Медицинское страхование и перспективы развития в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования, его развитие в Российской Федерации.
Основной задачей работы является рассмотрение темы медицинское страхование в России. В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
-медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в РФ;
-источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России;
-перспективы развития медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в Российской Федерации 6
2. Источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России 17
3. Перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации 26
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Маркина Екатерина.дор.курс.-Медицинское страхование и его развитие в РФ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

В 2001 г. страховые взносы были заменены единым социальным налогом со ставкой 35,6%. Причиной, послужившей основанием к  такому переходу, являлось облегчение налогового администрирования, так как контроль за пополнением средств Пенсионного фонда РФ, фондов социального и медицинского страхования передавался налоговым органам. Но для определенной категории налогоплательщиков данная ставка налога явилась "непомерным налоговым бременем", вследствие чего с 1 января 2005 г. базовая ставка ЕСН была снижена до 26%. ЕСН по-прежнему зачислялся в федеральный бюджет и внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования в соответствии со ст. 241 НК РФ.3

   С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». С принятием нового законодательства, пенсионная система с 2010 года переходит на страховые принципы. В отличие от ЕСН - налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации. Важно, что это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляемого Пенсионным фондом.  

Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного (обязательного) социального страхования  и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, которые соответствуют программам ОМС.

Финансовые  средства государственной системы  ОМС формируются за счет отчислений страхователей на ОМС. Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС соответственно) как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

     Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

     -  части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.

     - ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

     - добровольных взносов юридических и физических лиц.

     - доходов от использования временно свободных финансовых средств.

     - нормированного страхового запаса Федерального фонда.

     - поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

     - временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

     - финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.

     Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке  поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

     Следует различать ОМС неработающего  населения и ОМС работающего  населения. Страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

     Страхователями  при ОМС для работающего населения  являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) осуществляет финансово-кредитную  деятельность для реализации поставленных перед ним задач в соответствии с уставом Фонда и во исполнение бюджета Фонда на соответствующий год, являющегося основным документом, определяющим источники формирования финансовых средств Фонда и направления их использования.

     В целях выполнения основных задач  Фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и мероприятия по:

     - компьютеризации системы обязательного  медицинского страхования;

     - подготовке специалистов для  системы обязательного медицинского  страхования;

     - научным исследованиям в области  обязательного медицинского страхования;

     - международному сотрудничеству  по вопросам обязательного медицинского  страхования;

     - информационно-публицистической деятельности;

     - осуществлению расходов в соответствии  с законодательством Российской  Федерации на реализацию мер  социальной поддержки отдельных  категорий граждан по обеспечению  лекарственными средствами;

     - осуществлению расходов на содержание  Фонда.

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд) осуществляет финансово-кредитную деятельность в целях реализации задач, предусмотренных  Положением о Территориальном фонде, постановлениями Правительства  Российской Федерации, и во исполнение бюджета Территориального фонда на соответствующий год, который представляет собой форму образования и расходования денежных средств, формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

     В целях выполнения основных задач  Территориальный фонд осуществляет:

     - финансирование страховых медицинских  организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам, с учетом всех поступивших средств, за исключением средств, предназначенных на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;

     - перечисление средств, предназначенных  на реализацию мер социальной  поддержки отдельных категорий  граждан по обеспечению лекарственными  средствами;

     - финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования;

     - формирование нормированного страхового  запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации;

     - формирование средств, предназначенных  на обеспечение управленческих  функций Территориального фонда  по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

     Страховые медицинские организации проводят обязательное медицинское страхование на основании Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, Правил обязательного медицинского страхования, действующих в субъекте Российской Федерации, принятых в соответствии с Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, и договорами о финансировании обязательного медицинского страхования, являющимися основными документами, определяющими порядок формирования финансовых средств страховой медицинской организацией и порядок их использования.4

     Медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов медицинской  помощи, используют поступившие средства, в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации.

     Тарифы  на медицинские услуги в системе  обязательного медицинского страхования  являются денежными суммами, определяющими  уровень возмещения расходов медицинских  учреждений по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования.

     Состав  тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной  программе обязательного медицинского страхования, определяются с учетом единой методологической базы для расчета и индексации тарифов, решением согласительной комиссии, в которую на паритетных началах входят заинтересованные стороны, а именно: представители Территориального фонда, органов государственного управления, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций (при отсутствии последних интересы медицинских учреждений могут представлять профсоюзы медицинских работников).

     Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2009 году позволил установить дефицит их финансирования в 60 субъектах РФ. Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги. В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

     Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи на 2009 год утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913. Согласно положениям указанной Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные средства в соответствии, с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных средств, предусмотренных перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен). Указанные перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и применяются с учетом изменений механизма предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Граждане, не включенные в указанные перечни, права на получение бесплатно лекарственных средств при оказании им амбулаторной помощи не имеют.

Информация о работе Медицинское страхование и перспективы развития в РФ