С
учетом вышеперечисленных подходов
структура расходов федерального бюджета
по разделам классификации расходов
бюджетов характеризуется данными представленными
в Приложении 7.
С
учетом межбюджетных трансфертов наиболее
крупным направлением расходов федерального
бюджета является социальная политика.
Сокращение расходов по разделу «Социальная
политика» в 2011 году по сравнению с 2010
годом вызвано снижением потребности
в ассигнованиях федерального бюджета
на покрытие дефицитов бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
в связи с увеличением тарифов страховых
взносов в систему обязательного пенсионного,
медицинского и социального страхования
с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением
в 2010 году мероприятий по обеспечению
жильем ветеранов Великой Отечественной
войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост
расходов в указанной сфере в среднем
на 8 процентов в год.
Увеличится
объем расходов на обеспечение обороны,
безопасности и правоохранительной
деятельности – сферах, полностью
отнесенных к ведению Российской
Федерации.
Снижение
объема расходов на жилищно-коммунальное
хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено
сокращением бюджетных ассигнований
на реализацию ФЦП и непрограммной
части ФАИП, в том числе на обеспечение
военнослужащих служебным и постоянным
жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3
млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением
соответствующих мероприятий. Кроме того,
в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования
на предоставление субсидии государственной
корпорации – Фонду содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в виде
имущественного взноса на восстановление
имущества указанного фонда, переданного
в собственность Российской Федерации
в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые
в 2012 и 2013 годах не планируются.
По
другим функциональным направлениям расходов
федерального бюджета основным фактором,
влияющим на изменение объема бюджетных
ассигнований, являются бюджетные ассигнования,
предусматриваемые на реализацию ФЦП
и непрограммной части ФАИП, которые
имеют измеримый и законченный срок реализации
(исполнения).
В
целом объем бюджетных ассигнований
обеспечивает выполнение социальных обязательств
Российской Федерации, обязательств по
оплате труда работникам федеральных
бюджетных учреждений, реализацию приоритетных
национальных проектов и других мероприятий,
необходимых для реализации политики
в соответствующих сферах.
Таким
образом, проведённый анализ основных
характеристик федерального бюджета
позволил выявить основные проблемы
формирования федерального бюджета
РФ в условиях современного мирового
кризиса. К ним относятся:
-
проблема инфляции;
-
проблемы, связанные с
политикой в области бюджетных доходов
и расходов;
-
проблема зависимости российской экономики
от мировых цен на нефть;
-
дефицит бюджета - как одна из наиболее
важных проблем.
Заключение
Подводя
итоги, хотелось бы вновь остановиться
на некоторых аспектах совершенствования
бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость
реформирования бюджетной системы
в современных условиях определяется
объективными требованиями экономической
действительности. Развитие общества,
многие годы жившего в условиях жесткой
централизации, еще довольно длительное
время будет определяться развитием
бюджетных отношений. Но и при
рыночной системе роль бюджетного регулирования
не уменьшается: ведь общество не перестает
нуждаться в сильной и авторитетной
власти, способной осуществлять контроль
над теми процессами, в которых
рынок оказывается бессилен, а
именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы
и осуществлять в конечном итоге
их использование.
Таким
образом, совершенствование бюджетного
устройства способно оказать значительное
положительное воздействие на функционирование
всей рыночной системы. И это совершенствование
следует осуществлять как по отношению
к внутренним, межбюджетным отношениям,
основывая их исключительно на принципах
бюджетного федерализма, так и по отношению
к количественным и качественным показателям
самого бюджета, способствуя его сбалансированности
и осуществляя достаточный контроль за
уровнем возможных бюджетных доходах
и расходах, а также бюджетного дефицита
и государственного долга. Ведь только
в совокупности эти изменения способны
превратить государственный бюджет из
средства дестабилизации экономики в
мощный стимул экономического роста.
Преобразования
в бюджетной системе первой половины
2000-х годов позволили обеспечить
прозрачность бюджетной политике и
ее стабильность и предсказуемость в среднесрочной
перспективе. В настоящее время перед
Российской Федерацией стоит задача обеспечения
долгосрочной бюджетной и макроэкономической
устойчивости.
Основная
задача бюджетной политики на современном
этапе - сохраняя макроэкономическую стабильность,
сбалансированность и устойчивость бюджетной
системы, обеспечить максимально эффективное
и прозрачное использование средств для
достижения конечных, измеримых, общественно
значимых результатов, которые, в свою
очередь, ведут к дальнейшему увеличению
финансовых возможностей государств.
Список
литературы
- Баранова
Л.Г., Врублевская О.В. Бюджетный процесс
в РФ. М.: Перспектива, 2008. - 213 с.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря
2006 г.)
- Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
Собранию РФ от 30 мая 2006 г. "О бюджетной
политике в 2007 году"
- Кудрин А.
"Мировой финансовый кризис и его влияние
на Россию" // "Вопросы экономики"
- №1, 2009, сс. 9–27
- Налоговый
кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с
изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.)
- Павлова А.А.
Источники формирования бюджетного дефицита:
проблемы и тенденции // Экономист. - 2006.
- 1. - С. 70.
- Поляк Г.Б.
Бюджетная система России: - М.:ЮНИТИ-ДАНА,
1999. – 550 с.
- Постановление
Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 229
"О порядке управления средствами Стабилизационного
фонда Российской Федерации"
- Федеральный
закон от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном
порядке декларирования доходов физическими
лицами"
- Фетисов
В.Д. Бюджетная система Российской Федерации.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
- Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочная
Правовая Система ГАРАНТ / НПП "Гарант
- Сервис". - электрон. док. - [б. м.], 1990-2009.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 г. N 145-ФЗ // С изменениями и дополнениями.
// Справочная Правовая Система ГАРАНТ
/ НПП "Гарант - Сервис". - электрон.
док. - [б. м.], 1990-2009.
- Налоговый
кодекс РФ // Справочная Правовая Система
ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон.
док. - [б. м.], 1990-2009.
- О бюджетной
классификации Российской Федерации:
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N
115-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации от 19 августа 1996 г. N 34, ст.4030.
// Справочная Правовая Система ГАРАНТ
/ НПП "Гарант - Сервис". - электрон.
док. - [б. м.], 1990-2009.
- Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2009
год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
от 6 мая 2009 г. // Справочная Правовая Система
ГАРАНТ / НПП "Гарант - Сервис". - электрон.
док. - [б. м.], 1990-2009.
- Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2010
год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
// Справочная Правовая Система ГАРАНТ
/ НПП "Гарант - Сервис". - электрон.
док. - [б. м.], 1990-2009.
- Федеральный
закон "О федеральном бюджете на 2011
год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
// Справочная Правовая Система ГАРАНТ
/ НПП "Гарант - Сервис". - электрон.
док. - [б. м.], 1990-2009.
- Бабич, А.М.,
Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич,
Л.Н. Павлова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 325с.
- Бюджет как
финансовый регулятор экономического
развития / Под ред. В.П. Горегляд. - М.: ЗАО
"Издательство "Экономика". - 2008.
- 348 с.
- Бюджетная
система Российской Федерации: Учеб. /
Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.
- М.: Юрайт, 2006.
- Бюджетная
система России. Учебник для вузов / Под
ред. профессора Поляка Г.Б. - ЮНИТИ-ДАНА,
2007. - 250с.
- Бюджетная
система Российской Федерации. Ученик
/ Под ред. О.В. Врубленской, М.В. Романовского.
- 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт-Издат,
2006. - 405с.
- Бюджетная
система Российской Федерации. Ученик
/ Под ред. А.М. Годин, В.П. Горегляд. - 7-е
изд., испр. и перераб. - М.: Дашков и К, 2006.
- 628с.
- Бюджетная
система Российской Федерации. Ученик
/ Под ред. А.С. Нешитой. - 10-е изд., испр. и
перераб. - М.: Дашков и К, 2011. - 336с.
- Вахрин,
П.И., Нешитый, А.С. Финансы: учебник для
вузов, 2-е издание, переработанное и дополненное
/ П.И. Вахрин, А.С. Нешитый - М.: издательско-книготорговый
центр "Маркетинг", 2006. - 345с.
- Годин, А.М.
Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система
РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Издательско-торговая
корпорация "Дашков и Ко", 2009. - 526 с.
- Дробозина,
Л.А. Финансы. / Л.А. Дробозина - М.: ЮНИТИ,
2007. - 279 с.
- Комментарий
к Бюджетному кодексу РФ (вводный) / М.В.
Романовский - М.: Омега, 2009. - 488 с.
- Лавров,
А.М. Переход к новой системе межбюджетных
отношений в субъектах Российской Федерации
/ А.М. Лавров // Финансы. - 2007. - № 9. - С.4-15
- Методологические
и методические положения совершенствования
межбюджетных отношений / Поздняков А.М.,
Беденков А.Р., Масаков В.М., Суслов В.И.
- М., 2005. - 31с.
- Поляк, Г.Б.
Финансы. / Г.Б. Поляк - М.: Финансы и статистика,
2008
- Поляк, Г.Б.
Бюджетная система России. / Г.Б. Поляк
- М.: Финансы и статистика, 2007. - 369 с.
- Силуанов,
А.Г. Основные принципы формирования финансовых
взаимоотношений федерального бюджета
с бюджетами субъектов РФ и муниципальных
образований на 2009 год и на среднесрочную
перспективу / А.Г. Силуанов // Финансы.
- 2008. - №8. - С.3-13
- Федеративные
межбюджетные отношения: современные
тенденции и перспективы // Вопросы экономики.
- 2007. - № 5. - С.84-102.
- Фомина Е.
Государственный бюджет. Экономико-политическая
ситуация в России//№11,2011 г.
- Доклад Минэкономразвития
России «О текущей ситуации в экономике
Российской Федерации в январе–октябре
2010 года».
- http://bujet.ru/article/90146.php.
- www.minfin.ru -
официальный сайт Министерства финансов
Российской Федерации.
- www.gks.ru - официальный
сайт Госкомстат РФ.