Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа
Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы
В доходы федерального бюджета зачисляются:
- налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- неналоговые доходы;
- доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам относятся: предусмотренные БК РФ (ст. 50) и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
К неналоговым дохода относятся:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.
К безвозмездным поступлениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены. Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета[10,19,23,24].
Исполнение
До 2008 г. федеральный бюджет утверждался на очередной финансовый год. В бюджете предусматривалась структура доходов. С 2008 г. в соответствии с новым бюджетным законодательством в стране стал действовать трехлетний бюджет - на очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым). При этом утверждаются федеральным законом основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, и распределение бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов[25].
Исполнение федерального бюджета в 2004 г. осуществлялось в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2004 год". По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь - сентябрь 2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на девять месяцев 2004 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Удельный вес доходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2004 году составлял 15,1 %, в 2002 году - 14,9 %, а в 2004 году даже снизился до 11,9 %, то в 2003 году он составил 16,0 %, а в январе - июне 2004 года - 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", в январе - сентябре 2004 года - 16,9 процента[38].
Остатки
средств федерального бюджета по
состоянию на 1 января 2004 года на счетах
по учету средств федерального бюджета
составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы
федерального бюджета за январь - сентябрь
2004 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены
заимствования в объеме 56241,6 млн.
рублей. Все поступления, включая
входящие остатки, заимствования, поступления
от продажи имущества и реализации
государственных запасов
Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе - сентябре 2004 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % - от объема, утвержденного на указанный период 2004 года Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Сверх утвержденного объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления в федеральный бюджет по налоговым доходам за январь - сентябрь 2004 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам - 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным фондам - 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.
Налоги
и иные платежи, контролируемые Министерством
Российской Федерации по налогам
и сборам, поступили в федеральный
бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что
составляет 60,3 % от общего объема поступивших
в январе - сентябре 2004 года доходов
федерального бюджета, Государственным
таможенным комитетом Российской Федерации
- 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством
имущественных отношений
Анализ доходов федерального бюджета 2005-2009 гг. показал, что наибольшие доходы отмечаются по таким статьям, как налоговые поступления от товаров, реализуемых на территории РФ, а наименьшие приходятся с государственных пошлин и сборов, а так же с административных платежей и сборов.
Рассмотрим отдельные статьи:
При
этом наибольший совокупный доход наблюдается
в 2009 г. (4420,695 млрд. руб.), а наименьший приходится
на 2007 г. (257,04 млрд. руб.) (Приложение 3,6,7,9).
Рис.
3.1. Динамика доходов,
млрд. руб.
Исполнение федерального бюджета РФ за январь–октябрь 2010 г. осуществлялось в соответствии с ФЗ « О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. ». По данным Министерства финансов РФ, доходы федерального бюджета за 10 месяцев 2010 г. составили 18,3% ВВП, что на 0,1 % ВВП выше их значения за аналогичный период 2009 г. . Однако в номинальном исчислении они выросли на 935 млрд. руб. Рост доходов федерального бюджета за рассматриваемый период 2010 года обусловлен, прежде всего, увеличением доходов топливно-энергетического комплекса в результате относительно благоприятной конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта, а также возобновления роста физического объема добычи углеводородов. При сопоставлении объемов бюджетных поступлений за январь–октябрь 2009 г. с аналогичным периодом –2010 г. следует учитывать вклад в их рост дополнительных поступлений инвестиционного характера. Напомним, что в январе 2009 г. – зачислен доход от управления средствами нефтегазовых фондов за 2008–2009 гг. в объеме 275,2 млрд. руб.; в январе–апреле 2010 г. – зачислен инвестиционный доход порядка 134 млрд. руб.[35]. Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 гг. показаны в табл. 3.1.
Табл.
3.1.
|
При расчете объема доходов федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. учитывались вступающие в силу с 1 января 2011 года изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, оказывающие влияние на доходы федерального бюджета, а именно[17]:
1)
индексация специфических
2)
установление нулевой ставки
акциза на спирт этиловый из
пищевого сырья при отгрузке
его производителям
3) индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть (с 1 января 2012 г. на 6,5%, с 1 января 2013 г. на 5,4%) и на газ горючий природный (с 1 января 2011 г. на 61,0%, с 1 января 2012 г. на 6,0%, с 1 января 2013 г. на 5,4%);
4)
индексация ставок водного
5)
установление государственной
6)
установление норматива
7)
отмена пониженной ставки
8)
установление ставок вывозной
таможенной пошлины на товары,
выработанные из нефти, в
9)
увеличение ставки вывозной
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации