Кредитная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:26, курс лекций

Описание работы

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют важ¬нейшую роль в развитии хозяйственных структур. Чем эффективнее кре¬дитно-финансовая система выполняет свои функции, тем больше возмож¬ностей для реализации своих устремлений получает каждый человек, тем выше уровень производства и благосостояния общества в целом.

Работа содержит 1 файл

кредитная система.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

     К банкам с территориальной специализацией можно отнести региональные, межрегиональные и международные.

     Специфика их деятельности связана с масштабами проводимых операций и ориентаций на определенную территорию.

     Вопрос 2.2. Эволюция банковской системы России

     В России банковская система начала создаваться во второй половине XVIII в.

     В своем развитии банковская система  России прошла несколько этапов. Условно можно выделить следующие.

     Первый  этап - с 1733 по 1860 гг. Создание первых государственных банков и специализированных кредитных учреждений (сохранные кассы, ссудные кассы).

     Второй  этап - с 1860 по 1917 гг. Банковская реформа, предполагавшая ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков. В 1860 г. был учрежден Государственный банк России на базе Государственного коммерческого банка (который был учрежден в 1817 г.). На данном этапе банковская система России состояла из:

    • Государственного банка;
    • общественных городских и земельных банков;
    • частных банков (акционерные банки долгосрочного и краткосрочного кредитования, городские кредитные общества, общества взаимного кредита (с 1863 г.), сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита (с 1870 г.)).

     К 1914 г. в России функционировали: 50 акционерных  банков и 778 их филиалов, более 300 городских  банков и большое число обществ  взаимного кредита, кредитных и ссудо-сберегательных товариществ.

     Третий  этап – с 1917 г. по 1930 гг. Радикальная реформа банковской системы, предполагавшая национализацию частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений, а также запрет на деятельность иностранных банков. Переход к НЭПу в 1921 г. ознаменовался изменениями в банковской сфере и восстановлением многозвенной банковской системы. К 1925 г. в России функционировали: Государственный банк. Внешторгбанк (образован в 1924 г.), Промбанк (образован в 1922 г.), Торгбанк (обслуживающий торговлю), Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство), Цекомбанк (обслуживающий коммунальное хозяйство), Всекомбанк (объединявший кооперативные банки), а также акционерные, отраслевые, региональные банки, общества взаимного кредита, сберкассы, кредитная кооперация, общества сельскохозяйственного кредита.

     В период 1927-1929 гг. была проведена реорганизация банковской системы. На Государственный банк было возложено оперативное управление всей банковской системой, что лишило банки самостоятельности в проведении своей политики. Была ликвидирована специализация банков и произошло разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования, причем Государственный банк монополизировал краткосрочное кредитование.

     Четвертый этап - с 1930 по 1987 гг. Начало данного этапа ознаменовалось проведением кредитной реформы 1930-1932 гг. Банковская система являлась одноуровневой, включающей Государственный банк СССР; четыре специализированных банка финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанк и сеть государственных сберегательных касс.

     В 1959 г. Сельхозбанк и Цекомбанк  были упразднены, а их функции перешли  к Государственному банку. На базе Промбанка  и Торгбанка был создан Стройбанк, предназначенный для финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений. Таким образом, начиная с 1960 г. и по 1988 г. банковская система включала Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк и сберегательные кассы.

     Пятый этап - с 1988 г. и по настоящее время - формирование современной банковской системы. В свою очередь, современная банковская система прошла в своем развитии несколько этапов.

     В 1987 г., в соответствии с постановлениями правительства, была проведена реорганизация банковской системы. В результате реорганизации начала складываться двухуровневая банковская система, включавшая Государственный банк СССР (первый уровень) и пять государственных специализированных банков (второй уровень).

     Государственный банк СССР с этого периода становится истинно центральным банком, выполняющим эмиссионные, регулирующие, контрольные функции. Государственный банк отстраняется от непосредственной работы с клиентами - предприятиями и населением, то есть становится «банком банков».

     Ко  второму уровню банковской системы  относились Банк Внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк), Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), Агропромышленный банк (Агропромбанк), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

     В деятельности государственных специализированных банков четко прослеживалась специализация, либо функциональная, как у Внешэкономбанка и Сберегательного банка, либо отраслевая (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк).

     Создание  специализированных банков и их ориентация на обслуживание определенной отрасли или сферы деятельности позволило максимально приблизить банки к их клиентам.

     Однако  осуществленные организационные изменения  не смогли повысить эффективность работы банковской системы: количество и качество банковских услуг практически не изменилось; сохранился порядок централизованного распределения объемов выдаваемых банками кредитов и монопольное положение специализированных банков по отношению к обслуживаемым ими клиентам, которые по-прежнему не имели права свободного выбора банка. Появление большого количества подразделений банков привело к замедлению расчетов и ухудшению расчетно-кассового обслуживания клиентов.

