Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Приоритетными задачами ближайшего времени являются освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря, решение вопросов увеличения ресурсной базы проведения нефтяных операций на юге республики, эффективная загрузка отечественных нефтедобывающих предприятий и обеспечение роста участия отечественных предприятий и финансовых институтов в реализации нефтегазовых проектов.

Содержание

Введение …………………………………………...………………………………..3
Глава 1. Роль инвестиций в экономике Республики Казахстан
Сущность и значение инвестиций ……………………..……………..8
Меры государственной поддержки инвестиций……………………11
Специальная Экономическая Зона как
метод привлечения инвестиций…………………….………………..15
Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан
2.1. Изменение законодательства в области недропользования………….20
2.2. Анализ проблемы месторождения Кашаган…………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций
3.1. Гарантии иностранных инвестиций…………………………………...26
3.2. Проблемы привлечения инвестиций…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

      Для принятия решения о предоставлении инвестору государственного натурного  гранта (земельного участка) необходимо письменное согласие местного акимата.

      В согласовании акимата помимо готовности предоставления земельного участка  также указываются его кадастровый  номер, площадь, оценочная стоимость.

      В отношении фиксированных активов, предоставленных инвестору в  виде государственного натурного гранта, инвестиционные налоговые преференции не предоставляются.

      В целом же, при получении инвестиционных преференций каких-либо лимитов  по объему инвестиций нет. То есть, преференции  могут быть предоставлены любому инвестору независимо от масштаба проекта.

      Инвесторам  предоставляются инвестиционные преференции  при условии:

    • осуществления инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан  для создания новых, расширения и обновления действующих производств с применением современных технологий;
    • соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности;
    • представления необходимых документов в соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан «Об инвестициях».

      Перечень  приоритетных видов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 436 и включает 245 видов деятельности согласно Общему классификатору  видов экономической деятельности.

      Заявка  на предоставление инвестиционных преференций  принимается и рассматривается  Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан в течение 30 рабочих  дней, после ее регистрации.

      Контракт  вступает в силу со дня его регистрации в Комитете по инвестициям. 

      Обязательства инвесторов после  заключения контракта 

      При заключении контракта инвестор обязуется:

    • не менять заявленный вид деятельности;
    • строго выполнять  рабочую программу по проекту;
    • своевременно представлять необходимую отчетность в Комитет по инвестициям.

      Рабочая программа – это приложение  к контракту,  определяющее календарный  график работ по реализации инвестиционного  проекта. В рабочую программу  могут вноситься изменения по соглашению сторон 1 раз в год. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения рабочей программы контракта Комитет по инвестициям направляет инвестору уведомление в письменной форме с указанием нарушений и устанавливает срок не более 3 месяцев для их устранения. 

      Досрочное прекращение действия контракта 

     - Расторжение в одностороннем порядке  по инициативе Комитета по инвестициям в случае нарушения  инвестором контрактных обязательств (статья 22 Закона РК «Об инвестициях») – юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций, предусмотренных законодательство Республики Казахстан.

     - Досрочное прекращение по инициативе инвестора - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

     - Досрочное прекращение по соглашению сторон - юридическое лицо уплачивает суммы налоговых и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций.

      Имущество в натуре, предоставленное в качестве государственного натурного гранта, либо его первоначальная стоимость  на дату передачи, возвращается  в течение 30 календарных дней со дня принятия решения Комитетом по инвестициям о досрочном прекращении контракта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Специальная экономическая зона как метод

       привлечения инвестиций 
 

     Наиболее привлекательным моментом в поиске финансирования своих инвестиций для иностранцев является такой применяемый в практике институт как Специальные Экономические Зоны (СЭЗ).

     Можно отметить, что, несмотря на наличие  специфики в механизмах правового  регулирования деятельности тех или иных зон, имеется целый ряд наиболее типичных механизмов свойственных большинству СЭЗ:

     - полное или частичное освобождение  от налогов (налоговые каникулы) инвесторов на определенный срок  в зависимости от ряда условий;

     - полная или частичная отмена таможенных пошлин на ввоз сырья, оборудования, вывоз продукции и иные таможенные льготы (подчас этот принцип реализуется более глобально – территория СЭЗ вообще не рассматривается как таможенная территория соответствующего государства);

     - либеральный валютный режим, отсутствие валютных и налоговых ограничений по переводу прибыли и капитала для иностранных инвесторов из зоны;

     - упрощение процедур регистрации,  отчетности и иных формальностей  для действующих в зоне предприятий;

     - создание специальных органов управления зоной, наделенных властными полномочиями и соответствующей компетенцией;

     - упрощенный и льготный по тарифам  доступ к аренде земли, помещений,  различных услуг;

     - функционирование соответствующей  инфраструктуры для обеспечения  деловой активности в зоне.

     История развития Специальных (ранее Свободных) Экономических Зон в Республике Казахстан берет свое начало 30 ноября 1990 г. (то есть еще в период вхождения  в состав СССР), когда был принят Закон "О свободных экономических  зонах в Казахской ССР". Видимо, за давностью лет многие источники неверно датируют указанный закон 1991 и даже 1992 г.

       Указанный закон представлял собой весьма прогрессивный акт, вводивший практически полную либерализацию деятельности инвесторов на территории зон. Конечно, многие из его положений с учетом настоящего времени кажутся весьма спорными, однако с исторической точки зрения прогрессивная роль указанного акта огромна. Отметим, что в нем впервые (еще в условиях полностью господствовавшей административно-командной системы) нашли свое закрепление такие важные аспекты как гарантии соблюдения прав и законных интересов в том числе иностранных инвесторов на территории зоны, недопущение в какой-либо форме национализации, возмещение убытков любым инвесторам от действий государственных органов. Были законодательно закреплены свободное ценообразование и денежное обращение (валютный режим), допуск иностранных банков для деятельности в зоне, введен порядок регистрации иностранных предприятий и независимость отечественных юридических лиц от ведомственной подчиненности.

     СЭЗ определялась как специально выделенная территория с четко определенными  административными границами и  особым правовым режимом, создаваемая  в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития территории зоны. На территории зоны допускались любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности инвесторов, за исключением производства продукции прямого военного назначения и запрещенных.

     Иностранным инвесторам, работающим в зоне, предоставлялись  льготы в области налогообложения (путем освобождения на срок до 5 лет  от налогообложения прибыли), в том  числе льготы по реинвестированию прибыли, направленной на развитие социальной и производственной инфраструктуры в зоне, культуру, образование, подготовку и переподготовку рабочих, инженерных и управленческих кадров, а также на социальное и медицинское обслуживание населения зоны. Освобождались от уплаты таможенных пошлин импортируемое оборудование, материалы, сырье и другие компоненты, предназначенные для производства и переработки продукции на территории свободной экономической зоны, экспортируемая из зоны собственная продукция, а также товары народного потребления, экспортируемые в зону для реализации внутри нее. Юридическому лицу с иностранным участием предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда, а также оплаты труда, предоставления льгот, гарантий и компенсаций всем работникам предприятий.

     Столь обширный и принципиальный подход к  деятельности инвесторов в СЭЗ, как  можно увидеть, существенно расширял возможности инвесторов по сравнению  с механизмами, применявшимися в  других республиках после распада  СССР. Указанный закон, находясь в русле классических принципов мировых СЭЗ в тот период, с высокой степенью достаточности и необходимости обеспечивал прогрессивное правовое регулирование в этой сфере. Отметим, что многие из его положений нашли свое отражение в принятых позже законодательных актах, таких как "О специальных экономических зонах", "Об иностранных инвестициях", "О государственной поддержке прямых инвестиций", "Об инвестициях" и других.

     В 1991-1992 г.г. на основе указанного закона и под значительным влиянием успехов "азиатских тигров", а также  соседнего Китая в Казахстане были созданы Жайрем-Атасуйская (Жезказганская  область), Алакульская, Жаркентская (Талдыкорганская  область), Лисаковская (Костанайская область) свободные экономические зоны. В дальнейшем, Указами Президента было образовано несколько свободных зон в границах областей, в том числе Мангистауской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Южно-Казахстанской. Развитие нормативного правого регулирования в области СЭЗ было продолжено в Постановлении Кабинета Министров РК от 13.04.92 г., которым были утверждены "Основные положения о свободных экономических зонах", где содержалась более детальная регламентация вопросов деятельности СЭЗ, а также другими актами компетентных государственных органов. В 1996 г. были созданы Кзыл-Ординская СЭЗ и СЭЗ г. Астаны. Позже они отменили свое действие.

     Закон "О специальных экономических  зонах" содержит в себе и ряд  принципиальных отличий от ранее действующего механизма. Так, СЭЗ перестали создаваться в границах целых областей, перейдя к практике весьма ограниченных территорий. Следующим принципиальным отличием стал принцип срочности при создании СЭЗ: они создаются исключительно на определенный в соответствующем Указе Президента срок, при этом на практике в подобных указах заранее оговорен механизм ликвидации СЭЗ по истечении срока.

     Среди гарантий инвесторам СЭЗ в Республике Казахстан отметим право продолжения  деятельности на прежних условиях в случае изменения правового режима, или досрочного упразднения зоны, а также распространение указанных гарантий на изменения таможенного законодательства. Управление СЭЗ осуществлялось создаваемым Административным советом, однако, изменениями, внесенными в указ в июле 2001 г., полномочия по управлению переданы местным исполнительным органам соответствующей административно-территориальной единицы. Действие особого правового режима СЭЗ подтверждено и положением о том, что территория зоны рассматривается как находящаяся вне таможенной территории страны.

     В 1999 г. были упразднены Лисаковская, Кызылординская и Жайрем-Атасуйская СЭЗ. Отметим, что  мотивом их ликвидации стала защита отечественных производителей и  ограничение недобросовестной конкуренции. С одной стороны, этот негативный аспект требует соответствующего анализа. С другой стороны - говорит об определенном экономическом развитии субъектов СЭЗ, вступивших в конкуренцию с другими субъектами, что, в определенной мере, не согласуется с официальной оценкой деятельности бывших СЭЗ, как экономически несостоятельных. Представляется, что правильным разрешением возникшего противоречия является подход к СЭЗ, как территории предоставляющей льготы всем инвесторам – и отечественным и иностранным. Понимание необходимости защиты инвестиций без разделения на отечественные и иностранные возобладало в настоящий момент в республике. К сожалению, в процессе обсуждения механизма такого регулирования появилась новая проблема: разница в правовом режиме иностранных и отечественных инвестиций может быть негативно устранена низведением гарантий иностранным инвестициям до уровня отечественных, что, безусловно, не прибавит инвестиционной привлекательности ни СЭЗ, ни нашему государству в целом.

     Все вышеизложенное свидетельствует о  том, что инвестиций не может быть "достаточно", их перманентный характер во многом предопределяет развитие национальной экономики. В этом смысле СЭЗ, подобно оффшорным зонам, способны выполнить более обширную и насущную экономическую задачу – не только привлечение иностранных инвестиций, но и предотвращение оттока капитала из страны. Во многом, решение указанной задачи будет зависеть от соответствующей нормативной базы. Анализ мирового опыта в этой сфере показывает цикличность решения указанной задачи: нельзя единовременно, под теми или иными лозунгами, привлечь инвестиции в экономику (даже в случае успеха этот процесс будет носить временный характер, а уход инвестиций вызовет нарастание проблем), необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать инвестиционный климат в стране. И делать это успешно можно пользуясь тем набором инструментов, который накоплен в мировой практике такого правового регулирования.

Информация о работе Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования