Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 00:39, курсовая работа
Итак, целью данной работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
- характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
- определить функций государственного кредита,
- определить формы государственного долга,
- рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.
Введение
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Формы государственного кредита
1.3.1. Формы внутреэкономического государственного кредита
1.3.2. Международный государственный кредит
1.4.Государственный кредит как экономическая категория.
2. Государственный долг
2.1. Сущность государственного долга
2.2. Управление государственным кредитом
3. Государственный кредит в России в современных условиях
3.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России
3.2. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации
4. Основные направления денежно-кредитной политики в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы
4.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2011г. и на период 2012 и 2013г
4.2."Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа"
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1. Экономическое
содержание, функции и формы
1.1 Сущность и значение государственного кредита
1.2 Функции государственного кредита
1.3 Формы государственного кредита
1.3.1. Формы внутреэкономического государственного кредита
1.3.2. Международный государственный кредит
1.4.Государственный
кредит как экономическая
2. Государственный долг
2.1. Сущность государственного долга
2.2. Управление государственным кредитом
3. Государственный кредит в России в современных условиях
3.1 Основные тенденции развития государственного кредита в России
3.2. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации
4. Основные направления денежно-кредитной политики в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы
4.1. Цели и инструменты денежно-кредитной политики на 2011г. и на период 2012 и 2013г
4.2."Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа"
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Современная
кредитная система - это совокупность
различных кредитно-финансовых институтов,
действующих на рынке ссудных капиталов
и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию
денежного капитала. На рынке, на ряду
с такими формами кредита, как коммерческий
и банковский, принимает участие и государственный
кредит. Друг от друга эти формы отличаются
составом участников, объектом ссуд, динамикой,
величиной процента и сферой функционирования.
Государственный
кредит является одним из основных
(наряду с налогами) инструментов для
решения проблем достижения баланса бюджетных
доходов и расходов. Отдельные вопросы,
касающиеся, например, конкретного порядка
заключения договоров государственного
займа регулируются также гражданско-правовыми
нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет
на обоснованность вывода о том, что сам
государственный кредит является самостоятельным
финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая
во внимание сложившиеся в России
экономические условия, хочется
отметить, что государственный кредит
играет чрезвычайно важную роль в нашей
экономике. От состояния в этой отрасли
кредитно-финансовой системы страны зависят
важнейшие показатели государственного
бюджета, темпы роста экономической стабилизации,
а также то, каким является положение страны
на мировой арене.
Бюджетный
дефицит - это та сумма, на которую в данный
год расходы правительства превосходят
его доходы; национальный или государственный
долг - это общая сумма накопленных положительных
сальдо бюджета за вычетом дефицитов,
имевших место в стране. В общеупотребительном
смысле термин "государственный долг"
означает совокупность обязательств государства
перед иностранными и внутренними кредиторами.
Итак, целью
данной работы является рассмотрение
государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- раскрыть
понятие государственного
- характеризовать
государство как кредитора,
- определить
функций государственного
- определить формы государственного долга,
- рассмотреть
управление государственным
При работе
использовалось законодательство Российской
Федерации, а также научная и учебная
литература по изучаемому вопросу.
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита
1.1
Сущность и значение
государственного
кредита
В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный кредит.
Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.
По утверждению В.С. Волынского: нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита:
Во-первых, "государственный кредит отличается от частного участниками сделки". Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.
Во-вторых, "заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами."
В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то "государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала".
В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.
В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг.
В настоящее
время государство стало
Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.
Таким
образом, исходя из выше изложенного, можно
сделать вывод, что государственный
кредит отличается от частного по форме
предоставления денежных средств и
по участникам сделки.
1.2 Функции государственного кредита
Государственный
кредит выполняет три функции: распределительную,
регулирующую и контрольную.
Распределительная функция.
Через эту функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Усиление
тяжести налогового бремени, вызванное
заимствованиями государства, зависит
от их срока и процентов по кредиту,
уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность
государственного займа для инвестора,
тем большую часть налогов
вынуждено направлять государство
на их погашение. Чем больше величина долга,
тем выше доля средств, направляемая на
его обслуживание при прочих равных условиях.
Регулирующая функция
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.