Лекции по "Финансы организаций"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:59, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Основы организации финансов предприятий
План
1. Сущность финансов организации
2. Особенности организации финансов различных отраслей
3. Финансы организаций малого бизнеса

Работа содержит 9 файлов

lekc_1.doc

— 68.00 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_2.doc

— 195.50 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_3.doc

— 776.00 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_4.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_5.doc

— 113.50 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_6.doc

— 91.50 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_7.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

lekc_8.doc

— 740.50 Кб (Скачать)

      Платежный календарь составляется на период не более одного месяца и не менее 5 дней. Оптимальным считается вариант составления скользящего платежного календаря на две пятидневки с еженедельным сдвигом плана на следующие две пятидневки. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. При недостатке денежных средств на осуществление всех расчетов происходит корректировка и сдвиг наименее срочных расходов на более поздний период. В случае невозможности отодвинуть платежи и отсутствии достаточности поступлений в планируемом периоде разрабатывается план привлечения кредитных ресурсов. Пример простого платежного календаря приведен ниже.

 

      Платежный календарь на период с 1 по 5 марта 20хх года

№ строки Показатель Сумма (тыс. руб.) по датам    
    1 2 3 4 5
  Поступление средств        
1 Остаток средств на расчетном счете на начало периода 100000 79890 1890 61890 33390
2 Остаток средств в  кассе на начало периода 50000 50000 50000 20000 20000
3 Поступление средств  от продажи продукции 80000   60000 50000  
4 Поступление средств  от арендаторов 0     20000  
5 Получение краткосрочных  кредитов 0       60000
  Итого поступлений 80000 0 60000 70000 60000
  Расходование средств        
7 Выдача заработной платы 0       110000
8 Перечисление ЕСН 0     38500  
9 Оплата счетов поставщиков 100110 78000   60000  
10 Оплата хозяйственных  расходов 0   30000    
  Итого расходов 100110 78000 30000 98500 110000
  Остаток на конец  дня 129890 51890 81890 53390 3390
  в т.ч. в кассе 50000 50000 20000 20000 3390
 
 

      Кредитный план разрабатывается по мере необходимости и представляет собой технико-экономическое обоснование привлечения краткосрочного кредита и графика его возврата.

      Кассовый план составляется с целью определения оборота наличных денежных средств на предприятии. Кассовый план разрабатывается на квартал с разбивкой по месяцам. Определяется сроки выдачи и сумма заработной платы, размер наличной выручки от продажи и направления ее использования. План представляется обслуживающему банку для утверждения и контроля за расходованием наличной денежной выручки.

      В современном рыночном хозяйстве  большое внимание уделяется новым  методам управления затратами, таким  как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

      Учет  по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования.2 Всесторонний (полный) бюджет - это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.

      Бюджет - количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его  выполнением. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия  в целом, так и для его подразделений. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы.  Составление бюджетов побуждает планировать, вырабатывать контрольные критерии и улучшать координацию.  Бюджетный цикл обычно включает следующие этапы: 1) планирование деятельности организации в целом и по его подразделениям; 2) разработка проекта бюджета; 3) просчет вариантов плана, внесение корректив; 4) окончательное планирование, проектирование обратной связи и учет меняющихся условий. Генеральный бюджет обеспечивает как производственное, так и финансовое управление. Как правило, провалы в бизнесе происходят из-за слабой разработки одного из них.

        На рис. 2.6. показана схема составления  основного бюджета.3 Здесь указаны лишь основные взаимосвязи между поддерживающими бюджетами, поскольку показ всех взаимосвязей значительно загромоздил бы схему.

      Методическое  обеспечение бюджетного процесса осуществляет набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру, разделение ответственности и власть. Они служат в качестве свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях говорится о том, что нужно делать, когда, как и в какой форме. Усилия и время, затраченные на создание методического обеспечения, окупаются в дальнейшем.

 

          

            Бюджет продаж                    

                          (программа сбыта)

         

          

     бюджет конечных     бюджет производ-

     запасов готовой    ства (производст-

          продукции   венная программа)

      

          

          

        бюджет   Трудовой       Смета накладных

      материалов   бюджет       производственных

                                                      расходов

          

 
 

    

           Бюджет цеховой

     себестоимости   

      

 

     

                                                           Смета 

                           административных

                              расходов

                         

      

    Смета коммерческих расходов

 

          

 

        

                                 План по

                                 прибыли

        

 
 

          

  Бюджет           Бюджет   Проект     Проект

   капитала           денежных    баланса     бюджета

                       (оборотных)        денежных

                           средств        потоков

 
 

Рис. 2.6.  Основной бюджет.

 
 
 
 
 

      На  основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования. Алгоритм финансового планирования основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

      Первый  этап планированияорганизационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции и производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

      Второй  этаппроизводственное планирование. Цель этого этапа – разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственной программы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах отгруженных. Одновременно рассчитываются размеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

      Третий  этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. На величину производственной себестоимости влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

      Четвертый этаппланирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь, полная себестоимость складывается из величины производственной себестоимости, административных расходов и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю.

      Пятый этаппроектирование балансовой прибыли. Под балансовой прибылью понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие предприятия, на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль.  Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Например, доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период.

      Результаты  прогнозных расчетов переносятся в  проект Отчета о прибылях и убытках. Затем может формироваться прогнозный баланс и, наконец, финансовый план.

lekc_9.doc

— 259.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Финансы организаций"