Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа
Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Функция контрольная государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким
образом, основными функциями
1.2.
Роль государственного
бюджета и бюджетная
политика государства
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:
Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы социально-экономического характера[10,23,24].
Роль
государственного бюджета в социально-
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах должна усиливаться.
3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы; государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.
4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения.
5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий (организаций) и населения в централизованном государственном фонде для финансирования общегосударственных нужд, развития экономики, социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов[10,19,24].
Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, на ускорение НТП, повышение уровня и качества жизни населения страны.
Одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на перспективу, в том числе на предстоящий финансовый год и плановый период является бюджетная политика государства. В нынешних условиях хозяйствования бюджетная политика должна быть нацелена на повышение устойчивости доходной части бюджета и эффективное использование бюджетных средств.
Взаимоотношения государства и предприятий по формированию бюджетных средств в перспективе, устанавливаются на нормативной основе. Это дает определенную стабильность и позволяет теснее привязать источники доходов бюджета к результатам хозяйствования, к росту эффективности производства.
В результате непродуманного проведения реформ под диктовку Международного валютного фонда в экономике России появился ряд негативных моментов. С конца 2008 г. экономика страны оказалась в тупиковой ситуации в связи с мировым финансово - экономическим кризисом. В последние годы (1998-2008 гг.) бюджетная политика направлялась на выживание Российского государства и народа в условиях преодоления падения промышленного и сельскохозяйственного производства, на повышение инвестиционной активности и снижение внешней задолженности. Стабилизация экономики России наблюдалась лишь с приходом правительства Е. М. Примакова (1998-1999 гг.), когда правительством было обращено внимание на укрепление денежной и бюджетной систем страны.
Первоочередными задачами, остающимися актуальными поныне в бюджетной политике страны, являются: стабилизация производства и создание условий для устойчивого роста экономического потенциала. Для этого необходимы неотложные меры по дальнейшему укреплению денежного обращения и финансовой стабилизации, подготовке и переподготовке кадров для экономики, использованию стимулирующего налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и по научным исследованиям.
Для укрепления денежного обращения и финансового положения страны необходимо:
Стимулирование инновационно - инвестиционной активности - одна из первоочередных задач Правительства РФ. Основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании инновационно-инвестиционной сферы, выполнении государством своих финансовых обязательств.
Бюджетные средства, направляемые на инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, должны выделиться заказчиком в первую очередь под высокоэффективные проекты, не превышающие нормативные сроки окупаемости.
Одним из определяющих показателей бюджетной политики является недопущение роста государственного долга в бюджете.
В
современных условиях хозяйствования,
когда должна повышаться роль государства
в регулировании экономических
процессов, особенно важно изменить
направления вложения бюджетных
средств с целью решения стратегических
задач развития экономики, создания необходимой
производственной инфраструктуры. Через
совершенствование налоговой политики
и изменение направления бюджетного финансирования
представляется возможным влиять на различные
стороны хозяйствования, способствуя
ускорению обновления производственных
фондов, быстрейшему внедрению в производство
научно-технических достижений.
Глава
2. Этапы формирования
и развития бюджетного
устройства и бюджетной
системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
После Октябрьской революции 1917 г. вследствие саботажа банкиров и иных чиновников и спада производства поступление налогов в казну молодого государства в 20-х гг. XX в. практически прекратилось. Правительство крайне нуждалось в деньгах на финансирование промышленности, транспорта, армии, аппарата управления, для чего вынуждено было прибегнуть к контрибуции с богатых слоев населения. Как писал в те годы Ленин: "с купцов и спекулянтов, нажившихся за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы". До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн руб. [25].
Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет.
На Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов (1918г.) выступал с докладом В. И. Ленин. Он твердо поставил задачу: "Мы должны, во что бы то ни стало, добиться прочных финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике".
Главными принципами формирования бюджета были централизация средств и эффективное их использование. Эти принципы были зафиксированы в первой Конституции РСФСР (1918 г.), в ст. 79 которой было записано: "Финансовая политика РСФСР в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели — экспроприации буржуазии и подготовлению условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности..."
Основой бюджетной системы была централизация всех финансовых ресурсов в едином общегосударственном бюджете РСФСР с последующим разделением доходов и расходов по республикам и областям. Отдельно формировались бюджеты Украинской ССР и Белорусской ССР.
В 1920 г. доходная часть государственного бюджета характеризовалась следующими показателями (%):
Доходы от государственных предприятий, имуществ | 97,5 |
В том числе: | |
от промышленности | 35,6 |
транспорта | 14,1 |
сельского хозяйства | 5,1 |
налоги и сборы | 0,3 |
прочие поступления | 2,2 |
В условиях военного времени, иностранной интервенции и экономической разрухи в губерниях были образованы губернские бюджеты. Сессия ВЦИК в июле 1920 г. приняла решение о слиянии государственного и территориальных бюджетов.
С переходом к нэпу ВЦИК в октябре 1921 г. принял постановление "О мерах по упорядочению финансового хозяйства", и соответствии с которым государственный союзный и территориальный бюджеты были разъединены.
Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации