Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа
Приоритетными задачами ближайшего времени являются освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря, решение вопросов увеличения ресурсной базы проведения нефтяных операций на юге республики, эффективная загрузка отечественных нефтедобывающих предприятий и обеспечение роста участия отечественных предприятий и финансовых институтов в реализации нефтегазовых проектов.
Введение …………………………………………...………………………………..3
Глава 1. Роль инвестиций в экономике Республики Казахстан
Сущность и значение инвестиций ……………………..……………..8
Меры государственной поддержки инвестиций……………………11
Специальная Экономическая Зона как
метод привлечения инвестиций…………………….………………..15
Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан
2.1. Изменение законодательства в области недропользования………….20
2.2. Анализ проблемы месторождения Кашаган…………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций
3.1. Гарантии иностранных инвестиций…………………………………...26
3.2. Проблемы привлечения инвестиций…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………
В настоящий момент правовое регулирование СЭЗ в Республике Казахстан находится в стадии нового становления: 28 июля 2000 г. была упразднена последняя из ранее действовавших - СЭЗ г. Астаны. Внесен ряд существенных изменений в закон "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан", ставший с 05.07 2001 г. законом, а 29 июня 2001 г. Указом Президента было положено начало СЭЗ нового типа и создана СЭЗ "Астана – новый город". В настоящее время к ней добавилась СЭЗ "Морпорт Актау", созданная Указом Президента от 26.04.2002 г. и начала свое действие с 1 января 2003 года до 2007 года, а позже было продлено до 2015 года.
На сегодняшний день в Республике Казахстан действует СЭЗ «Морпорт Актау» в городе Актау, «Парк информационных технологий» расположенный в городе Алматы, «Онтустик» расположенный в Южно-Казахстанской области.
Указ "О создании СЭЗ "Астана – новый город"" в соответствии с законом "О СЭЗ" определяет территорию СЭЗ как схему 6 участков (географический план является приложением к Указу), граница которой оборудуется специальным ограждением. Целью создания СЭЗ определены ускоренное развитие левобережья р. Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной инфраструктуры.
Отдельная глава закона посвящена правовому режиму инвестиций. Предоставление инвестору полной и безусловной защиты его прав и интересов, возмещение вреда (в том числе от действия и бездействия должностных лиц), гарантии использования доходов, гласность деятельности государственных органов в отношении инвесторов, механизм осуществления проверок, гарантии при национализации и реквизиции, механизм разрешения споров. Даже из краткого перечня вопросов, регулируемых указанной главой, видно то значение, которое законодатель придает выработке эффективных механизмов деятельности инвесторов, а также их защиты. Строго говоря, гарантии подобного рода всегда имели место в нормативных актах республики, имея в виду их международный характер и присоединение нашего государства к ряду конвенций, обуславливающих их предоставление.
Целью
государственной поддержки
СЭЗ «Морпорт Актау» функционирует с 1.01.2003 года и на ее территории реализованы многие проекты, одним из крупных является строительство завода стекло-волокнистых труб. Так на заводе по производству труб нефтяного сортамента компании «НефтеГазТруба» выпускается экспорто-ориентированная продукция. На стадии завершения находится проект по строительству завода металлоконструкций совместного казахстанско-сингапурского предприятия «Keppel Kazakhstan». Было построен завод по производству морских металлических труб. Также в рамках развития СЭЗ начались работы по расширению морпорта Актау в северном направлении.
В СЭЗ Морпорт Актау было построено 8 заводов, пользуясь налоговыми льготами, что создало много рабочих мест.
Общий объем вложенных инвестиций по данным проектам составляет более 130 $ млн.
Предоставляемые преференции, которые действуют на территории СЭЗ, освобождают участников от уплаты трех видов налогов: КПН, земельного и налога на имущество. На территории СЭЗ действуют таможенные режимы, которые позволяют предприятиям – участникам СЭЗ принимать грузы для собственных нужд без взимания таможенных пошлин, налогов и всяких мер нетарифного регулирования.
В
целях дополнительного
Так,
за последний год на данной территории
вкладывают инвестиции следующие страны:
США, Китай, Канада, Италия, Сингапур, Азербайджан,
Великобритания и общие инвестиции составляют
порядка 1 $ млрд. США.
Глава 2
Анализ нефтегазовой
отрасли в Республике
Казахстан
2.1 Изменение законодательства в области недропользования
Правительство Казахстана намерено лишить нефтегазовую отрасль прежней инвестиционной привлекательности, отменяя СРП (соглашение о разделе продукции) заявили многие средства массовой информации. Причина в том, что мировые цены на нефть и газ, которыми богата республика, только растут.
21 февраля 2008 года премьер-министр Карим Масимов заявил: "Надо исключить соглашение о разделе продукции как вид контракта на недропользование". Свою позицию он аргументировал особенностью нынешнего этапа развития Казахстана: "Мы в другое время живем, в особых условиях".
Скорее всего, эти условия обусловлены двумя причинами. Во-первых, ростом мировых цен на сырье, во-вторых - стремлением усилить влияние и участие государства в распределении доходов от продаваемой на внешних рынках нефти и газа. При этом, как отметил Масимов, отмена СРП распространяется лишь на новые контракты на недропользование, ранее заключенные останутся неизменными.
Закон СРП был одним из столпов казахстанской инвестиционной политики в нефтяной сфере последнего времени. Его суть заключалась в том, что недропользователи обеспечат приток инвестиций, инноваций и развитие смежных с "нефтяной" отраслей за счет предоставления некоторых налоговых льгот операторам на шельфе. Теперь, похоже, прежние правила игры, а вернее, нефтедобычи в Казахстане аннулируются.
По мнению специалистов, в СРП наиболее уязвимой для государства была та часть, которая касалась налоговых обязательств. Они не были четко расписаны, то есть документ был, как принято говорить, непрозрачным по части начисления налогов.
Новый Налоговый кодекс, который правительство начало разрабатывать, имеет целью устранить этот пробел. По меньшей мере, официальная первоначальная задача, которую будет осуществлять обновленное идеологически и персонально Министерство энергетики и минеральных ресурсов (далее – Минэнерго), - это повышение доходов государства от деятельности недропользователей.
Позже Минэнерго вышло с инициативой ввести таможенную экспортную пошлину на нефть, а Министерство Финансов - ввести налог на добычу полезных ископаемых. Как стало известно, они, объединившись, намерены нанять высококлассных международных экспертов для защиты своих позиций и даже провести по этой проблеме международный геологический форум в Астане.
Но
крупные отечественные и
По мнению одного из влиятельных казахстанских нефтяников, ужесточение налогового бремени приведет к сокращению инвестиционной активности нефтяных компаний в республике. Главный аргумент для подобных заявлений - это существенное отличие нефтедобычи в Казахстане от нефтедобычи в других странах. Она более затратная: все казахстанские месторождения с высоким содержанием серы и высоким пластовым давлением, что повышает себестоимость нашей нефти, плюс транспортные расходы по ее доставке на мировые рынки.
8 апреля 2008 года премьер-министр Карим Масимов подписал постановление правительства, согласно которому через 30 дней в Казахстане будет введена таможенная пошлина на экспорт сырой нефти.
Уже
в мае отечественные и
При изменении конъюнктуры на мировом рынке экспортная пошлина в соответствии с устанавливаемыми правилами будет автоматически пересчитываться в целях ненарушения баланса интересов государства и участников внешнеэкономической деятельности.
Нефтяную пошлину не будут платить те компании, в контрактах которых оговорена стабильность таможенного режима. И те, что работают по СРП. Перечень таких недропользователей сейчас составляется. По предварительным подсчетам, сбор будет идти примерно с трети всего объема добываемой ежегодно нефти. Это более миллиарда долларов в год дополнительных поступлений в казну.
Введение
экспортной таможенной ставки на нефть
не должно повлиять на ухудшение инвестиционного
климата в Казахстане, считают чиновники.
Если принять во внимание ту налоговую
нагрузку, которая в нашей стране, и ту,
которая в основных нефтедобывающих странах,
говорить о том, что даже после введения
этой экспортной пошлины и после введения
налога на добычу полезных ископаемых,
что настолько ухудшит инвестиционный
климат и может быть отток инвестиций,
думаю, для этого оснований нет. Потому
что если отток, то предполагается в какие-то
другие страны, но в других странах налоговая
нагрузка на нефтяные компании выше.
2.2.
Анализ проблемы месторождения
Кашаган
Вопрос по расширению участия в проекте «Национальной Компании «КазМунайГаз» ставится казахстанскими властями с такой целью, чтобы образумить иностранных инвесторов и дать им понять, что страна больше не собирается мириться с тем уровнем цинизма, с которым часть инвесторов подходит к разработке казахстанских месторождений.
Как и указывалось ранее, требования Казахстана к недропользователям не более чем попытка добиться от последних более выгодных условий СРП.
Основная проблема итальянской «Eni» в том, что компания нарушает условия СРП, и своими действиями по повышению бюджета освоения перечеркивает планы казахстанского правительства. Нюанс еще и в том, что под удар ставятся перспективные амбиции нашего государства.
Символично само развитие конфликта на Кашагане. Сразу после того, как итальянский оператор проекта затянул в очередной раз сроки промышленной разработки месторождения и увеличил бюджет, со стороны Казахстана последовали ответные действия.
Работы на месторождении были заморожены на три месяца, а в отношении дочерней компании Eni возбуждено уголовное дело, со ссылкой на нарушения таможенного законодательства.
Аналитики восприняли данные шаги со стороны Казахстана как желание пересмотреть условия, или как сигнал для итальянской компании инициировать пересмотр на добровольно-принудительной основе.
Инвесторы испугались того факта, что в Казахстане могут сильно поменяться условия участия иностранных компаний в ресурсных проектах, возможно, в рамках общемировой тенденции к увеличению участия государства в этой отрасли.
Однако считать, что случай на Кашагане станет фактором ухудшения инвестиционного климата в Казахстане, нельзя. Для того, чтобы понять логику происходящего, нужно посмотреть на ситуацию с точки зрения казахстанского правительства.
Соглашение о разделе продукции по Кашагану было подписано в 1997 году Казахстаном и OKIOC (Offshore Kazakhstan International Operating Company), международным консорциумом, состоящим из крупных мировых нефтяных компаний. Целью соглашения являлись геологоразведочные работы на шельфе Каспийского моря и начало добычи к 2005 году.
Консорциум нашел нефть в Кашагане в 2000 году, тогда возобновляемые запасы составили 13 миллиардов баррелей. Однако в связи с задержками в реализации проекта был сменен оператор, которым стала итальянская Eni.
Информация о работе Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования