Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 100.23 Кб (Скачать)

     С образованием в декабре 1922 г. Союза  Советских Социалистических Республик и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему — образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик и союзный бюджет, на который было возложено финансовое обеспечение обороны, хозяйственного и культурного строительства. Доходы союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных предприятий (отчислений от прибыли). Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936 г. Эта бюджетная система страны имела следующую схему вплоть до 1991 г. (Приложение 1). Динамика структуры государственного бюджета СССР за 1928-1988 гг. представлена в табл. (Приложение 2).

     За 1928-1988 гг. в структуре расходов государственного бюджета постоянно происходили  изменения: возрастала доля союзного бюджета и соответственно уменьшалась доля бюджетов союзных республик. Так было до Великой Отечественной войны и в годы войны. В послевоенные годы соотношение расходов союзного бюджета и бюджетов республик стало иметь тенденцию к выравниванию.

     Структура по видам доходов и расходов государственного бюджета характеризуется данными табл. (Приложение 2).

     Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед  ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и  нужды обороны страны. Доходы от государственных и кооперативных предприятий и организаций составляли основную часть всех доходов бюджета. Доходы бюджета за счет населения составляли относительно небольшую часть. Государственный бюджет СССР был прочным, устойчивым и бездефицитным.

     26 декабря 1991 г., в результате всем известных событий, Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) признал роспуск СССР и самоликвидировался.

     Сосредоточив  в конце 1991 г. в своих руках  всю полноту власти, Б. Н. Ельцин и  его помощники незамедлительно  взяли курс на рыночные реформы. Правительство  России объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования  с января 1992 г., одновременно была отменена государственная система материально-технического снабжения. Вторым направлением реформы  стало осуществление в промышленности широкой приватизации. В сельском хозяйстве колхозы и совхозы превращались в фермерские хозяйства и акционерные общества, были отменены налог с оборота и регулирование процентных ставок по банковским кредитам. Рыночные реформы отразились на бюджетном устройстве России.

     До 1990 г. в России утверждался единый государственный бюджет, который  объединял все действующие на ее территории бюджеты и отражал  в целом их средства. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы России стал 1991 г. Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" был упразднен государственный бюджет Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России. Законодательством было предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации, а также субъектов Федерации и административно-территориальных единиц. В ст. 8 этого Закона сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов (свод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа). В отличие от самостоятельных бюджетов консолидированные бюджеты не подлежат утверждению и правовыми актами не являются[37]. 

2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 

   Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ "Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

   Федеративное  устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

   Субъекты  Российской Федерации имеют свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетную систему РФ.

   Бюджетная система Российской Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

   Согласно  ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной  системы РФ относятся:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

   Каждый  из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

   Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис. 2.1 

   

      

     

                              

    

       

     

   

        

        

   

    

             

                             Рис 2.1. Схема бюджетной системы РФ 

   Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает:

  • федеральный бюджет РФ;
  • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 1 бюджет автономной области;
  • 4 бюджета автономных округов;
  • 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты)[ 11].

   Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников юридических прав и обязанностей, как правило, взаимосвязанных.

   Следует выделять понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного округа, муниципального образования и т. п.) представляет собой свод бюджетов бюджетной системы территориальных образований (без учета межбюджетных трансфертов), находящихся на территории субъекта Федерации, а консолидированный бюджет Российской Федерации - свод бюджетов бюджетной системы всех субъектов Российской Федерации (за исключением государственных внебюджетных фондов). Консолидированные бюджеты составляются для аналитических целей.

   Законодательством Российской Федерации принята правовая форма бюджетов Российской Федерации в зависимости от бюджетного уровня. Статья 11 БК РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня.

   Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований ( утверждаются местные бюджеты, как правило, в форме решений местных представительных органов  - советов депутатов муниципальных образований).

   Бюджет  составляется на три года: на очередной  финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующих за очередным финансовым годом).

     Каждый  из бюджетов служит финансовой базой  для деятельности соответствующих государственных или местных органов. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Анализ состава  и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ

     3.1. Экономическая роль  и законодательные  основы федерального  бюджета

   Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

   По  экономическому содержанию федеральный  бюджет представляет собой форму  образования и использования  централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

   Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности в производственной и непроизводственной сферах.

   Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным видам экономической деятельности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, является крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

   В последние годы роль и значение государства  возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

   Право Российской Федерации на самостоятельный  федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

   Законодательно  дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

   Для финансового обеспечения общегосударственных  мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции РФ. В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: « В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития».

   Через федеральный бюджет осуществляется, как отмечалось выше, распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

   Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. 

   3.2. Доходы федерального  бюджета

   Доходы  федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном  порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации