Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа
Приоритетными задачами ближайшего времени являются освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря, решение вопросов увеличения ресурсной базы проведения нефтяных операций на юге республики, эффективная загрузка отечественных нефтедобывающих предприятий и обеспечение роста участия отечественных предприятий и финансовых институтов в реализации нефтегазовых проектов.
Введение …………………………………………...………………………………..3
Глава 1. Роль инвестиций в экономике Республики Казахстан
Сущность и значение инвестиций ……………………..……………..8
Меры государственной поддержки инвестиций……………………11
Специальная Экономическая Зона как
метод привлечения инвестиций…………………….………………..15
Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан
2.1. Изменение законодательства в области недропользования………….20
2.2. Анализ проблемы месторождения Кашаган…………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций
3.1. Гарантии иностранных инвестиций…………………………………...26
3.2. Проблемы привлечения инвестиций…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………
Для принятия решения о предоставлении инвестору государственного натурного гранта (земельного участка) необходимо письменное согласие местного акимата.
В
согласовании акимата помимо готовности
предоставления земельного участка
также указываются его
В
отношении фиксированных
В целом же, при получении инвестиционных преференций каких-либо лимитов по объему инвестиций нет. То есть, преференции могут быть предоставлены любому инвестору независимо от масштаба проекта.
Инвесторам предоставляются инвестиционные преференции при условии:
Перечень приоритетных видов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 436 и включает 245 видов деятельности согласно Общему классификатору видов экономической деятельности.
Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и рассматривается Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан в течение 30 рабочих дней, после ее регистрации.
Контракт
вступает в силу со дня его регистрации
в Комитете по инвестициям.
Обязательства
инвесторов после
заключения контракта
При заключении контракта инвестор обязуется:
Рабочая
программа – это приложение
к контракту, определяющее календарный
график работ по реализации инвестиционного
проекта. В рабочую программу
могут вноситься изменения по
соглашению сторон 1 раз в год. В случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения
рабочей программы контракта Комитет
по инвестициям направляет инвестору
уведомление в письменной форме с указанием
нарушений и устанавливает срок не более
3 месяцев для их устранения.
Досрочное
прекращение действия
контракта
- Расторжение в одностороннем порядке по инициативе Комитета по инвестициям в случае нарушения инвестором контрактных обязательств (статья 22 Закона РК «Об инвестициях») – юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций, предусмотренных законодательство Республики Казахстан.
- Досрочное прекращение по инициативе инвестора - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
- Досрочное прекращение по соглашению сторон - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций.
Имущество
в натуре, предоставленное в качестве
государственного натурного гранта,
либо его первоначальная стоимость
на дату передачи, возвращается в течение
30 календарных дней со дня принятия решения
Комитетом по инвестициям о досрочном
прекращении контракта.
1.3 Специальная экономическая зона как метод
привлечения инвестиций
Наиболее привлекательным моментом в поиске финансирования своих инвестиций для иностранцев является такой применяемый в практике институт как Специальные Экономические Зоны (СЭЗ).
Можно отметить, что, несмотря на наличие специфики в механизмах правового регулирования деятельности тех или иных зон, имеется целый ряд наиболее типичных механизмов свойственных большинству СЭЗ:
-
полное или частичное
- полная или частичная отмена таможенных пошлин на ввоз сырья, оборудования, вывоз продукции и иные таможенные льготы (подчас этот принцип реализуется более глобально – территория СЭЗ вообще не рассматривается как таможенная территория соответствующего государства);
- либеральный валютный режим, отсутствие валютных и налоговых ограничений по переводу прибыли и капитала для иностранных инвесторов из зоны;
-
упрощение процедур
- создание специальных органов управления зоной, наделенных властными полномочиями и соответствующей компетенцией;
-
упрощенный и льготный по
-
функционирование
История развития Специальных (ранее Свободных) Экономических Зон в Республике Казахстан берет свое начало 30 ноября 1990 г. (то есть еще в период вхождения в состав СССР), когда был принят Закон "О свободных экономических зонах в Казахской ССР". Видимо, за давностью лет многие источники неверно датируют указанный закон 1991 и даже 1992 г.
Указанный закон представлял собой весьма прогрессивный акт, вводивший практически полную либерализацию деятельности инвесторов на территории зон. Конечно, многие из его положений с учетом настоящего времени кажутся весьма спорными, однако с исторической точки зрения прогрессивная роль указанного акта огромна. Отметим, что в нем впервые (еще в условиях полностью господствовавшей административно-командной системы) нашли свое закрепление такие важные аспекты как гарантии соблюдения прав и законных интересов в том числе иностранных инвесторов на территории зоны, недопущение в какой-либо форме национализации, возмещение убытков любым инвесторам от действий государственных органов. Были законодательно закреплены свободное ценообразование и денежное обращение (валютный режим), допуск иностранных банков для деятельности в зоне, введен порядок регистрации иностранных предприятий и независимость отечественных юридических лиц от ведомственной подчиненности.
СЭЗ
определялась как специально выделенная
территория с четко определенными
административными границами и
особым правовым режимом, создаваемая
в целях привлечения
Иностранным инвесторам, работающим в зоне, предоставлялись льготы в области налогообложения (путем освобождения на срок до 5 лет от налогообложения прибыли), в том числе льготы по реинвестированию прибыли, направленной на развитие социальной и производственной инфраструктуры в зоне, культуру, образование, подготовку и переподготовку рабочих, инженерных и управленческих кадров, а также на социальное и медицинское обслуживание населения зоны. Освобождались от уплаты таможенных пошлин импортируемое оборудование, материалы, сырье и другие компоненты, предназначенные для производства и переработки продукции на территории свободной экономической зоны, экспортируемая из зоны собственная продукция, а также товары народного потребления, экспортируемые в зону для реализации внутри нее. Юридическому лицу с иностранным участием предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда, а также оплаты труда, предоставления льгот, гарантий и компенсаций всем работникам предприятий.
Столь обширный и принципиальный подход к деятельности инвесторов в СЭЗ, как можно увидеть, существенно расширял возможности инвесторов по сравнению с механизмами, применявшимися в других республиках после распада СССР. Указанный закон, находясь в русле классических принципов мировых СЭЗ в тот период, с высокой степенью достаточности и необходимости обеспечивал прогрессивное правовое регулирование в этой сфере. Отметим, что многие из его положений нашли свое отражение в принятых позже законодательных актах, таких как "О специальных экономических зонах", "Об иностранных инвестициях", "О государственной поддержке прямых инвестиций", "Об инвестициях" и других.
В 1991-1992 г.г. на основе указанного закона и под значительным влиянием успехов "азиатских тигров", а также соседнего Китая в Казахстане были созданы Жайрем-Атасуйская (Жезказганская область), Алакульская, Жаркентская (Талдыкорганская область), Лисаковская (Костанайская область) свободные экономические зоны. В дальнейшем, Указами Президента было образовано несколько свободных зон в границах областей, в том числе Мангистауской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской. Развитие нормативного правого регулирования в области СЭЗ было продолжено в Постановлении Кабинета Министров РК от 13.04.92 г., которым были утверждены "Основные положения о свободных экономических зонах", где содержалась более детальная регламентация вопросов деятельности СЭЗ, а также другими актами компетентных государственных органов. В 1996 г. были созданы Кзыл-Ординская СЭЗ и СЭЗ г. Астаны. Позже они отменили свое действие.
Закон "О специальных экономических зонах" содержит в себе и ряд принципиальных отличий от ранее действующего механизма. Так, СЭЗ перестали создаваться в границах целых областей, перейдя к практике весьма ограниченных территорий. Следующим принципиальным отличием стал принцип срочности при создании СЭЗ: они создаются исключительно на определенный в соответствующем Указе Президента срок, при этом на практике в подобных указах заранее оговорен механизм ликвидации СЭЗ по истечении срока.
Среди
гарантий инвесторам СЭЗ в Республике
Казахстан отметим право
В 1999 г. были упразднены Лисаковская, Кызылординская и Жайрем-Атасуйская СЭЗ. Отметим, что мотивом их ликвидации стала защита отечественных производителей и ограничение недобросовестной конкуренции. С одной стороны, этот негативный аспект требует соответствующего анализа. С другой стороны - говорит об определенном экономическом развитии субъектов СЭЗ, вступивших в конкуренцию с другими субъектами, что, в определенной мере, не согласуется с официальной оценкой деятельности бывших СЭЗ, как экономически несостоятельных. Представляется, что правильным разрешением возникшего противоречия является подход к СЭЗ, как территории предоставляющей льготы всем инвесторам – и отечественным и иностранным. Понимание необходимости защиты инвестиций без разделения на отечественные и иностранные возобладало в настоящий момент в республике. К сожалению, в процессе обсуждения механизма такого регулирования появилась новая проблема: разница в правовом режиме иностранных и отечественных инвестиций может быть негативно устранена низведением гарантий иностранным инвестициям до уровня отечественных, что, безусловно, не прибавит инвестиционной привлекательности ни СЭЗ, ни нашему государству в целом.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что инвестиций не может быть "достаточно", их перманентный характер во многом предопределяет развитие национальной экономики. В этом смысле СЭЗ, подобно оффшорным зонам, способны выполнить более обширную и насущную экономическую задачу – не только привлечение иностранных инвестиций, но и предотвращение оттока капитала из страны. Во многом, решение указанной задачи будет зависеть от соответствующей нормативной базы. Анализ мирового опыта в этой сфере показывает цикличность решения указанной задачи: нельзя единовременно, под теми или иными лозунгами, привлечь инвестиции в экономику (даже в случае успеха этот процесс будет носить временный характер, а уход инвестиций вызовет нарастание проблем), необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать инвестиционный климат в стране. И делать это успешно можно пользуясь тем набором инструментов, который накоплен в мировой практике такого правового регулирования.
Информация о работе Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования