Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является рассмотрение государственного кредита.

Для достижения поставленной цели необходимо:

- раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,

- характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,

- определить функций государственного кредита,

- определить формы государственного долга,

- рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Содержание

Введение

1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита

1.1 Сущность и значение государственного кредита

1.2 Функции государственного кредита

1.3 Формы государственного кредита

1.3.1. Формы внутреэкономического государственного кредита

1.3.2. Международный государственный кредит

1.4.Государственный кредит как экономическая категория.

2. Государственный долг

2.1. Сущность государственного долга

2.2. Управление государственным кредитом

3. Государственный кредит в России в современных условиях

3.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России

3.2. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации

4. Основные направления денежно-кредитной политики в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы

4.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2011г. и на период 2012 и 2013г

4.2."Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа"

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

государств.кредиты кур.раб. моя.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

ФРГ, в  США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантирования экспортных операций.

Возрастающую  роль в сфере международного кредита  играют международные и региональные финансово-кредитные институты:

Международный банк реконструкции и развития ( Мировой банк ), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития,

Европейский банк развития. Среди них главным  является Мировой банк с его двумя  филиалами - Международной финансовой корпорацией ( МФК ) и Международной ассоциацией развития ( МАР ). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико- экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными.

При этом Мировой банк предоставляет кредиты  двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка.

Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими  коммерческими банками. Доля средств  МБРР в общих ресурсах консорциума  может колебаться в пределах 10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет

МФК предоставлять  кредиты, необходимые для того или  иного проекта, и в то же время  обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный  капитал из других источников.

Другой  филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров. 

1.4. Государственный кредит как экономическая категория. 

В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. 

Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. .

С помощью  государственного кредита государство  мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных  расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования  государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы.

Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

В периоды  экономического кризиса (который имеет  место на сегодняшний день), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета  государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.

Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы). 

Формирование  посредством госкредитных отношений  дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. 

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ.  

Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Из многолетней  практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами  минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.

Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне. Принимая государственную гарантию за третье лицо ( государство или отдельное предприятие ), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника,.. на платежеспособность которого оно рассчитывает.

При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться:

-указание, за кого оно выдано,

-пределы  обязательства гаранта, т.е. сумма  на которую выдана гарантия

-срок  действия. 

Отличительными  чертами государственного кредита  являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита  для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством  по сравнению с монетарными приемами. 

2. Государственный  долг

2.1.  Сущность государственного долга

  Государственный  долг полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную  казну.

В зависимости  от сферы размещения государственный  долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов.

  При  мобилизации государством финансовых  ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Бремя  внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

  Государственный  долг, особенно при условии его  возрастания, вызывает определенные  негативные последствия для национальной  экономики. Поэтому важной задачей  органов системы управления внешним долгом является осуществление системного анализа и контроля за эффективным использованием иностранных кредитов, согласно реальным возможностям страны обслужить свой внешний долг.

Российские  долговые обязательства могут существовать в следующих формах: кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов; государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ; договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

  Кредитные  соглашения и договоры в системе  государственного кредита заключаются,  прежде всего, с кредитными  организациями различного рода, как правило, коммерческими банками.  К их услугам чаще прибегают  субъекты федерации и муниципальные образования.

Традиционно кредиты Правительству РФ предоставляет  ЦБ РФ, который в качестве кредитных  ресурсов использовал собственные  средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в  учреждениях Сбербанка РФ. 

  Государственные  ценные бумаги - это обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им. В экономически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.

Мировой рынок государственных ценных бумаг  достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские веселя, казначейские ноты и другие. Наиболее распространены облигации.

Казначейские  ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги.

Они выпускаются  Минфином или специальными государственными финансовыми органами.

  Государственные ценные бумаги - это важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально они использовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами.

  Посредством  государственных ценных бумаг проводится кредитно- денежная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы.

  Виды  государственного долга. По уровню  власти. Согласно существующим в  России уровням власти можно  выделить: государственный долг  Российской Федерации; государственный долг субъектов Российской Федерации; муниципальный долг.

К государственному долгу относятся только первые два  вида. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, составляют муниципальный долг. По действующему в России законодательству местная власть не относится к государственной власти, соответственно, и муниципальный долг не входит в понятие долга государственного. По срокам погашения долговые обязательства Российской Федерации могут быть: краткосрочными (до 1 года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет); долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Информация о работе Государственный кредит