Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования, его развитие в Российской Федерации.
Основной задачей работы является рассмотрение темы медицинское страхование в России. В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
-медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в РФ;
-источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России;
-перспективы развития медицинского страхования в РФ.
Введение 3
1. Медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в Российской Федерации 6
2. Источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России 17
3. Перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации 26
Заключение 36
Список использованных источников 39
Второй - последовательное развитие экономического механизма (а не формы) медицинского страхования, предполагающее изначально четкое разделение обязательств, источников финансирования этих обязательств, организационных структур и ответственности между исполнительной властью и страховыми институтами, создание систем страховой статистики. И обязательное условие при этом - вывод страховщиков из-под юрисдикции правительства.
Понятно,
что первый путь не будет принят
из-за политических соображений, и, прежде
всего, из-за якобы потери статуса
государства либерально-
Второй путь не будет принят из-за сложившегося типа экономических интересов всех участников современной схемы перераспределения средств социального налога.
Поэтому существующая модель будет модернизироваться, но крайне медленно, так, чтобы не допустить роста социальных обязательств консолидированного бюджета, а значит рассчитывать населению страны на качественно более высокий уровень медицинской помощи в ближайшей и среднесрочной перспективе не приходится.
Реформа
системы здравоохранения
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за проведение реформы не приводят экономического и технологического обоснования реальности последствий реализации такой реструктуризации в масштабах всей страны. Ведь нельзя же считать за обоснование привычные ссылки на опыт развитых стран, где плотность населения многократно выше и структура услуг принципиально иная. В России, с большой долей сельского населения и низкой транспортной доступностью, понятно, что требуются другие ориентиры. При этом, один из основных разработчиков этой концепции И.М. Шейман считает, что в системе “денег достаточно”, нужна только одноканальная система финансирования здравоохранения.
Что касается самой реформы обязательного страхования, то и здесь все обсуждаемые идеи сосредоточены в русле путей сокращения обязательств перед населением. А такой ключевой вопрос как стандартизация медицинских услуг, который позволит, с одной стороны, более четко очертить обязательства страховщика, а с другой - права застрахованных, снят с обсуждения ввиду того, что он требует больших затрат из федерального бюджета.
Пока не найден надежный источник финансирования и механизм страхования неработающего населения. Правительство выступает против идеи определения целевого источника финансирования своих обязательств по страхованию для регионов в виде определенной доли от какого-то налога (например - подоходного). В замену этого предлагается использовать для страхования пенсионеров средства Пенсионного фонда России (остаток средств ЕСН от базовой пенсии в федеральном бюджете).
Это означает, что во-первых, базовая пенсия будет индексироваться только по инфляции и подтягивать ее к прожиточному минимуму не собираются, а соответственно, во-вторых, это опять означает перекладывание на всех пенсионеров нагрузки по собственному страхования, результатом чего будет снижение уровня пенсионного обеспечения.
Другим шагом по снижению обязательств предлагается возможность ухода из обязательного страхования в добровольное медицинское страхование вместе с частью взноса по ЕСН тем предпринимателям, которые обязуются страховать своих сотрудников в системе добровольного страхования.
Как видим, схема развития в обязательном медицинском страховании, не продвигается в направлении защиты застрахованных от социальных рисков. Реформа усовершенствует существующие модели лишь с позиции защиты интересов крупного бизнеса, небольшой группы высокооплачиваемого населения и госбюджета.
Согласно изменениям, внесенным в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», с 1 января 2012 года все 5,1% от ФОТ, собираемые в виде взносов в систему ОМС, будут аккумулироваться в Федеральном фонде ОМС, а потом уже перераспределяться в территориальные фонды.
Позиция Минздравсоцразвития РФ по этому вопросу предельно ясна — перераспределение средств между федеральным и территориальными фондами ОМС связано с изменением системы обязательного медицинского страхования, которая должна преобразиться к 2013 году.
