Ипотечное кредитование в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ипотека является относительно новым понятием, несмотря на то, что Россия уже имела достаточно большой опыт применения ипотечного кредитования до начала XX века. Поэтому большинство людей не имеют даже общего представления об ипотечном. В связи с этим, целью данной работы является раскрытие сущности ипотечного кредитования жилья, а также других видов недвижимого имущества; изучение истории становления ипотеки в России; подробное рассмотрение механизма функционирования ипотечного кредитования в рамках реализации московской ипотечной программы в Инвестсбербанке; а также совершенствование законодательной и правовой базы ипотечного кредитования.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы ипотечного кредитования 5
Сущность ипотечного кредитования 5
Схемы ипотечного кредитования 14
Проблемы ипотечного кредитования в России 29
Анализ рынка ипотечного кредитования в России 29
Проблемы и перспективы развития ипотеки в России 37
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Работа содержит 1 файл

Ипотечное кредитование в Российской Федерации (Сметанин Максим ФК-301)11.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

К семьям, готовым улучшать жилищные условия самостоятельно – 61%, из них.

- приобрести, построить жилье – 28,5%

- получить  жилье по наследству, арендовать, обменять жилье и пр. – 6,2%

     К семьям, нуждающимся в помощи государства  – 26,3%, в т.ч. семьи, рассчитывающие на предоставление социального жилья  – 7,1% .

     В нашей стране на одного человека приходится 19,7 кв.м. площади, в то время как в Европе – 40-50 кв. м., в США – свыше 70. Для того чтобы решить квартирный вопрос и хотя бы отдаленно приблизиться к европейским стандартам, необходимо строить не менее 100 млн. кв. м в год в течение десятилетий, а с учетом износа значительной части существующего жилья – еще больше.

     В последние годы наметилась положительная  тенденция роста объемов жилищного  строительства в России. Начиная  с 2000 года объем жилищного строительства  начал увеличиваться, однако количество вводимой жилой площади по-прежнему остается ниже уровня 1990 года.

     Ситуация, сложившаяся на рынке недвижимости, свидетельствует о существовании  постоянно возрастающей потребности  со стороны населения в жилье. По результатам исследований, общая  потребность населения РФ в жилье равна 1 569,8 млн.кв.м., что при текущих ценах составляет 17 767,5 млрд. руб. в стоимостном выражении. Потенциал спроса в 2005г. оценивается в 148,6 млн.кв.м., или 1 682,4 млрд. руб. в стоимостном выражении.

     Сегодня в России недвижимость покупает 41% представителей среднего класса. Для выделения среднего класса используется два критерия – субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе “самоидентификации”, т.е. отнесения себя в тот или иной класс. Объективный критерий основан на признаках, не зависящих от мнения человека (наличие собственности, уровень образования и т.д.) и чаще всего использующийся российскими компаниями.

     Казалось  бы, невероятным выглядит тот факт, что почти каждый второй россиянин  причислил себя к средним слоям общества. Однако следует учесть, что это сделано не под давлением каких-либо внешних обстоятельств, а по сугубо личностным самоощущениям.

     Понимая, каким образом формируется модель поведения человека, можно констатировать, что у представителей среднего класса существует потенциал принятия всех материальных атрибутов своего класса, в том числе, покупка недвижимости. Таким образом, можно сказать, что у рынка ипотечного кредитования наблюдается особенность – поток клиентов не иссяк и эта тенденция сохраняется.

     На 1 июля 2005г. средняя стоимость стандартной  квартиры на первичном рынке равнялась 702 тыс. руб. Среднемесячный доход семьи (2 трудоспособных взрослых и 1 ребенок) – около 10,7 тыс. руб. Таким образом, коэффициент доступности жилья, основной показатель, характеризующий состояние рынка жилья с точки зрения возможности приобретения квартир гражданами; измеряется как отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры – общей площадью 54 кв. м. к среднему годовому доходу семьи (3 человека) составляет 5,47, т.е. для покупки квартиры среднестатистической семье необходимо осуществлять накопления более 5 лет. В настоящее время для большинства граждан покупка квартиры за счет собственных средств – нереальная задача.

     Опыт  ряда развитых стран свидетельствует  о перспективности механизма ипотечного кредитования и показывает, что его использование позволяет гражданам, не имеющим достаточных средств для одномоментной покупки жилья, но обладающих стабильным доходом и определенными накоплениями, решить жилищную проблему. В РФ за последние годы уже сложилась практика использования системы ипотечного кредитования, сформировалась основа и заложена законодательная база для функционирования ипотеки, но массового распространения она пока не получила.

     Наблюдается значительный интерес со стороны банков к кредитованию физических лиц в целом и жилищному кредитованию в частности. Данную тенденцию можно объяснить сразу несколькими факторами. Рынок кредитования корпоративных клиентов давно поделен, большие компании крайне редко готовы сменить свой банк, с которым налажены долгосрочные партнерские отношения, и это заставляет банки искать новые пути развития бизнеса. В то же время сегодня люди готовы воспользоваться банковскими услугами. Объем услуг, предоставляемых физическим лицам, постоянно растет.

