Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Приоритетными задачами ближайшего времени являются освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря, решение вопросов увеличения ресурсной базы проведения нефтяных операций на юге республики, эффективная загрузка отечественных нефтедобывающих предприятий и обеспечение роста участия отечественных предприятий и финансовых институтов в реализации нефтегазовых проектов.

Содержание

Введение …………………………………………...………………………………..3
Глава 1. Роль инвестиций в экономике Республики Казахстан
Сущность и значение инвестиций ……………………..……………..8
Меры государственной поддержки инвестиций……………………11
Специальная Экономическая Зона как
метод привлечения инвестиций…………………….………………..15
Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан
2.1. Изменение законодательства в области недропользования………….20
2.2. Анализ проблемы месторождения Кашаган…………………………..23
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций
3.1. Гарантии иностранных инвестиций…………………………………...26
3.2. Проблемы привлечения инвестиций…………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И АУДИТ» 

  
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования»

студента 1 курса группы 1СПФ-0701 заочного отделения

Кнатова Бауыржана Жандарбековича 
 
 
 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Муканова  А.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2008 год 
 

     План 

Введение …………………………………………...………………………………..3 

Глава 1. Роль инвестиций в экономике Республики Казахстан 

    1. Сущность  и значение инвестиций ……………………..……………..8
    2. Меры государственной поддержки инвестиций……………………11
    3. Специальная Экономическая Зона как

             метод привлечения инвестиций…………………….………………..15 

Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли в Республике Казахстан 

     2.1. Изменение законодательства в области недропользования………….20

     2.2. Анализ проблемы месторождения  Кашаган…………………………..23 

Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения инвестиций 

    3.1. Гарантии иностранных инвестиций…………………………………...26

    3.2. Проблемы привлечения инвестиций…………………………………..29 

Заключение………………………………………………………………………...32

Список использованной литературы…………………………………………..35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Одним из основных итогов десятилетия независимости Республики Казахстан для экономики нефтегазового сектора является сохранение ее производственного потенциала в начале 90-х годов и существенный прогресс развития в последующем. Именно нефтяная промышленность республики явилась экономической базой стабилизации экономической ситуации республики в первые годы ее существования и, несомненно, является одной из основ дальнейшего прогресса ее экономики в обозримом будущем.

     В 1993 - 2008 годы объем  поступления в  Казахстан прямых иностранных инвестиций составил более 50 млрд. долл. США.

     При выборе курсовой работы меня заинтересовала тема, посредством выбора которой  я смог проанализировать инвестиционную ситуацию в стране, проблемы привлечения  иностранных инвестиций. По роду деятельности своей работы мне было интересно искать информацию, анализировать ее и видеть, как менялся инвестиционный климат в нефтегазовой сфере.  

     В результате полномасштабной реализации поручений Президента Республики Казахстан  правительством республики проведена  приватизация нефтедобывающих предприятий, к реализации сложных нефтегазовых проектов привлечены финансовые, интеллектуальные и технические возможности известнейших нефтедобывающих компаний, существенно расширены экспортные возможности республики, реконструируются нефтедобывающие предприятия, расширена ресурсная база проведения нефтяных операций за счет открытия месторождения Кашаган и т. д.

     Одной из важных задач поставленной мною, было раскрытие и пояснение сложившихся проблем в нефтегазовом секторе. Также целью было, как можно подробно понять и довести до своих сокурсников основные проблемы в привлечении инвестиций. Скорее всего, многие из нас не сталкивались с анализом и изучением опыта нашей страны по привлечению инвестиций.

     Если  говорить о секторе обрабатывающей промышленности, то здесь ситуация следующая. Как известно, 1998 - 1999 годы вошли в историю как годы азиатского и российского экономических кризисов. Именно в этот период наблюдается наименьший приток иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность Казахстана (102 и 170 млн. долларов США соответственно). В посткризисный период и период начала экономического роста Республики Казахстан наметилась тенденция стабильного роста притока иностранных инвестиций в сектор: с 2000 по 2003 годы в сектор обрабатывающей промышленности привлечено более 2,7 млрд. долл. США с ежегодным увеличением в среднем на 70%.

