще  в общине, которая возникла как  институт раньше государства, и сыграла  важную роль в организации общественной жизни.

Возобновление в Украине в начале 90-х годов  прошлого столетия института местного самоуправления как носителя местных  интересов, возникновение функций  и задач, выполняемых органами местного самоуправления, стали объективными факторами процесса возрождения  местных финансов в нашем государстве. Этот процесс развивается в ходе становления национальной финансовой систеиы Украины. Местные финансы  формируются как самостоятельная  часть финансовой системы государства.

В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются местные финансы, которые  охватывают:

• местные  бюджеты (в Украине - это бюджет Крымской АР, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты);

• финансы  субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей;

• местные  внебюджетные фонды.

Местные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.

Таким образом, местные финансы - это система  формирования, распределения и использования  денежных и иных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения местными органами власти возложенных на них  функций и задач, как собственных, так и делегированных.

В последние  десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Все в  большей мере функции регулирования  этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это  превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через местные  финансы государство активно  проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам  власти средств для их бюджетов, осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий  расширяется.

С помощью  местных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

7

Состав местных  финансовых ресурсов

Местные финансы  можно охарактеризовать и как  совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное их назначение - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником ее финансирования являются бюджетные ассигнования и  средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций).

Местные бюджеты - основная часть местных финансов. В современных условиях все в  большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно вырастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий. Указанные  факторы вызывают необходимость  дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы местных органов  власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Средства  субъектов хозяйствования - также  составная часть местных финансов. К таким средствам относятся:

1) финансовые  ресурсы предприятий, находящихся  в муниципальной собственности  (как правило, это коммунальные  предприятия);

2) финансовые  ресурсы предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансировании  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов.

Субъекты  хозяйствования для социальной поддержки  своих работников строят и приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты отдыха.

Местные внебюджетные фонды - третий компонент местных  финансов. Источниками формирования таких фондов служат специальные  сборы, добровольные взносы юридических  и физических лиц и другие источники. Внебюджетные фонды имеют чаще всего целевое назначение.

4

Местные финансы. Федеральный закон “О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В  соответствии с вышеназванным федеральным  законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие  органам местного самоуправления, и  другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в  соответствии с Конституцией РФ, Федеральным  законом “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другими  федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов  местного самоуправления.

Местные финансы  определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы  входят в структуру финансовой системы  России в качестве ее самостоятельного звена.

Состав местных  финансовых ресурсов

Местные финансы  можно охарактеризовать и как  совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное их назначение - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником ее финансирования являются бюджетные ассигнования и  средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций).

Местные бюджеты - основная часть местных финансов. В современных условиях все в  большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно вырастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий. Указанные  факторы вызывают необходимость  дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы местных органов  власти, решения ряда проблем, связанных  с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Средства  субъектов хозяйствования - также  составная часть местных финансов. К таким средствам относятся:

1) финансовые  ресурсы предприятий, находящихся  в муниципальной собственности  (как правило, это коммунальные  предприятия);

2) финансовые  ресурсы предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансировании  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов.

Субъекты  хозяйствования для социальной поддержки  своих работников строят и приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты отдыха.

Местные внебюджетные фонды - третий компонент местных  финансов. Источниками формирования таких фондов служат специальные  сборы, добровольные взносы юридических  и физических лиц и другие источники. Внебюджетные фонды имеют чаще всего  целевое назначение.

5

Очевидно, что  местные финансы являются отграниченной  частью государственных финансов. В 1911 году проф. Н.Х. Озеров дал интересную с точки зрения современных споров по поводу положения местных финансов в финансовой системе государства  дефиниционную формулу финансовой науки. По этой дефиниции «финансовая  наука изучает совокупность отношений, которые возникают на почве добывания  и распределения союзами публичного характера материальных средств» . Местное самоуправление представляет собою один из таких «союзов публичного характера» в составе государства . Более того, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается и гарантируется  на всей территории РФ, является одной  из форм публичной власти. Исходя из этого, в настоящее время не вызывает сомнения отнесение местных финансов к финансовой системе государства.

Информация о работе Местные финансы