     Так, объем выданных ипотечных кредитов на 1.10.05г. вырос по сравнению с объемом на 1.10.04г. на 535 397 млн. руб. и составил 856 531 млн. руб.; на 1.01.06г. увеличился на 356 340 млн. руб. по сравнению с объемом на 1.10.05г. и составил 1 212 871 млн. руб. В общем объеме выданных кредитов, ипотечные жилищные кредиты составляют на 1.10.04г. – 1,05%; на 1.10.05г. – 1,36%; на 1.01.06г. – 1,52%. Т.е. наблюдается увеличение доли ипотечных кредитов в общем объеме выданных кредитов физическим лицам.

     Такой бурный процесс развития ипотечного кредитования происходит в большей степени благодаря активизации банковского сектора, который старается предложить клиентам разнообразные ипотечные программы. Как уже было отмечено, появляются новые ипотечные банковские продукты, и, как и ожидалось, увеличивается конкуренция между банками. За 2005 год на рынок вышло порядка 10 банков, предлагающих ипотечные программы. Отчасти благодаря конкуренции процент по кредитам снизился. В 2004 году минимальные ставки по ипотеке составляли уже 10%. Таким образом, за 4 года процент за пользование ипотечным кредитом снизился вдвое. Снизились и расходы по оформлению кредита, например, многие банки уже не берут денег за рассмотрение заявки, а ведь еще в 2004 году эта услуга была исключительно платная. Кроме того, если в 2001 году размер предоставляемых кредитов составлял 70% от стоимости недвижимости, то сейчас банки предоставляют кредиты в размере 90%.

     Сегодня финансово-кредитные учреждения лояльно относятся к процедуре подтверждения платежеспособности заемщиков. Даже самые консервативные из них, например, Внешторгбанк, стали работать с серыми доходами на вторичном рынке.

     Кроме того, произошло еще одно важное изменение на рынке, банки стали уделять больше внимания ипотечным программам для молодых семей. Если начиналось все только с нескольких банков-первопроходцев, которые работали только с «белыми» доходами, то в 2005 году появились программы, которые позволяют привлекать к числу созаемщиков не только родственников. Появились также банки, которые работают по молодежному кредитованию с серыми доходами.

     Но, несмотря на то, что недвижимость в России покупает 41% представителей среднего класса, ипотечными кредитами пользуются не более 5% российских граждан. Также следует отметить, что процент ипотечных сделок в общем количестве сделок с недвижимостью составлял в 2003 году всего 1%, к концу 2004 года этот показатель вырос до 8%. Весь 2005 год количество сделок стабильно росло и в настоящее время количество сделок составляет 12-15% от общего количества сделок агентства.

     Операторы рынка акцентируют свое внимание на адаптации существующих ипотечных продуктов к запросам и создании новых продуктов, наиболее полно отвечающих современным рыночным требованиям, пытаясь сделать ипотеку наиболее привлекательной для потребителя. Успех или неудача таких попыток зависит, прежде всего, от самих участников рынка, операторов, которые и создают правила игры. В настоящее время на рынке существует ряд конкурирующих схем ипотеки. Ключевым звеном являются, как правило, банки или фонды (ипотечные агентства). Отобрав по установленным критериям “смежников” (риэлтеров, страховщиков, оценщиков и т. д.), создав с ними на основе выбранной ипотечной схемы своего рода замкнутый “производственный цикл”, они начинают конкурировать с себе подобными.

     Но, мало только отобрать смежников, необходимо выстроить с ними определенную схему взаимодействия. Так, на российском рынке недавно появился принципиально новый подход, когда банк работает с заемщиком не напрямую, а через риэлтора и видит заемщика только на стадии подписания кредитного договора. В результате работы сотрудников риэлтерского агентства клиент и банк быстрее находят друг друга. По оценкам аналитиков, из 100 человек, обратившихся в банк напрямую, реально жилищный кредит получают только 10. А в том случае, если заемщик обратился к риэлторам, его шансы возрастают до 90%. Кроме того, крупные операторы рынка недвижимости проверяют юридическую чистоту квартиры самостоятельно: проводят полный детальный анализ всех сделок купли-продажи и обмена, бывших и настоящих собственников квартиры, которую вы хотите приобрести и т. д.

     Какие бы схемы ипотечного кредитования не предлагались операторами рынка, в подавляющем большинстве случаев ипотечные кредиты формируются по “затратному” принципу, т. е. в услугу закладываются всевозможные производственные и иные издержки, желаемая норма прибыли и с этим выходят на рынок. После этого возникает вопрос, почему же отечественная ипотека не становится массовой. Законы продвижения услуги на массовый рынок сами по себе, ипотечное кредитование – само по себе.

