Медицинское страхование и перспективы развития в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования, его развитие в Российской Федерации.
Основной задачей работы является рассмотрение темы медицинское страхование в России. В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
-медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в РФ;
-источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России;
-перспективы развития медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в Российской Федерации 6
2. Источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России 17
3. Перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации 26
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Маркина Екатерина.дор.курс.-Медицинское страхование и его развитие в РФ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     В заключение отметим: средства, поступившие от территориального фонда в рамках отдельных мероприятий по здравоохранению, используются медицинскими учреждениями, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, в рамках утвержденных региональных целевых программ по здравоохранению.

     Контроль  за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного  медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

 

3. Перспективы развития медицинского страхования Российской Федерации 

    Медицинское страхование может по праву считаться одним из столпов страхового рынка России. Его доля в общем сборе страховых взносов составляет около 34%. В основном это обязательное медицинское страхование, однако и добровольное медицинское страхование вносит свой вклад в развитие рынка. Ежегодный прирост объемов ДМС оценивается в 25 - 30% и обеспечивается, прежде всего, за счет корпоративных клиентов. Кроме того, компенсацию медицинских расходов обеспечивают полисы страхования от несчастных случаев и полисы страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам. С учетом этих составляющих доля его в общем объеме сборов страховых премий, по оценкам, превышает 35%, подсчитали аналитики агентства DISCOVERY Research Group.

    Роль  ОМС в обеспечении населения  услугами здравоохранения. Функционирование системы ОМС часто и заслуженно подвергается критике, создавая впечатление, что именно оно определяет погоду в здравоохранении. Хотя на долю ОМС приходится почти вся амбулаторно-поликлиническая и большая часть стационарной помощи, доля его в финансировании здравоохранения составляет около 40%. Более половины финансирования "бесплатных" медицинских услуг приходится на государственный бюджет, из которого оплачиваются скорая медицинская помощь, лечение в специализированных диспансерах и больницах, дорогостоящие высокотехнологичные виды лечения по утвержденному Перечню, льготное лекарственное обеспечение.

    Общий душевой норматив финансирования медицинской  помощи по базовой программе ОМС  и программе государственных  гарантий бесплатной медицинской помощи, утвержденный на 2006 г., составлял 3378 руб., в том числе 1613 руб. за счет средств ОМС (47,8%) и 1765 руб. за счет средств соответствующих бюджетов (52,2%). Кроме того, определенная часть медицинского обслуживания предоставляется в виде платных услуг, и эта часть, к сожалению, не поддается адекватной оценке. По мнению специалистов, она может составлять от 10 до 30%. Именно в этом секторе предоставления медицинских услуг работает добровольное медицинское страхование.5

    В целом для системы здравоохранения  характерно наличие многих каналов  финансирования и чрезвычайно слабая нормативная база обоснования издержек. Экономика здравоохранения крайне непрозрачна, а желание сделать ее более прозрачной полностью отсутствует. Это обстоятельство сказывается на деятельности всех медицинских страховщиков, как в части ОМС, так и ДМС. Чтобы сделать медицинское страхование более эффективным в деле защиты интересов людей, надо, на наш взгляд, решить две задачи: во-первых, усилить позиции обязательного медицинского страхования и, во-вторых, оптимальным образом сочетать функции обязательного и добровольного медицинского страхования, что должно придать развитию ДМС дополнительный стимул.

    Проблемы  развития обязательного медицинского страхования в РФ. Несмотря на то что Закон об ОМС действует  с 1992 г., сама концепция страховой  медицины далеко не бесспорна и очевидна для организаторов системы здравоохранения. Многие из них стремятся к централизованному распределению средств фонда ОМС в дополнение к прямому бюджетному финансированию медучреждений. Определенная Законом модель организации ОМС, включающая фонды ОМС, страховые медицинские организации и медицинские учреждения, на сегодняшний день функционирует лишь в трети субъектов РФ. В остальных действуют альтернативные варианты. Территориальные фонды ОМС широко используют практику создания своих филиалов, которые занимаются выдачей полисов и финансированием медицинских учреждений. В более чем половине субъектов РФ такие организации действуют наравне со страховыми медицинскими компаниями, а в двадцати субъектах Российской Федерации страховые медицинские организации вообще отсутствуют.

