Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования, его развитие в Российской Федерации.
Основной задачей работы является рассмотрение темы медицинское страхование в России. В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
-медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в РФ;
-источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России;
-перспективы развития медицинского страхования в РФ.
Введение 3
1. Медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в Российской Федерации 6
2. Источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России 17
3. Перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации 26
Заключение 36
Список использованных источников 39
В 2001 г. страховые взносы были заменены единым социальным налогом со ставкой 35,6%. Причиной, послужившей основанием к такому переходу, являлось облегчение налогового администрирования, так как контроль за пополнением средств Пенсионного фонда РФ, фондов социального и медицинского страхования передавался налоговым органам. Но для определенной категории налогоплательщиков данная ставка налога явилась "непомерным налоговым бременем", вследствие чего с 1 января 2005 г. базовая ставка ЕСН была снижена до 26%. ЕСН по-прежнему зачислялся в федеральный бюджет и внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования в соответствии со ст. 241 НК РФ.3
С 2010
года единый социальный налог (ЕСН) заменяется
страховыми взносами в бюджеты Пенсионного
фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации, Федерального
фонда медицинского обязательного пенсионного
страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.
Регулируется Федеральным законом от
24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный
фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный
фонд медицинского обязательного пенсионного
страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования».
С принятием нового законодательства,
пенсионная система с 2010 года переходит
на страховые принципы. В отличие от ЕСН
- налога, который поступал в федеральный
бюджет, страховые платежи поступают напрямую
в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Важно, что это персонифицированные платежи,
которые отражаются на индивидуальных
лицевых счетах работников в системе индивидуального
(персонифицированного) учета, осуществляемого
Пенсионным фондом.
Обязательное
медицинское страхование
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на ОМС. Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС соответственно) как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
- части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
- добровольных взносов юридических и физических лиц.
- доходов от использования временно свободных финансовых средств.
- нормированного страхового запаса Федерального фонда.
- поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
- временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
- финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.
Следует различать ОМС неработающего населения и ОМС работающего населения. Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Страхователями
при ОМС для работающего
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) осуществляет финансово-кредитную деятельность для реализации поставленных перед ним задач в соответствии с уставом Фонда и во исполнение бюджета Фонда на соответствующий год, являющегося основным документом, определяющим источники формирования финансовых средств Фонда и направления их использования.
В целях выполнения основных задач Фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и мероприятия по:
-
компьютеризации системы
-
подготовке специалистов для
системы обязательного
-
научным исследованиям в
-
международному сотрудничеству
по вопросам обязательного
- информационно-публицистической деятельности;
-
осуществлению расходов в
-
осуществлению расходов на
Территориальный
фонд обязательного медицинского страхования
(далее - Территориальный фонд) осуществляет
финансово-кредитную
В целях выполнения основных задач Территориальный фонд осуществляет:
-
финансирование страховых
-
перечисление средств,
- финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования;
-
формирование нормированного
-
формирование средств,
Страховые
медицинские организации
Медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.
Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Состав
тарифа на медицинские и иные услуги,
предоставляемые по территориальной
программе обязательного
Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2009 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ. Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги. В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913. Согласно положениям указанной Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные средства в соответствии, с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен). Указанные перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и применяются с учетом изменений механизма предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Граждане, не включенные в указанные перечни, права на получение бесплатно лекарственных средств при оказании им амбулаторной помощи не имеют.
Информация о работе Медицинское страхование и перспективы развития в РФ