Местные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

Работа содержит 1 файл

Местные финансы.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

Местные финансы

1

Сущность местных  финансов, их место и роль в экономической  системе государства

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом  демократического государственного строя  является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций  эти органы наделяются определенными  имущественными и финансово- бюджетными правами.

В ХХ веке произошли  значительные изменения в организации  местного самоуправления в большинстве  европейских стран и его относительная  унификация. В 1985 г. была подписана Европейская  хартия о местном самоуправлении, которая заложила общеевропейские  принципы организации местного самоуправления. В ноябре 1996 года к Европейской  хартии о местном самоуправлении присоединилась Украина.

Современные местные  органы в демократических государствах имеют определенные функции и  задачи. Это - собственные функции  и задачи и задачи, которые поручаются местной власти центральным правительством.

Наличие задач и  функций, возлагаемых на местные  органы власти, является объективной  причиной необходимости финансов для  этих органов власти. Если основными  причинами функционирования финансов вообще является возникновение государства  и товарно-денежных отношений, то причиной возникновения местных финансов является наличие территориальных  обществ, выделение функций и  задач, которые возлагаются на их органы власти.

Объективные причины  функционирования местных финансов имеют свои корни еще в общине, которая возникла как институт раньше государства, и сыграла важную роль в организации общественной жизни.

Возобновление в  Украине в начале 90-х годов  прошлого столетия института местного самоуправления как носителя местных  интересов, возникновение функций  и задач, выполняемых органами местного самоуправления, стали объективными факторами процесса возрождения  местных финансов в нашем государстве. Этот процесс развивается в ходе становления национальной финансовой систеиы Украины. Местные финансы  формируются как самостоятельная  часть финансовой системы государства.

В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются местные финансы, которые  охватывают:

• местные бюджеты (в Украине - это бюджет Крымской АР, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты);

• финансы субъектов  хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей;

• местные внебюджетные фонды.

Местные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.

Таким образом, местные  финансы - это система формирования, распределения и использования  денежных и иных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения местными органами власти возложенных на них  функций и задач, как собственных, так и делегированных.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это  превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через местные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным  органам власти средств для их бюджетов, осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется.

С помощью местных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. 

Местн фин

1

В советский период в стране не было разделения властных структур на уровни государственной  власти и местного самоуправления. Действовала единая советская система  власти. На местном уровне ее представляли местные (районные, городские, поселковые, сельские) советы, которые формировали  свои исполнительные комитеты. Структуры  КПСС существовали на первом субрегиональном  уровне — городов и районов (их не было на уровне поселков и сел).

1. Период 1991-1993 гг.

 Развитие в  России специального законодательства  о местном самоуправлении начинается  после 1991 г. Первым опытом стал  закон от 6 июля 1991 г. "О местном  самоуправлении в Российской  Федерации".

 После августа  1991 г. на региональном и местном  уровнях формируется новая система  организации исполнительной власти. В рамках отдельно взятых регионов  была создана внутрирегиональная  властная вертикаль (вертикаль  исполнительной власти). Функции  исполнительной власти на местном  уровне взяли на себя районные (городские) администрации, главы  которых назначались главами  региональных администраций. Исключение  составляли главы региональных  административных центров, которых  назначал президент России, так  же как и губернаторов (в республиках  все назначения проводил президент  республики, когда и если таковой  избирался).

 В начале 1990-х  гг. в России нельзя говорить  об отделении местного самоуправления  от государственной власти. По  сути, главы районных и городских  администраций представляли местную  государственную власть, сформированную  по принципам многоступенчатой  властной вертикали. Одновременно, до событий осени 1993 г. продолжали  действовать местные советы, избранные  в 1990 г. и ассоциируемые с  выборными представительными органами  местного самоуправления. Тем не  менее в инициативном порядке  в некоторых немногочисленных  населенных пунктах уже возникают  выборные исполнительные органы  местного самоуправления (пример  Владивостока).

2. Переходный период 1993—1996 гг.

 Постепенное развитие  местного самоуправления и его  отделение от государственной  власти начинаются после принятия  Конституции 1993 г., определившей  принципы организации новой системы.  Соответствующий федеральный закон  был принят 28 августа 1995 г. и  назывался "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации". Этот  закон и определил общефедеральные  рамки развития нового института.  Далее, в сентябре 1997 г. был  принят еще один важный закон  — "О финансовых основах  местного самоуправления в Российской  Федерации".

 После появления  необходимых законов в России  постепенно начинают формироваться  выборные исполнительные органы  местного самоуправления. Сначала  это происходит в отдельных  крупных городах, и весь процесс  напоминает диффузию инноваций.  Выборы мэра Владивостока прошли  еще 29 июля 1993 г., т.е. даже до  принятия новой российской конституции.  В марте 1994 г. выборы глав  местного самоуправления состоялись  в Иркутской области, одновременно  с первыми в истории этого  региона выборами губернатора.

 В октябре 1995 г.. вскоре после принятия нового  федерального закона мэр был  избран в Волгограде. Однако в  большинстве регионов формирование  выборных органов местного самоуправления  произошло с большим опозданием, и внутрирегиональная властная  вертикаль сохранялась достаточно  долго. Выборы глав местного  самоуправления состоялись в  большинстве российских регионов  одновременно с первыми губернаторскими  выборами, т.

е. в конце 1996 г.

3. Период 1996—2003 гг.

 На этом этапе  происходит реализация положений  федерального закона о местном  самоуправлении. Большинство регионов  определяет свою модель местного  самоуправления в рамках этого  закона и проводит первые, а  затем и вторые выборы.

 Федеральный закон  1995 г. ввел целый ряд важных  понятий. Прежде всего, был  определен территориальный субъект  местного самоуправления — муниципальное  образование. К разряду муниципальных  образований относились все поселения  и районы, в границах которых  были образованы органы местного  самоуправления. Использование понятия  "муниципальное образование"  привело к тому, что понятия  "местный" и "муниципальный"  в России стали синонимами. В  России начали говорить о местной,  или муниципальной, власти (однако  следует помнить о сделанной  нами ранее оговорке, что возможна  и местная государственная власть  как разновидность местной власти). Муниципальные образования принимают  свои уставы.

 На том этапе  законодательство позволяло существенные  различия между регионами, которые  получили возможность определить  собственную модель местного  самоуправления. Принцип общефедеральных  стандартов использовался достаточно  слабо, и закон носил очень  общий, рамочный характер, применяясь  на практике по-разному. Этим  и объясняется появление ряда  региональных моделей организации  местного самоуправления.

 Различия между  региональными моделями определяются  тремя основными параметрами.

 • Уточнение  территориального формата муниципальных  образований. Некоторые регионы  решили создавать органы местного  самоуправления только в населенных  пунктах, но не в административных  районах.

 • Количество  уровней местного самоуправления. Регионы могли выбрать между  одноуровневой и двухуровневой  моделями. Двухуровневая модель  предполагала, что одни муниципальные  образования могут делиться на  другие. При одноуровневой модели  органы местного самоуправления  создавались или в районах,  или в отдельных населенных  пунктах, входящих в их состав.

 • Способ формирования  органов местного самоуправления. В одних регионах и муниципальных  образованиях выборы глав местного  самоуправления сделали всенародными, в других глава местного самоуправления  избирался депутатами представительного  органа или нанимался ими на  работу по контракту (или же  вообще создавался один лишь  представительный орган местного  самоуправления — при сохранении  вертикали государственной исполнительной  власти и назначении глав районных  администраций губернаторами).

 В результате  определились наиболее характерные  региональные модели местного  самоуправления.

 • "Либеральная"  модель. Эта модель предполагала, что муниципальные образования  создаются во всех ATE первого субрегионального  уровня, т.е. в городах регионального  подчинения и районах. Повсеместно  проводились всенародные выборы  глав администраций.

 • Поселенческая  модель. В соответствии с этой  моделью муниципальными образованиями  являлись только населенные пункты, но не административные районы. Это позволило сохранить в  районах институт местной государственной  власти, когда главы администраций  назначались губернатором. Соответственно  была сохранена внутрирегиональная  властная вертикаль, не распространявшаяся  только на города регионального  подчинения. Такая ситуация возникла  в частности в Курской, Новосибирской  и Тюменской областях.

2

теорий местного самоуправления и местных финансов

1. "Русская правда" Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 гг) - Главный  источник - местное обычное право,  которое своими истоками уходили  родоплеменных времен '- "'

2. Магдебургское  право. Возникло в XIII в. в  немецком городе Магдебурге. Регламентировало  самоуправления городов, деятельность  городской власти, суда, вопросы  земельной собственности в пределах  городов, торговли, ремесел, налогообложения  и др..

3. Устав Великого  княжества Литовского (1529, 1566 и 1588) - сборник местных

законов; содержал нормы  государственного, земельного, уголовного, процессуального и наследственного  права

4. Децентрализацийна  теория возникла накануне Великой  Французской революции 1789 г. как  реакция на наполеоновскую административную  реформу, которая ввела крепкий  централизованный бюрократический  механизм власти. Главное положение:  обоснование разделения административных  дел на такие, которые являются  следствием самоуправления, и на  государственные дела, делегированные  общинам

Информация о работе Местные финансы