     Поворотным  моментом в функционировании банковской системы является принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Вступление в силу данного закона привело к появлению кооперативных банков, первый из них был зарегистрирован 24 августа 1988 г.

     Деятельность  кооперативных банков значительно  отличалась от деятельности государственных специализированных банков. Данное обстоятельство базировалось как на правовом статусе кооперативных банков, организованных в виде обществ с ограниченной ответственностью, так и на возможности самостоятельно строить свою банковскую политику. Следует также заметить, что кооперативные банки работали в пределах тех ресурсов, которые смогли привлечь. Государственный банк СССР контролировал их деятельность через установление нормативов.

     О развитии сети кооперативных и коммерческих банков свидетельствуют следующие данные: на 1.01.1989 - 43; на 1-01.1990 - 224; на 1.08. 1990 - 358.

     Создание  первых кооперативных и коммерческих банков в конце 80-х гг. XX в. не сопровождалось формированием достаточной законодательной базой. Более того, изменяющиеся условия деятельности и экономические преобразования, связанные с формированием рыночного механизма хозяйствования, требовали радикальных изменений в банковской и кредитной сферах.

     В 1990 г. были приняты банковские законы, регулирующие деятельность как эмиссионного, так и коммерческих банков. Сначала вступили в силу Законы СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности в СССР», а 2 декабря 1990 г. приняты Законы РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР. Таким образом, в этот период образовалось двоевластие законов.

     После того, как СССР прекратил свое существование  как геополитическая реальность, на территории России стали действовать банковские законы, принятые Верховным Советом РСФСР.

     Банковское  законодательство 1990 г. закрепило двухуровневую организацию банковской системы, многообразие форм собственности в банковской сфере, утвердило принципы рыночного хозяйства в банковском секторе.

     В дальнейшем были внесены изменения  и дополнения к действующим законам: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. и федеральный закон «О банках банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. В 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

 

     

     ТЕМА 11. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ

    1. Цели деятельности и функции банка России
    2. Денежно-кредитная политика и инструменты ее реализации
    3. Регулирование банковской деятельности
 

Источники информации:

  1. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» 10 Июля 2002 Года N 86-ФЗ
  2. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 799 об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального банка РФ.
 

      Вопрос 1. цели деятельности и функции банка  России

      Центральный банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным  законом «о Центральном банке  Российской федерации (банке России)».

      Деятельность Центрального банка России направлена на достижение следующих целей:

    • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
    • развитие и укрепление банковской системы РФ;
    • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

      Центральный банк РФ является государственным банком, уставный капитал и иное имущество  банка России являются федеральной  собственностью. его деятельность осуществляется в соответствии с законодательством и на основании устава. Центральный банк России является юридическим лицом с особым статусом, свои расходы осуществляет за счет собственных доходов. получение прибыли не является цель деятельности Банка России. вместе с тем, фактически полученная балансовая прибыль Центрального банка Росси, остающаяся после уплаты налогов и сборов по итогам года после утверждения годового отчета банка на 50% перечисляется в федеральный бюджет, а оставшаяся часть направляется в фонды и резервы различного назначения.

      Банк  России подотчетен государственной  думе РФ.

    Государственная Дума:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

      К органам управления Центральным  банком РФ относятся совет директоров и председатель банка России.

      Кандидатуру председателя банка России представляет президент РФ. Председатель Центрального банка РФ назначается на эту должность государственной думой сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать ее более трех сроков подряд (статья 14).

      Управление  Центральным банком России осуществляется на коллегиальной основе советом директоров, в который входят председатель банка России и 12 членов совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России, назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Совет директоров выполняет функции в соответствии с законодательством, определяющим полномочия, задачи и цели деятельности Центрального банка РФ (ст.18).

      Банк  России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, которая включает:

    • Центральный аппарат, территориальные учреждения (главные управления Центрального банка, национальные банки республик РФ);
    • расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, являющиеся воинскими учреждениями и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, нормативными документами Центрального банка России и воинскими уставами), учебные заведения и другие учреждения, организации, в том числе подразделения службы безопасности и инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка РФ.

      Для совершенствования денежно-кредитной  системы России при Центральном банке РФ создан национальный банковский совет, в который входят представители обеих палат федерального собрания, президента РФ, правительства РФ, всего 12 человек, включая председателя банка России. С выходом закона «о Центральном банке РФ» значительно расширены полномочия национального банковского совета (ст.13). В рамках своей компетенции национальный банковский совет:

    • рассматривает годовой отчет банка России;
    • утверждает на основе предложений совета директоров на очередной год общий объем расходов на содержание, общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни, медицинское страхование служащих банка России, общий объем капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов;
    • рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ;

Информация о работе Кредитная система