    У населения преимущества страховой  медицины тоже не находят понимания  в силу их неочевидности. Главные  из этих преимуществ могут быть поняты лишь на макроэкономическом уровне. Во-первых, это создание собственной, независимой от бюджета финансовой базы здравоохранения. Во-вторых, изменение направленности движения финансовых потоков в сторону потребителей, чтобы деньги шли в медицину вслед за пациентом. В принципе это должно способствовать повышению качества медицинских услуг и созданию в этой сфере ситуации, отдаленно напоминающей конкуренцию. Практика введения родовых сертификатов показала, что фактор заинтересованности медицинского учреждения в клиентах может работать достаточно эффективно. Третье преимущество состоит в возможности эффективного контроля качества медицинского обслуживания со стороны страховой организации. Но это возможно, если страховщик стоит на стороне застрахованного, не ограничиваясь интересами экономии затрат.

    Серьезной проблемой ОМС является хроническое недофинансирование, связанное с платежами органов исполнительной власти за неработающее население. Эти платежи должны базироваться на стоимости территориальных программ ОМС. Однако до сих пор отсутствуют регламентирующие документы по расчету нормативов платежей. Фактически они вносятся исходя из разницы между стоимостью территориальной программы и взносами хозяйствующих субъектов, которые составляют 3,1% от фонда оплаты труда. Поэтому чем больше средств на ОМС платят работодатели за работающих лиц, тем меньше взносы местных органов за неработающее население. В результате доля средств, поступающих на страхование неработающего населения, составляет немногим более 30%, тогда как неработающее население составляет 55% всей численности населения Российской Федерации. Таким образом, страховую медицину искусственно держат на голодном пайке, существенно сокращая возможности улучшения качества медицинского обслуживания.6

    ДМС и ОМС: проблемы взаимодействия. Добровольное медицинское страхование служит дополнением к бесплатным формам обеспечения населения медицинскими услугами. ДМС стало первым видом страхования, который был освоен нашими страховщиками в период перестройки. Финансирование медицинских услуг через ДМС гораздо выгоднее, чем их прямая оплата. Благодаря налоговым льготам для организаций, использующих собственные средства на добровольное медицинское страхование своих работников, коллективная форма ДМС получила широкое распространение в Российской Федерации. Свыше 90% средств дают коллективные полисы, тогда как страхование по индивидуальным полисам развивается медленно. Главная причина состояла в отсутствии долгое время налоговых льгот для индивидуальных клиентов. Общее число страхователей увеличивается в год примерно на 15%, однако не более 20% работающего населения имеют полисы ДМС. Поэтому перспективы роста оцениваются здесь достаточно высоко.

    Потребность в ДМС непосредственно зависит  от уровня развития обязательного медицинского страхования. Чем полнее покрываются  потребности людей в медицинских услугах по линии ОМС, тем меньше спрос на услуги по ДМС. В этом отношении шансы ДМС чрезвычайно высоки. Это объясняется не только недостаточно высоким уровнем бесплатных медицинских услуг, но и глобальными тенденциями кризиса всех систем обязательного социального страхования. Этот кризис связан с демографическими характеристиками современного общества. Не может быть исключением и Россия. В условиях, когда соотношение между числом работающих и неработающих складывается в пользу неработающих, а фонды социального страхования формируются за счет платежей работающей части населения, принцип коллективной солидарности уже не может работать как основополагающий принцип социального страхования. Это стимулирует к расширению палитры предложения страховых услуг в сфере медстрахования.

    Одной из проблем развития ДМС является то обстоятельство, что в нашей  стране по полису ДМС покрываются  расходы только на те медицинские  услуги, которые оплачиваются программой ОМС частично или не оплачиваются вообще (например, дорогостоящие операции и процедуры). ДМС дает право пациенту на привлечение ведущих врачей-специалистов, выбор больницы и врача, обеспечение комфортных условий лечения и т.д. Вместе с тем добровольное медицинское страхование может носить совершенно самостоятельный характер и не зависеть от ОМС. Например, страхование выезжающих за рубеж, страхование лиц, не охваченных ОМС.

    Фактически  четкое разграничение функций ОМС  и ДМС в одном страховом  случае не является простым делом. В  результате возможно пересечение функций  и переложение затрат на лечение либо на обязательное, либо на добровольное страхование. При этом, естественно, исходят не из интересов застрахованного лица, а из финансовых интересов самих страховщиков.

    Страховщики единодушны в том, что необходимо принять единую методику определения размера возмещения вреда, причиненного в результате ДТП жизни и здоровью граждан. В состав убытков должны входить не только дополнительно понесенные затраты на лечение, лекарства, питание, протезирование, санаторно-курортное лечение и расходы на погребение. Кроме того, в состав возмещаемых потерь могут войти утраченный заработок из-за потери профессиональной или общей трудоспособности, а также потери для иждивенцев в связи со смертью кормильца. Расчет размера убытков по каждому из этих пунктов должен быть четко определен, так же как права и порядок действий страхователей, потерпевших и выгодоприобретателей.

    В связи с дискуссиями о реформе  ОМС высказываются радикальные  предложения оставлять часть  причитающихся взносов на ОМС  на предприятиях, как это делается со взносами в ФСС. Работодатель мог бы использовать эти средства вместе с собственными затратами на ДМС на качественное лечение своих работников. Привлекательность такого предложения очевидна. Однако его принятие неизбежно приведет к разрушению единой системы обязательного медицинского страхования. В России более половины населения относится к категории неработающих. Кроме того, немало людей, занятых на малых и средних предприятиях и в госсекторе, так что покупка полиса ДМС в большинстве случаев для них нереальна.

    Важнейшей проблемой медицинского страхования  является определение стоимости  медицинских услуг. В России до сих  пор отсутствуют четкие медико-экономические  стандарты и протоколы для  лечения большинства заболеваний, которые разрабатывает и утверждает Минздрав. Основой при этом должны стать стандарты ОМС, которых тоже пока не существует.

    Мировая практика такова: каждая страна имеет  законодательно утвержденные тарифы медицинских  услуг по ОМС. Эти тарифы использует и добровольное медицинское страхование, применяя к ним коэффициенты от 100 до 300% в зависимости от программы страхования, выбранной клиентом.

    В России существуют Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ ОМС, где указывается, что оплата медицинской помощи в рамках ОМС производится по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения, заключаемого между органами власти, медицинскими и страховыми учреждениями в рамках каждого субъекта РФ. Единой методики расчета тарифов не существует. Расчет стоимости медицинских услуг делается разными способами: по смете расходов, по средней стоимости пролеченного больного, по числу койко-дней и др. Однако ни одним документом не закреплена практика использования этих тарифов в ДМС как базы для расчетов с медицинскими учреждениями и обоснования стоимости программ ДМС. Фактически стоимость медицинских услуг в ДМС устанавливается на основании индивидуальных соглашений между страховщиками и лечебными учреждениями. При этом налицо прямое давление медицины на страховщиков, связанное с отсутствием конкуренции на рынке медицинских услуг. Исключение составляет лишь стоматология, где уровень конкуренции достаточно высок.

     В целом, по оценкам специалистов, рост цен на медицинские услуги составляет в среднем в год 20 - 30%, а на страховые полисы - 10 - 15%. Результат - быстрый рост убыточности ДМС, которая в среднем по рынку составляет около 60% и имеет тенденцию к повышению. Вследствие диспаритета цен падает качество страховой услуги. В целях снижения затрат страховщики вынуждены сокращать оплату диагностических и лечебных процедур, ставя под сомнение необходимость их проведения. Очевидно, что пришел черед формировать новую технологичную систему отношений на рынке ДМС.

     Существует  два пути дальнейшего развития медицинского страхования.

     Первый - отказ от попытки создания механизма  социального страхования и переход  полностью на модель государственного социального обеспечения. При этом все средства социального и подоходного налога обязательно должны быть объединены в целевой социальный бюджет и через казначейство распределяться по их назначению. Плюсы этого пути – повышается ответственность и система становится более прозрачна, понятна и конкретна. С позиции субъекта ответственности - это только исполнительная власть. При этом, сокращается число посредников в цепочке финансирования и укорачивается путь прохождения финансовых средств.

Информация о работе Медицинское страхование и перспективы развития в РФ