Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:36, реферат
Актуальность ипотечного кредитования заключается в способности решить социальные проблемы многих россиян, поэтому и была выбрана эта тема. Наличие собственного жилья вносит в жизнь людей элемент благополучия и стабильности, и очень важно, по мнению социологов, чтобы жилье появлялось как можно раньше, а не после десятилетних ожиданий. В этом отношении альтернативы ипотечному жилищному кредитованию не существует.
Одним из субъектов кредитования является правительство. В организации и развитии кредита роль правительства заключается в создании условий, позволяющих банкам эффективно заниматься ипотечным кредитованием без неоправданных рисков. Собственными же целями правительства на рынке ипотечных кредитов являются:
-капитализация недвижимого имущества и обеспечение его - оборотоспособности;
-неинфляционная поддержка
сферы материального
-пополнение доходной части бюджета и обслуживание внутреннего долга;
-создание условий для
надежного и эффективного
Сравнение целей основных субъектов рынка ипотечного кредитования позволяет сделать вывод об их разнонаправленности.
Ипотечные кредиты классифицируются по различным признакам.
1. По объекту недвижимости:
-земельные участки;
-предприятия, а также
здания, сооружения и иное недвижимое
имущество, используемое в
-жилые дома, квартиры
и части жилых домов и квартир,
-садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения;
-воздушные, морские суда, суда каботажного плавания и космические объекты;
-объекты незавершенного строительства.
2. По целям кредитования:
-приобретение готового
жилья в многоквартирном доме
либо отдельного дома на одну
или несколько семей в
-на строительство,
-строительство и приобретение
готового жилья с целью
Данное кредитование строительства жилья происходит поэтапно: каждый последующий платеж осуществляется только после завершения его предыдущего этапа.
3. По виду кредитора:
-банковские;
-небанковские.
4. По виду заемщиков:
-как субъектов кредитования:
а) кредиты, предоставляемые застройщикам и строителям;
б) кредиты, предоставляемые непосредственно будущему владельцу жилья;
-по степени аффилированности заемщиков кредиты могут предоставляться:
а) сотрудникам банков;
б) сотрудникам фирм - клиентов банка;
в) клиентам риэлтерских фирм, клиенты;
г) лицам, проживающим в данном регионе;
д) всем желающим.
5. По способу рефинансирования.
Ипотечным кредитованием
6. По срокам кредитования. В ряде стран классификация кредитов различается по срокам (табл.2).
Таблица 1
Способы рефинансирования ипотечных кредитов (20. С. 85)
Способ рефинансирования |
Вид кредитного института |
|
Выпуск ипотечных облигаций |
Ипотечные банки |
|
Собственные, привлеченные и заемные средства (в т.ч. займы международных организаций) |
Универсальные банки |
|
Продажа закладных ипотечному агентству или крупному ипотечному банку, собственные, привлеченные и заемные средства (в т.ч. займы международных организаций) |
Кредитные учреждения, занимающиеся
ипотечным кредитованием и |
|
Таблица 2
Классификация кредитов по срокам (20. С. 86)
Виды кредитов |
Страны |
||||
- |
Великобритания |
Страны континентальной Европы |
США |
Россия |
|
Краткосрочные |
До 3-х лет |
До 1 года |
До 1 года |
До 1года |
|
Среднесрочные |
3-10 лет |
1-5 лет |
1-10 лет |
1-3 года |
|
Долгосрочные |
Более 10 лет |
Более 5лет |
Более10 лет |
Более 3-х лет |
|
7. По способу амортизации долга:
-постоянный ипотечный
кредит (предусматривает
-кредит с переменными выплатами;
-кредит с единовременным
погашением согласно особым
8. По виду процентной ставки:
-кредит с фиксированной
процентной ставкой (
- кредит с переменной процентной ставкой (процентная ставка меняется в зависимости от изменения ситуации на денежном рынке: по индексу государственных ценных бумаг или другому финансовому индексу, с установлением максимального уровня ставки процента).
9. По возможности досрочного погашения:
-с правом досрочного погашения;
-без права досрочного погашения;
-с правом досрочного погашения при условии уплаты штрафа.
10. По степени обеспеченности
(величине первоначального
Кроме того, ипотечные кредиты могут быть:
- обычные и комбинированные (выдаваемые несколькими кредиторами);
- субсидируемые и выдаваемые на общих условиях.
