Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Основой целью данного исследования является рассмотрение и изучение бюджетной системы РФ, как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета
1.1.Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Функции государственного бюджета
1.2. Роль государственного бюджета и бюджетная политика государства
Глава 2. Этапы формирования и развития бюджетного устройства и бюджетной системы РФ
2.1. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в СССР и России (1920-1990)
2.2. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
Глава 3. Анализ состава и структуры основных характеристик федерального бюджета РФ
3.1. Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета
3.2. Доходы федерального бюджета
3.3. Расходы федерального бюджета
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 100.23 Кб (Скачать)

     10) установление ставки вывозной  таможенной пошлины на медь  в размере 10%.

     Вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 году относительно действующего законодательства на 274,3 млрд. рублей или на 0,5% к ВВП, в том числе: в результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам и установления нулевой ставки акциза на спирт этиловый из пищевого сырья при отгрузке его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 20,2 млрд. рублей; в связи с индексацией ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный доходы федерального бюджета увеличатся на 47,5 млрд. рублей; в результате индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 3,7 млрд. рублей; в связи с установлением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций, доходы федерального бюджета увеличатся на 0,1 млрд. рублей; в результате установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета от поступления акцизов на нефтепродукты увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 84,3 млрд. рублей; в связи с отменой пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на Ванкорском месторождении Восточной Сибири, доходы федерального бюджета увеличатся на 97,3 млрд. рублей; в результате установления ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56% от ставки пошлины на нефть увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 5,9 млрд. рублей; в связи с повышением ставки вывозной таможенной пошлины на никель доходы федерального бюджета увеличатся на 6,5 млрд. рублей; в результате установления ставки вывозной таможенной пошлины на медь увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 8,8 млрд. рублей.

     В связи с внесением вышеуказанных  изменений доходы федерального бюджета  в 2012 году увеличатся на 338,3 млрд. рублей (0,6% к ВВП), в 2013 году - на 530,0 млрд. рублей (0,9% к ВВП).

   3.3. Расходы федерального бюджета

   Расходы федерального бюджета  - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета -это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

   Расходы федерального бюджета при анализе  целесообразно классифицировать:

  1. по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны Страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

     В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания можно также при анализе выделить текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование[10,24,25,36].

   Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.

    Анализ  основных характеристик федерального бюджета  2004 г. свидетельствует о  резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. Если в 2002 году он составлял 18,6 %, то в 2004 году - 17,2 %, а в 2003 году - 13,5 процента. В январе - сентябре 2004 года удельный вес расходов федерального бюджета  в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год". Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая составила  в январе - июне 2004 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным законом  "О федеральном бюджете на 2004 год", в январе - сентябре 2004 года - 22,7 процента. При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % - от задания, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2004 года [37,38,39].

       Рассмотрев расходы федерального бюджета в период с 2005 по 2009 гг., можно отметить, что наибольшие приходятся на такие статьи, как общегосударственные вопросы и межбюджетные трансферты, а наименьшие – ЖКХ, охрана окружающей среды, культура, кинематография и СМИ, здравоохранение и спорт.

       Рассмотрим  отдельные статьи:

  • Национальная оборона возросла с 2005 г. до 2007 г. (578,350 млрд. руб. и 839,102 млрд.руб. соответственно), но в 2008 – 2009 гг. показатель снова снизились до отметки 2005 г.;
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность равномерно увеличивались к 2007 г. Если в 2005 г. они составляли 455,310 млрд. руб., то к 2007 г. 674,790 млрд. руб. К 2009г. ничего не изменилось;
  • Национальная  экономика выросла с отметки 263,259 млрд. руб. (2005 г.) до 789,62 млрд. руб. (2009 г.);
  • Отчисления на образование с каждым годом только растут: 160,468 млрд. руб. (2005 г.), 313,64 млрд. руб. (2009 г.);
  • Социальная  политика 185,874 млрд. руб. (2005 г.), а к 2009 г. 342,67 млрд. руб.

       При этом наибольшие совокупные расходы  наблюдается в 2005 г. и 2009 г. (6399,674 млрд. руб. и 6362,97 млрд. руб. соответственно), а наименьшие приходятся на 2006 г. (2930,236 млрд. руб.) (Приложение 4,6,7). 

       Рис 3.2.Динамика расходов на общегосударственные  вопросы, млрд. руб. 

   

    Расходы федерального бюджета в январе–октябре 2010 г. сократились на 2,4 % ВВП относительно их объема за соответствующий период предыдущего года. Однако в абсолютном выражении их рост составил порядка 237 млрд. руб. Существенной остается «пенсионная нагрузка» на федеральный бюджет, в 2010 г. ее доля в структуре расходов может достигнуть почти 20%. Значительный перевес доли социальных расходов в бюджете ведет к сокращению других видов расходов, прежде всего бюджетных инвестиций, способствующих экономическому росту [35,36].

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2011-2013 годах  определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета[16,17]:

- безусловное  исполнение законодательно установленных  обязательств по выплате социальных  пособий и компенсаций в сфере  социальной защиты населения,  включая пенсионное обеспечение  военнослужащих;

- обеспечение  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации для  дальнейшего развития пенсионной  системы;

- индексация  в 2011 году денежного довольствия  военнослужащих и приравненных  к ним лиц, фондов оплаты  труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей  и прокурорских работников;

- обеспечение  обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;

- обеспечение  закупок новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий  для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечение  содержания и развития транспортной  инфраструктуры, в том числе автомобильных  дорог;

- постепенное  сокращение антикризисных мер  поддержки экономики, концентрация  ресурсов на мероприятиях, направленных  на модернизацию и технологическое  развитие экономики, повышение  ее энергетической эффективности,  в том числе инновационных  проектах и важнейших научных  разработках.

- подготовка  особо значимых международных  мероприятий (проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).

     При этом при формировании объема бюджетных  ассигнований реализованы следующие  подходы:

1) концентрация  ресурсов на наиболее значимых  мероприятиях и объектах с  уточнением объемов бюджетных  ассигнований на исполнение отдельных  расходных обязательств, оптимизацией  расходов на обеспечение деятельности  органов государственной власти;

2) рассмотрение  вопросов финансового обеспечения  реализации Указа Президента  Российской Федерации от 24 декабря  2009 г. № 1468 (в части передачи  на федеральный бюджет милиции  общественной безопасности), в том  числе за счет обмена полномочиями  между уровнями государственного  управления, и вопросов реформирования  денежного довольствия военнослужащих  и приравненных к ним лиц,  при подготовке проекта федерального  бюджета на 2012-2014 годы;

3) определение  бюджетных ассигнований, необходимых  для индексации в 2011 году на 6,5% денежного довольствия военнослужащих  и приравненных к ним лиц  с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты  труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей  и прокурорских работников с  1 июня 2011 года, и стипендиального  фонда для обучающихся в федеральных  учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;

4) сохранение  в 2011-2013 годах действующих в  текущем году условий денежного  содержания федеральных государственных  гражданских служащих с учетом  сокращения численности федеральных  государственных служащих в течение  2011-2013 годов на 20% и сохранения 50% расчетной экономии по фонду  оплаты труда в распоряжении  соответствующих федеральных органов  государственной власти;

5) увеличение  в 2011 году бюджетных ассигнований  на оплату услуг связи, транспортных  услуг, коммунальных услуг, продовольственного  и вещевого обеспечения военнослужащих  и приравненных к ним лиц  исходя из расчетного объема  бюджетных ассигнований на исполнение  указанных обязательств в 2010 году  и индекса роста потребительских  цен в 2011 году 6,5 процента;

6) продления  до 2014 года приостановки действия  нормативных правовых актов об  увеличении численности работников  федеральных государственных органов,  ранее приостановленных на текущий  год, в том числе Генеральной  прокуратуры Российской Федерации,  Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации, Федеральной  службы судебных приставов, Федеральной  миграционной службы, МЧС России.

     При формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы внесены изменения  в классификацию расходов бюджетов, в том числе:

- отнесение  межбюджетных трансфертов федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации и государственным  внебюджетным фондам Российской  Федерации по их функциональной  направленности на соответствующие  разделы классификации расходов  бюджетов;

- обособление  в отдельные разделы функциональной  классификации расходов на обслуживание  государственного долга Российской  Федерации (из раздела «Общегосударственные  вопросы»); физическую культуру и  спорт (из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография  и средства массовой информации»);

- отнесение  расходов на развитие туризма,  имущественные взносы в государственные  корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации