Кредитная политика банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. Но в то же время в России долгое время подход к кредитованию предпринимательской деятельности являлся чисто формальным. Это проявлялось и в том, что и средства банков и средства предприятий являлись собственностью государства (если взглянуть в суть данного определения, то все в стране «принадлежало народу», а государство «присматривало» за этой собственностью, то есть собственность практически была ничьей),

Работа содержит 1 файл

кредитная политика банков.docx

— 978.12 Кб (Скачать)

 

Опять же в нашем случае в качестве ставки «прайм-рейт» может выступать ставка по кредитам Центробанка России. И примерный расчет по данному методу будет выглядеть следующим образом:

Если  предприятие среднего размера просит о предоставлении кредита сроком на 3 года для приобретения нового оборудования, ставка по такому кредиту может быть установлена на уровне 60 % и состоять из прайм-рейт (в нашем случае ставки Центробанка) в 50 %, плюс 5 % за риск невозврата ссуды, плюс 5 % за риск, связанный со срочностью ввиду долгосрочного характера кредита[2]. Сумма премий за риск по данному кредиту обычно называется надбавкой. Банки могут увеличивать или сокращать свои кредитные портфели путем сокращения или увеличения своих надбавок.

Разработаны две различные формулы расчета  плавающей прайм-рейт: 1) метод «прайм +» и 2) метод «прайм х». Например, заемщику может быть установлена ставка в 12 % по краткосрочному кредиту методом «прайм + 2» при прайм-рейт на уровне 10 %. Другим способом ставка для данного клиента может быть установлена на базе «прайм х 1,2»:

Процентная  ставка по кредиту = 1,2 (прайм-рейт) = 1,2 (10 %) = 12 %.

Хотя  оба этих метода могут привести к  одному и тому же первоначальному  результату, как в приведенном  выше примере, в случае, когда по кредиту установлена плавающая  ставка, результаты могут быть и  различными при изменении процентных ставок.

Так, в условиях повышения ставок по методу «прайм х «ставка за кредит клиенту растет быстрее, нежели ставка, устанавливаемая методом «прайм+». При снижении же ставок ставка по ссуде, предоставляемой клиенту, уменьшается быстрее при использовании метода «прайм х». Например, при росте прайм-рейт с 10 до 15 % ставка по кредиту, приведенному выше, увеличивается с 12 до 17 % – по методу «прайм +» и с 12 до 18 % – по методу «прайм х». Однако при снижении прайм-рейт с 10 до 8 % по методу «прайм +» получаем ставку в 10 %, по методу «прайм х» – 9,6 %.

Дальнейшие  модификации систем установления ставок по кредитам на основе прайм-рейт появились в 80-х гг. Одно из изменений заключалось в появлении модели установления ставки ниже прайм-рейт по мере того, как ведущие банки стали более активно конкурировать между и проведения агрессивной политики банками, которые кредитовали по ставкам, близким к стоимости привлечения ресурсов. В США, например, многие банки объявили о том, что кредиты некоторым крупным корпорациям на срок в несколько дней или недель будут предоставляться по низким ставкам денежного рынка, к которым прибавляется небольшая маржа (возможно, от 1/4 до 3/4 процентного пункта) для покрытия риска, прочих операционных расходов и получения прибыли. Таким образом:

 

Итак, если банк может сегодня заимствовать денежные средства населения по ставке в 25 %, а предпринимательская фирма-заемщик с высоким кредитным рейтингом просит об открытии кредитной линии на 10 млн. руб. сроком на 30 дней, мы можем предоставить данный кредит по ставке 25+5 % (25 % для покрытия процентных расходов по привлечению средств на денежном рынке + надбавка в 5 % для покрытия риска, непроцентных расходов и достижения прибыльности).

В результате ставка по краткосрочному кредиту может  оказаться на несколько процентных пунктов ниже установленной прайм-рейт, что снижает значимость прайм-рейт в качестве справочной ставки по кредитам предприятиям.

Еще одной модификацией модели ценового лидерства, появившейся в последнее  время за рубежом, стало использование  ставок» кэп» – согласованного верхнего предела ставки по кредиту вне зависимости от будущей динамики процентных ставок. Таким образом, заемщику может быть предложена плавающая ставка прайм-рейт +5 при максимуме в 5 % сверх первоначальной ставки. Это означает, что в случае выдачи кредита при ставке прайм-рейт на уровне в 50 % первоначальная ставка будет составлять 50 + 5, или 55 %. Ставка может повыситься только до 60 % (55 % + 5 %) вне зависимости от того, каких высот достигнут рыночные ставки в течение срока действия кредитного договора.

«Кэпы» представляют собой одну из услуг, которую банк может предложить своим клиентам за особое вознаграждение. Ставки «кэп» дают заемщику некоторую уверенность относительно максимальной стоимости кредита, поскольку любые проценты, уплаченные сверх этой ставки, будут возмещены заемщику или единовременно один раз в год, или по окончании срока действия кредитного договора. Однако банкиры должны быть осторожны при установлении ставок «кэп» по своим кредитным договорам: длительный период поддержания высоких процентных ставок приведет к тому, что риск по плавающим процентным ставкам перейдет от заемщика к кредитору. Данный метод построения ставки по кредиту также может быть использован в практике российских банков при кредитовании надежных клиентов. В данном случае, если рискованность кредита достаточно низка, подобная ставка может быть установлена для снижения потерь при повышении ставки прайм-рейт (ставки Центробанка).

За  рубежом были разработаны более  сложные модели установления ставок по кредитам, которые позволяют банку  получать достаточные средства для  возмещения всех расходов и покрытия всех рисков. Одной из подобных моделей является метод установления ставок по принципу «стоимость-выгодность», который состоит из трех простейших компонентов: 1) оценки совокупного дохода по кредиту в условиях различных уровней процентных ставок и прочего вознаграждения банку; 2) оценки чистой суммы предоставляемых в кредит средств (за вычетом любых депозитов, которые заемщик обязуется держать в банке, и с учетом требований к резервированию, предъявляемых Центробанком); 3) оценки прибыли по кредиту до налогообложения путем деления оценочного дохода по кредиту на чистую сумму предоставляемых в кредит средств, которой будет фактически пользоваться заемщик.

Предположим, например, что заемщик просит об открытии кредитной линии на сумму  в 5 млн. руб., но фактически использует только 4 млн. руб. по ставке в 20 %. Клиенту необходимо уплатить комиссию за обязательство в 1 % суммы неиспользованной кредитной линии. Более того, банк настаивает на поддержании клиентом компенсационных остатков (депозитов) в размере 20 % фактически полученной суммы в пределах кредитной линии и в размере 5 % неиспользованной суммы кредитной линии. Требования к резервированию, установленные центральным банком, составляют 10 %. Исходя из приведенных данных, мы имеем следующее:

 

Если  прибыль банка по данному кредиту  до налогообложения однозначно перекрывает  стоимость затраченных на него банковских средств, то при принятии решения  о кредитовании менеджеры должны учесть риск, присущий кредитованию, и  желание руководства банка получить маржу прибыли в размере полной стоимости кредита (включая налоги).

Подход  к установлению ставок с точки  зрения «стоимость – выгодность»  является лишь одной из частей солее  широкой концепции, известной под  названием «анализ доходности клиента». Данный метод установления ставки по кредиту предполагает, что банк должен при оценке каждой кредитной заявки принимать в расчет все взаимоотношения  с данным клиентом. При анализе  доходности особое внимание обращается на прибыль от всех взаимоотношений  с клиентом, рассчитываемую по следующей  формуле:

 

Доходы, получаемые банком от клиента, могут  включать проценты по кредиту, комиссию за обязательство, комиссию за управление наличными средствами и обработку  цифровой информации. Расходы, связанные  с клиентом, могут включать заработную плату банковских сотрудников, расходы  на изучение кредитной документации, проценты по депозитам, расходы по проверке счетов и стоимость обработки (включая  оплату чеков, учет кредитов и депозитов, услуги по хранению ценностей в сейфах), а также стоимость приобретенных  кредитных ресурсов. Чистые кредитные ресурсы представляют собой сумму кредита, предоставленного клиенту, за вычетом средней суммы его депозитов (скорректированной с учетом требований к резервированию).

Затем производится фактическая оценка суммы  средств банка, используемой каждым клиентом сверх суммы, предоставляемой  им банку. Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений  с клиентом является положительной, кредитная заявка, по всей вероятности, будет удовлетворена, поскольку  банк заработает премию сверх суммы  всех произведенных расходов (включая  необходимые выплаты в пользу акционеров). Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений  с клиентом является отрицательной, в предоставлении кредита может  быть отказано. Но банк может повышать ставку по кредиту или цену других услуг, оказываемых клиенту для  того, чтобы взаимоотношения продолжались на выгодной основе. Клиенты, которые  считаются более рисковыми, должны приносить банку и более высокую расчетную ставку прибыли. Образец анализа доходности клиента Банк ЗАО «Торговля», подавшего заявку на получение кредита, приводится в Приложении 3.

Рассчитав, какие доходы приносит клиент банку, многие зарубежные банки предоставляют  клиенту кредит на сумму прибыли, которую банк получил, инвестируя средства с депозитного счета клиента  в доходные активы. Естественно, неразумно  включать всю сумму депозита клиента  при расчете прибыли от инвестирования средств, поскольку банк должен соблюдать  требования к резервированию и значительная часть депозитного остатка клиента состоит из временного остатка, обусловленного периодом чекового клиринга, возникающего в связи с тем, что выписанные клиентом чеки могут быть не предъявлены к оплате. Многие зарубежные банки рассчитывают фактическую сумму чистых инвестируемых средств на основе депозита клиента и соответствующего кредита на сумму прибыли, исходя из некоторой версии следующих формул:

 

Попробуем разобрать данный метод на примере. Предположим, что клиент имеет средний остаток по депозиту за данный месяц в размере 1 125 000 руб. На операции по чекам приходится 125 000 руб., чистая сумма инкассированных средств составляет 1 млн. руб. Соответствующий норматив резервирования составляет 22 %. После переговоров с клиентом банк принял решение о предоставлении ему кредита в размере прибыли на его депозит, исходя из средней ставки по коротким ГКО в 35 %. В данном случае чистые используемые (инвестируемые) средства клиента и кредит на сумму прибыли будут составлять:

 

Таким образом, после расчета всех доходов  и расходов от всех сделок банка  с данным клиентом банк предоставит  ему кредит порядка 22 750 руб., которые банк получил в прошлом месяце от инвестирования депозитов клиента в доходные активы.

Анализ  доходности клиента за рубежом в  последние годы становился все более  сложным и всеобъемлющим. Была разработана  подробная бухгалтерская отчетность по источникам доходов и расходов от обслуживания каждого крупного клиента. Зачастую подобный анализ включал консолидированные  данные по самому заемщику, его дочерним фирмам, крупнейшим акционерам и верхнему эшелону руководства для того, чтобы управляющие банком могли  иметь цельное представление  относительно всех взаимоотношений  банка с клиентом. Подобный консолидированный  отчет может определять, насколько  убытки по обслуживанию одного счета  компенсируются прибылью по другому  счету, что составляет общую картину  взаимоотношений с данным клиентом. Автоматизированные системы анализа  доходности клиента позволяют кредиторам рассчитать альтернативные сценарии установления ставок по кредитам и депозитам для  выявления оптимального для банка  и клиента уровня ставок. Анализ доходности может также использоваться для идентификации наиболее прибыльных клиентов и кредитов и наиболее успешно  работающих кредитных инспекторов.

Были  рассмотрены варианты построения процентных ставок при выдаче кредита предприятиям и организациям. С точки зрения доходности банку выгоднее использовать правильно установленную сложную  ставку. Но проблемой является недостаток информации по выгодности этой ставки у заемщиков, да и у самого банка. Например, Банк использовал такую  ставку только при привлечении средств  населения, то есть в пассивных операциях. Кроме этого, существует несколько  видов построения простых ставок, которыми банк может варьировать  кредитные риски, используя их с  разными категориями заемщиков.

2.3. Анализ кредитоспособности клиента

Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе мне хотелось бы показать на практическом примере  процесс анализа заявок на кредиты  от двух потенциальных заемщиков  – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о  прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы  отчета о прибылях и убытках для  приведения в удобную для анализа  данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в  таблицах 2.3.1 и 2.3.2. По полученным данным можно подвести уже некоторые  итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 тыс. руб. против 943 тыс. руб.), но меньшим наличием основного капитала (206 тыс. руб. у А против 1304 тыс. руб. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолженности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует связаться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.

Таблица 2.3.1.

Агрегированный баланс предприятия-заемщика

 

Таблица 2.3.2.

Агрегированные показатели отчета о прибылях и убытках (форма № 2)

 

В целом  можно сказать, что полученные данные хорошо характеризуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие  собственного капитала и меньшая  сумма оборотных средств характеризуют  промышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных  средств – торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий (подробнее  см. www.deniskredit.ru и www.kreditbrokeripoteka.ru).

Затем определим показатели пяти групп  коэффициентов:

Коэффициенты  финансового левереджа, то есть показатели, характеризующие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным в Главе 1 мы получим следующие данные (Табл. 2.3.3.):

Таблица 2.3.3.

Коэффициенты финансового левереджа

 

На  основании полученных данных можно  сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение  фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств составляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает оптимальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика – фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два – отношение собственного капитала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 2.3.4):

Таблица 2.3.4.

Информация о работе Кредитная политика банков