     У рынка однозначно есть потенциал развития. Интерес со стороны потребителей к ипотеке постоянно растет. И об этом свидетельствуют данные, собранные по Всероссийской выставке “Финансовый супермаркет для населения”. Выставка “Финансовый супермаркет для населения”, проведенная в Москве 2006г. лишний раз доказывает то, что из всех финансовых продуктов, которые были там представлены, основное внимание было сосредоточено на ипотеке и паевых фондах/

     Можно сказать, что ипотека в условиях рынка пока еще только набирает обороты, интерес к ней со стороны банков, инвесторов и населения довольно высок. Но пока в этой области остается множество нерешенных вопросов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы и перспективы развития ипотеки в России

     Средний срок, на который выдается кредит, составляет 10-15 лет. При этом есть программы, позволяющие взять кредит на срок до 27 лет, но среднестатистический российский потребитель морально не готов нести кредитное бремя в течение такого долгого отрезка времени. Современные заемщики, наоборот, настроены на как можно более быстрый вариант расчета с кредитором. Специалисты отмечают, что сегодня реально закрыть кредит можно за 3-5 лет. В банках на этот случай существует определенный мораторий на досрочное погашение кредита, длящийся в среднем от полугода до года, или предусмотрены штрафные санкции.

     В целях повышения конкурентоспособности, а также для привлечения новых  клиентов банки и ипотечные организации  нередко предлагают дополнительные программы или возможности. Например, DeltaCredit банк представляет кредитный продукт DeltaПлюс, где определенная сумма выдается одновременно с предоставлением ипотечного кредита и может использоваться для оплаты услуг риэлтора, нотариата сделки, оценки квартиры, страхования и т. д. НИКОМ предлагает кредит с кредитным окно, Данная схема позволяет выбрать любой месяц в году для досрочного погашения кредита (так называемое кредитное окно) с минимальными расходами за досрочное погашение 1% от суммы досрочного погашения. В своей программе Молодая семья Сбербанк готов рассмотреть совокупный доход не только мужа и жены, но и родителей или других родственников, а первоначальный взнос может составлять от 10%. Под действие этой программы подпадают только те семьи, где один из супругов младше 30 лет и в которых есть ребенок.

     Развитие  ипотечной системы, как перспективный способ решения жилищных проблем, является приоритетным направлением в современной России. Подтверждение тому - законотворческая деятельность властей, их усилия по распространению и пропаганде ипотеки среди населения. С каждым последующим годом количество ипотечных сделок увеличивается в разы, но даже эти цифры выглядят пока каплей в море. Ряд аналитиков прогнозирует, что развитие ипотечных кредитов может подстегнуть рост цен на жилье. Однако надо понимать, что влияние станет существенным только тогда, когда объемы выданных ипотечных кредитов достигнут намного более высоких значений. Возросшая активность потенциальных потребителей скорее всего удержит банки в ближайшей перспективе от снижения процентных ставок по кредитам.

     По  мнению современных российских экономистов, в нашей стране приоритетной отраслью по размещению ипотечных ресурсов должно и может стать сельское хозяйство. Россия располагает для этого всеми необходимыми ресурсами: наличием обширных плодородных земель, мощным трудовым потенциалом. Особое значение здесь имеет принятие нового усовершенствованного земельного кодекса, легализация рынка земли. Это даст мощный импульс кредитованию сельского хозяйства под залог его главного имущества - земли. Главным достоинством ипотечного кредитования, на наш взгляд, является то, что залогом для его предоставления может служить та недвижимость, на покупку которой он берется.

     Ипотечный рынок во всем мире работает по двум направлениям: выдача кредитов и их рефинансирование. Уникальность этого рынка заключается в том, что он является связующим звеном между двумя огромными экономически важными сегментами: рынком недвижимости и финансовым рынком. На сегодняшний день в мировой практике существует множество инструментов ипотечного кредитования, а также несколько механизмов, с помощью которых кредитные учреждения рефинансируют выданные средства, например: выпуск ипотечных ценных бумаг, создание ипотечных паевых инвестиционных фондов или их аналогов.  

     Под системой ипотечного кредитования подразумевается создание соответствующих институтов и отработанных механизмов, которые бы обеспечили возможность эффективного ипотечного кредитования.

     Для формирования слаженной и эффективно функционирующей системы ипотечного кредитования в первую очередь необходима действующая система ипотечных кредитных институтов, включая банки и другие ипотечные кредитные учреждения, непосредственно осуществляющих ипотечные кредитные операции. Эффективность функционирования данной системы в значительной степени зависит от уровня развития инфраструктуры, включающей систему регистрации оборота недвижимого имущества, систему профессиональной оценки стоимости недвижимого имущества, страховые компании, а также институты, организующие деятельность на вторичном рынке ипотечных ссуд, и некоторые другие элементы.

Информация о работе Ипотечное кредитование в Российской Федерации