В
заключение отметим: одной из наиболее
острых проблем обязательного
Платежи
за неработающее население из средств
выделенного бюджета здравоохранения
ведут к дефициту средств на противотуберкулезную,
психиатрическую и наркологическую службы,
чего нельзя допустить так как рост активного
туберкулеза среди детей за последние
пять лет увеличился почти на 30% и т.д..
Сегодня становится реальной угроза разрыва
связи между лечебной и профилактической
медициной. В России возникает такая ситуация,
когда система становится заинтересованной
в постоянном росте числа больных, а не
здорового населения, а качество медицинской
помощи определяется не результатами,
а более дорогими технологиями.
Заключение
Страховые и национальные системы здравоохранения - это не только учреждения и ведомства, это еще и финансовые потоки применяемые для повышение доступности (и эффективности) медицины.
Важнейшая концепция, объясняющая необходимость государственной службы или государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, часто считающийся саморегулирующимся и наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с «ошибками рынка» (market failure).
Основные
ошибки рынка для системы
-для существования свободного рынка, необходимо, наличие покупателей, определяющих спрос, и продавцов, определяющих предложения. Однако, в медицине покупатель не определяет спрос на конкретную услугу, а лишь отчасти на услуги системы здравоохранения в общем. Так, направляющегося к врачу в поисках лечения пациента иногда сравнивают с человеком, ощущающим голод и незнающим, как и чем его можно утолить, нужно ли его утолять или он пройдет сам, плох ли сам факт ощущения голода. Причина так называемого «спроса рожденного предложениями» лежит в первоначальной асимметрии информации, так как лишь врач наделен знаниями, позволяющими принимать решение о лечении пациента.
-некоторые виды услуг здравоохранения приносят большую пользу обществу, чем индивидууму (externality). Например, вакцинация приводит к тому, что шансы человека тяжело заболеть значительно снижаются, однако при вакцинации свыше определенного процента населения, потенциально подверженного заболеванию, можно предотвратить эпидемию или истребить заболевание вообще.
-нарушение принципов равенства доступа к минимальному набору наиболее важных услуг системы здравоохранения, особенно в случае угрозы жизни, неприемлемо для большинства граждан развитых стран. Вероятно, если бы затраты на такое лечение шли непосредственно из кармана граждан, а не завуалировано через налоговую систему и через общий бюджет, это привело бы к изменению этических норм, в сторону более эффективного и продуманного использования средств. Этические нормы часто конфликтуют с экономическими принципами. Многие из погибающих в России граждан нуждаются в минимуме средств для спасения своей жизни. В то же время баснословные средства, достаточные для спасения сотен людей, порой расходуются на спасение одного единственного человека. Иногда, дело еще и в том, что общественное мнение и мнение врачей об определенных заболеваниях таково, что их считают естественными фазами жизни человека.
-для
существования свободного рынка необходимым
условием является свободный вход продавца
и покупателя. Неограниченный вход продавцов
медицинских услуг привел бы к еще большему
распространению ятрогений и не основанных
на доказательствах медицинских методов,
чем (несмотря на наличие контролирующих
органов) мы имеем в России сегодня. Это,
в не всякого сомнения, принесло бы вред
здоровью и благосостоянию нации. Таким
образом, свободный рынок непригоден для
регуляции системы здравоохранения, в
первую очередь по тому, что как было сказано
еще Гай Юлием Цезарем в первом веке до
нашей эры: «Здоровье граждан - высшая
забота государства». Однако, непригодность
свободного рынка, не означает, что отдельные
элементы его не могут использоваться
в регулируемых государством системах
здравоохранения для создания конкуренции
между продавцами услуг, повышения эффективности
использования ресурсов, мотивации врачей
и стимуляции потребителей.
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИТЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА
ФИНАНСОВ
КУРСОВАЯ
БАРОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема: «Медицинское
страхование и его развитие в
Российской Федерации»
Автор курсовой работы
Группа
Научный
руководитель
Казань 2010
Информация о работе Медицинское страхование и перспективы развития в РФ