Медицинское страхование и перспективы развития в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования, его развитие в Российской Федерации.
Основной задачей работы является рассмотрение темы медицинское страхование в России. В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:
-медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в РФ;
-источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России;
-перспективы развития медицинского страхования в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в Российской Федерации 6
2. Источники формирования средств медицинского страхования, направления их использования в современной России 17
3. Перспективы развития медицинского страхования в Российской Федерации 26
Заключение 36
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Маркина Екатерина.дор.курс.-Медицинское страхование и его развитие в РФ.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Содержание             

 

  Введение 

     Медицинское страхование представляет собой  совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

В правовом отношении этот вид страхования опирается на закон, определяющий правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России. Закон обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь.

Цель  медицинского страхования состоит  в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет обязательного фонда медицинского страхования.

Кроме того, цель обязательного медицинского страхования также состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему обязательного медицинского страхования следует рассматривать с 2-х точек зрения. С одной стороны, - это составная часть государственной системы социальной защиты (является частью системы социального страхования). С другой стороны, обязательное медицинское страхование представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.

Существует  множество классификаций систем здравоохранения. Обычно классифицируя их, европейские эксперты ограничиваются основными тремя моделями: Бисмарка (немецкая), Семашко (советская) и Бевереджа (английская).

Однако  системы здравоохранения практически  всех стран, проходя множество реформ, постоянно видоизменяются, заимствуя друг у друга идеи, обрекая попытки классифицировать их на провал. Например, описание положения дел в здравоохранении Англии годичной давности, уже сегодня не соответствует действительности. Кроме того, три вышеуказанные системы строились на основе солидарной идеологии (от французского: единство), суть которой состоит в том, что вклад гражданина в общественное благосостояние не должен определять его доступ к здравоохранению, а так же, к остальным услугам и продуктам, считающимся социально важными (образование, питание, минимальное жилье). В то же время, европейские классификации, вероятно из-за политической неприемлемости, лишь вскользь упоминают о существовании систем, в основе которых лежит либертарная идеология (от французского: свобода).

Для совершенствования  медицинского страхования, что является необходимым для России нужно учесть весь зарубежный опыт, рассматриваемая тема является наиболее актуальна для решения этого вопроса.

Целью курсовой работы является рассмотреть понятие медицинского страхования, его развитие в Российской Федерации.

Основной  задачей работы является рассмотрение темы медицинское страхование в России. В ходе работы над курсовой работой следует осуществить ряд задач:

-медицинское  страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в РФ;

-источники  формирования средств медицинского  страхования, направления их использования  в современной России;

-перспективы  развития  медицинского страхования  в РФ.

В первой главе будет рассмотрена историческое возникновение медицинского страхования, формы обязательного и добровольного медицинского страхования.

Во второй главе будет рассмотрены источники  формирования средств обязательного  медицинского страхования, функции  федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования. Так же расходование денежных средств фондами.

В третьей главе будет рассмотрена перспективы развития ОМС и ДМС, и планы на будущее.

Основной  литературной базой для написании  работы были статьи  «Медицинское страхование  для каждого»  В. Бельковец, учебник «Основы страховой деятельности» Федорова Т.А., учебное пособие «Теория и практика социального страхования» Вигдорчик Н.А..

 

1. Медицинское страхование: экономическое содержание, виды и причины внедрения в Российской Федерации. 

      Медицинское  страхование   представляет   собой   совокупность   видов страхования,  предусматривающих   обязанности  страховщика   по  осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения)  в  размере частичной  или  полной  компенсации  дополнительных  расходов   застрахованного,   вызванных обращением  застрахованного  в  медицинские   учреждения   за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.

      Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.

1 этап. С марта 1861 по июнь 1903 года 

В 1861 г. был принят первый законодательный  акт, вводивший элементы обязательного  страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих. Принципы отечественной медицины были в какой-то степени социалистическими. Это ее общедоступность и бесплатность. Последний принцип реализовывался благодаря тому, что средства на медицину выделялись из соответствующих бюджетов.1

2 этап. С июня 1903 - по июнь 1912 года 

Особое  значение в становлении обязательного  медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств

на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.

3 этап. С июня 1912 по июль 1917 года 

В 1912г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев.

В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам  страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях.  

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года 

После Февральской революции 1917г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования, включающие следующие основные концептуальные положения:

· расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных).

· предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы).

· повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек.

· полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 года 

Советская власть начала свою деятельность по реформе  социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования". Основные положения Декларации были следующие:

· распространение  страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую  и сельскую бедноту;

· распространение  страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы);

· возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство;

·возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.

Проводимые  Советским правительством реформы  способствовали осуществлению полного  социального страхования на началах  полной централизации.

Логическим  продолжением начатой политики слияния  наркомздравовской и страховой  медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918 г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало. В 19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах.

Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы  на первых порах в деле борьбы с  инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно  снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.).

6 этап. С ноября 1921 по 1929 год 

C 1921 г.  в стране была провозглашена  новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось  к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.. В 15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок  взимания взносов, при этом основными  сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

· фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.

· фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

7 этап. С 1929 по июнь 1991 года 

Этот  этап можно охарактеризовать как  период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной  политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.

8 этап. С июня 1991 года по настоящее  время

И лишь с принятием Закона РСФСР "О  медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

В России с 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. В их основу положены разные организационно-правовые и экономические принципы. Целевое предназначение обязательного медицинского страхования - удовлетворение минимально необходимой потребности населения в медицинской помощи за счет дополнительных сумм налогов и иных финансовых источников, позволяющих распределить бремя затрат на медицинскую помощь.

Информация о работе Медицинское страхование и перспективы развития в РФ