Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 13:46, реферат
Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. Но в то же время в России долгое время подход к кредитованию предпринимательской деятельности являлся чисто формальным. Это проявлялось и в том, что и средства банков и средства предприятий являлись собственностью государства (если взглянуть в суть данного определения, то все в стране «принадлежало народу», а государство «присматривало» за этой собственностью, то есть собственность практически была ничьей),
1.3. Этапы кредитования
Этапы
кредитования являются одним из наиболее
важных вопросов в управлении кредитными
операциями банка, так как здесь
и находят свое применение все
наработки банка по снижению риска,
поддержанию ликвидности и
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:
– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
– подготовка и заключение кредитного соглашения;
– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк
требует, чтобы к заявке были приложены
документы и финансовые отчеты, служащие
обоснованием просьбы о предоставлении
ссуды и объясняющие причины
обращения в банк. Эти документы
– необходимая составная часть
заявки. Их тщательный анализ проводится
на последующих этапах, после того
как представитель банка
В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.
1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.
Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4–5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.
После
беседы кредитный инспектор должен
принять решение: продолжать ли работу
с кредитной заявкой или
При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:
– материалы, полученные непосредственно от клиента;
– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);
– отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).
Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.
Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.
Для
оценки кредитоспособности предприятия
коммерческие банки используют различные
методы финансового анализа состояния
заемщика. Многочисленные аспекты финансового
анализа, будучи соединенными в систему,
отражают способность клиента
Полный
финансовый анализ предприятия складывается
из трех частей: анализа его финансовых
результатов, финансового состояния
и деловой активности. При этом
необходимо учитывать, что содержание
и акценты финансового анализа
деятельности предприятия зависят
от цели его проведения. В случае,
когда анализ проводится самим предприятием
для выявления своих «слабых
мест», возможностей повышения эффективности
деятельности, устранения ошибок в
производственном процессе и определения
дальнейшего направления
При
оценке кредитоспособности заемщика банк
предусматривает и такую
Основное
внимание при определении
Финансовое
состояние предприятия
При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня.
Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств.
Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия – это форма № 1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности предприятия «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика разбивается на два основных этапа:
1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценкой его финансового положения.
2. Рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая стандартную оценку финансового состояния предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.
На
этапе общего анализа кредитоспособности,
чтобы получить описание финансового
состояния заемщика, нужно: составить
агрегированный баланс предприятия; рассчитать
систему финансовых коэффициентов
на основе агрегированных показателей
баланса и провести их анализ; оценить
деловую активность предприятия; сделать
прогноз финансового состояния
предприятия с помощью
Агрегированный
баланс предприятия-заемщика основан
на его обычном балансе (Приложение
1). Рассчитанные показатели агрегированного
баланса будут далее
Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные показатели «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение 1).
Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты ликвидности: коэффициенты обслуживания долга.
Каждая
из перечисленных групп
Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости.
Коэффициенты
эффективности, или оборачиваемости,
рассчитываются в дополнение к коэффициентам
ликвидности. Динамика коэффициентов
оборачиваемости помогает оценить
причину изменений
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левереджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.
Коэффициенты
ликвидности показывают, способен ли
в принципе заемщик рассчитаться
по своим обязательствам, а также
какая часть задолженности
По степени ликвидности все активы можно разделить на три класса. К первому классу относятся активы, уже находящиеся в денежной форме (агрегат в балансе А2). Это – остатки денежных средств в рублевой и валютной кассе, остатки денежных средств на расчетных счетах предприятия и прочие денежные средства. Ко второму классу ликвидных активов относится дебиторская задолженность краткосрочного характера, обусловленная нормальным течением производственного цикла, а также краткосрочные финансовые вложения (векселя первоклассных векселедателей, государственные ценные бумаги (агрегаты А4 и А6)). Третий класс ликвидных активов образуют запасы товарно-материальных ценностей, готовой продукции, а также дебиторская задолженность долгосрочного характера и прочие активы (агрегат А5).