1.4 Нормативно-правовое
Деятельность кредитных
организаций на российском ипотечном
рынке регламентируется действующими
законодательными актами, регулирующими
систему ипотеки. Формирование законодательной
базы ипотечного кредитования в России
началось с середины 90-х гг. прошлого
столетия. Права гражданина на жилье
и на охрану частной собственности
закреплены в Конституции РФ (1993г.).
Важным шагом развития российского
ипотечного законодательства стало
принятие первой (1995г.) и второй (1996г.)
частей ГК РФ. Кодекс устанавливает
общие правила обеспечения
Во исполнение требования
ГК РФ 21.06.1997г. был принят ФЗ № 122 “О
государственной регистрации
Для содействия развитию вторичного рынка ипотечных кредитов в 1997г. было создано Федеральное агентство жилищного ипотечного кредитования (ФАИЖК), призванное способствовать становлению частного кредитования жилищной сферы, в т.ч. на основе долгосрочного ипотечного кредитования.
Основные направления
деятельности ФАИЖК зафиксированы
в федеральной целевой
а) содействие развитию ипотечного жилищного кредитования по средствам рефинансирования (покупки) ипотечных кредитов, выдаваемых коммерческими банками - первоначальными кредиторами;
б) привлечение долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования населения;
в) содействие в повышении ликвидности банков путем перевода неликвидных активов (ипотечных кредитов) в ликвидные (наличность);
г) стандартизация и унификация процедур ипотечного кредитования;
д) представление интересов ипотечных структур в правительстве и других государственных учреждениях.
Основным законом, регулирующим отношения по поводу залога недвижимости, является ФЗ № 143 “Об ипотеке (залоге недвижимости)”. В данном законе:
-определены основные
требования к содержанию
- описана процедура государственной регистрации ипотеки. Договор об ипотеке подлежит государственной регистрации. Именно с момента его государственной регистрации он считается заключенным и вступает в силу. Несоблюдение правил государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. До недавнего времени требовалось также нотариальное удостоверение договора ипотеки. При включении соглашения об ипотеке в кредитный или иной договор, содержащий обеспечиваемое ипотекой обязательство, в отношении формы и государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования, установленные для договора об ипотеке;
-определены права и
обязанности залогодателя при
использовании имущества,
-установлены понятие
последующей ипотеки и условия,
-заложены основы развития
вторичного рынка ипотечных
-уделяется внимание
-четко отражены
Данный закон хоть и
регулирует основные правоотношения,
возникающие при ипотеке, имеет
некоторые недостатки, которые не
позволяют как кредиторам, так
и заемщикам активно заниматься
ипотечной деятельностью в
14 октября 2003г. был принят
ФЗ “Об ипотечных ценных
Закон “Об ипотечных ценных бумагах” рассматривается ипотечными кредиторами и другими экспертами рынка ипотеки как важнейший шаг на пути формирования рынка ипотечных ценных бумаг с целью привлечения средств инвесторов в жилищный сектор экономики. Несмотря на то, что Закон “Об ипотечных ценных бумагах” был принят в конце 2003г., его реализация связана с инструкциями ЦБ, от которых во многом зависит эффективность принятого закона. Инструкция “Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием” (112-И), принятая 31.03.2004г., устанавливает три дополнительных обязательных норматива - Н17, Н18 и Н19. Н17 обязывает кредитную организацию иметь размер предоставленных кредитов с ипотечным покрытием не ниже 10% от капитала. Согласно Н18, соотношение размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием должно составлять 100%. А по Н19 объем привлеченных средств населения не должен превышать 50% капитала банка. Кроме того, к банку-эмитенту предъявляются повышенные требования к нормативу достаточности капитала (Н1) - 14%, в то время как для остальных этот норматив равняется 10%. Таким образом, новая инструкция делает доступной эмиссию бумаг для очень ограниченного количества кредитных организаций. Также ЦБ считает необходимым усилить государственный контроль и надзор за специализированными ипотечными агентами. ЦБ опасается, что иначе могут возникнуть серьезные правовые и финансовые риски для инвесторов. Сейчас система надзора за организациями, обладающими правом выпускать ипотечные облигации, минимальна. Этот пробел нужно закрывать, поскольку мировой опыт свидетельствует о том, что недостаточный контроль в этой области может иметь серьезные последствия.