       В целом объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2007 года составил 3234,2 млрд. тенге, что на 8,2% больше, чем в 2006 году.

     Приоритетными задачами ближайшего времени являются освоение ресурсов казахстанского сектора Каспийского моря, решение вопросов увеличения ресурсной базы проведения нефтяных операций на юге республики, эффективная загрузка отечественных нефтедобывающих предприятий и обеспечение роста участия отечественных предприятий и финансовых институтов в реализации нефтегазовых проектов.

     Специализированные  издания по нефти и газу и республиканские средства массовой информации регулярно публикуют статистические данные добычи сырой нефти в Казахстане. Их анализ показывает, что на долю иностранных предприятий приходится более 80% добычи всей нефти.

     Нефть в недрах республики является ее собственностью независимо от того, кто хозяйствует  на контрактной территории. В дальнейшем, и это абсолютно закономерно, она становится товаром. К настоящему времени порядка 20% добываемой в стране нефти поставляется на отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Упоминая иностранные нефтедобывающие компании, некорректно игнорировать как прямое участие в их деятельности Казахстана, так и регулирующие функции государства во всех нефтяных операциях.

     Сегодня существует 440 контрактов недропользователей, которые стабильно выплачивают платежи, но все они имеют разное правовое поле по налогообложению, у каждого свои ставки. 

     От  добычи нефти и ее экспорта, Казахстан получает существенные финансовые поступления в бюджет, и загрузку отечественных предприятий, и увеличение занятости населения во многих секторах экономики.

     Уточнение положений контрактов и внесение в них изменений, с точки зрения восстановления баланса интересов сторон, – вполне закономерный процесс, который предусмотрен как законодательством, так и положениями самих контрактов. Правительство Республики Казахстан никогда не ставило вопрос о “тотальном” пересмотре контрактов. К тому же исходя только из интересов республики. Все вопросы, включая и вопрос загрузки отечественных нефтеперерабатывающих заводов, решаются и будут решаться в законодательных рамках, в том числе и путем переговоров с нефтяными компаниями, что широко практикуется и соответствует как законодательству Республики Казахстан, так и положениям конкретных контрактов.

     Вопрос  поставок нефти на отечественные  нефтеперерабатывающие заводы учитывается  при заключении новых контрактов. Их обязательным условием является поставка на наши предприятия не менее 100% добычи при пробной и 20% при промышленной эксплуатации месторождений.

     В целях повышения качества нефтепродуктов, расширения номенклатуры продуктов  нефтепереработки, повышения экономической  эффективности деятельности самих  нефтеперерабатывающих предприятий, что в конечном итоге обеспечит их конкурентоспособность и цену на нефтепродукты, правительством поставлена задача их реконструкции.

     Наиболее  оптимальными решениями проблемных вопросов являются соответствующие  законодательные инициативы, а также обеспечение баланса интересов сторон по контрактам путем внесения в них согласованных изменений и дополнений.

     В настоящее время Министерство энергетики и минеральных ресурсов работает над нормативно-правовыми механизмами  регулирования государством сервисных секторов нефтегазового комплекса. Кроме того, подготовлен проект Концепции развития казахстанского сектора Каспийского моря, в которой будут определены основные направления рационального развития нефтегазовой и сопряженных с ней отраслей экономики Республики.

     “Сенсация Кашагана” была обеспечена экономической  политикой республики, а также  работами советских, в том числе  казахстанских, геологов. Перспективы  национальных инвесторов по освоению казахстанского шельфа Каспия положительны, и это заложено в соответствующих поручениях Президента Республики Казахстан.

     Перспективы реализации имеющихся у нашей  страны вариантов экспорта нефти  Казахстана на мировые рынки зависят  от множества факторов.

     Проблемным  остается вопрос политической и экономической стабильности регионов, по которым планируются экспортные маршруты. На сегодняшний день наиболее перспективным и практически реализованным новым маршрутом экспорта нефти является Каспийский Трубопроводный Консорциум.

     Либеральная стратегия в налоговом регулировании уже сделала Казахстан самой комфортной страной для ведения бизнеса на постсоветском пространстве, да и не только. Например, если Россия в 2005 году установила единый подоходный налог для работающих граждан на уровне 13 процентов, то в Казахстане с 2006-го года ввели ставку 10 процентов. Налог на добавленную стоимость (НДС) поэтапно был снижен с 20 до 13 процентов, а в 2009 году планируется довести до уровня 12 процентов. В начале этого года стало известно о пересмотре шкалы социального налога для работодателей от 7-20 до 5-13 процентов.

     Для понимания происходящего в целом  надо заметить, что налоговый климат в Казахстане изначально был комфортен  для инвестирования крупных предприятий, особенно в сырьевой сектор, где  во многих контрактах закладывались эксклюзивные условия.  Так, в Казахстане не было пошлины на экспорт нефти и газа, которые формируют значительную часть сырьевых отчислений в России. В сырьевых контрактах, которые заключались после 2001 года, был исключен роялти – налог на добычу полезных ископаемых (природная рента). Компании сырьевого сектора долгое время пользовались нормой возврата НДС для экспортеров. А после того как с того же 2001 года начал действовать «плавающий» режим расчетов налоговой нагрузки для предприятий, крупные компании получили возможность снижать ее в разы, показывая в отчетности высокие затраты модернизацию, закупку оборудования, транспорт  и прочее. В итоге, например, АО «СНПС – Актобемунайгаз» суммарная налоговая нагрузка снизилась с 36,1 процентов в 2003 году до 16,1 в 2004 году. У АО «Петро-Казахстан» данный коэффициент за тот же период снизился с 26,8 до 21,4 процентов. Вообще либерализация в условиях и без того мягких, часто эксклюзивных регламентов для сырьевых компаний привела к тому, что самые крупные предприятия, от которых стратегически зависит пополнение сюжета, стали платить меньше всего налогов.

     Например, по данным счетного комитета Мажилиса, Кармет-комбинат в 2000 году имел коэффициент  налоговой нагрузки всего 5,9 процентов, а в 2004 –м всего 2,5 процентов. Очевидно, такая ситуация была связана с тем, что у крупных предприятий появилась возможность показать более высокие затраты. Гибкие схемы, позволяющие предприятиям управлять параметрами налогообложения, дали возможность недропользователям, например, снижать базу обложения роялти.

     В целом налоговый климат в Казахстане, особенно для крупных предприятий, оказался настолько комфортным, что  за возможность разместить свои проекты  в республике крупные иностранные  инвесторы теперь борются, причем не только в сырьевом секторе. Только за 2007 год путем инвестиций появилось два мега-проекта по производству стекла, которые развернули в стране немецкая группа «Stenert» и британская «Pilkington». Иностранные инвесторы в 2007 году строили в Казахстане цементные заводы, вошли с капиталами в химическую промышленность. Как мы видим, для развития бизнеса наша либеральная модель налогового регулирования сказалась более чем, комфортна.

     Но  вторая тенденция, которая в последние  годы наметилась в налоговой системе, имеет прямо противоположное направление. Это линия на радикальное ужесточение регламентов, прежде всего, для предприятий – экспортеров сырья. С 2004 года был введен рентный налог на экспортируемую сырую нефть, тогда и были приняты поправки в Закон о недропользовании, по которым правительство получило приоритетное право на выкуп высвобождающихся долей в сырьевых проектах. В конце 2007-го года, сразу после принятия последних поправок в законы «О недропользовании» и «О нефти», предусматривающих возможность пересмотра или расторжение ранее принятых контрактов и Соглашение о разделе продукции (СРП), появился целый блок новых налоговых инициатив. Важно, что с учетом принятых поправок новые требования можно будет применять не только к новым, но и к старым контрактам. В частности, правительство предложило изменить порядок исчисления и повысить ставки роялти, а также отметить возврат НДС экспортерам, которые не подвергают продукцию глубокой переработке. А в январе 2008 года появились предложения полностью отменить все налоговые льготы, которыми пользуются предприятия в Казахстане.

Информация о работе Иностранные инвестиции, проблемы привлечения и эффективного использования