Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических аспектов и проблем государственного финансового контроля. Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, что такое государственный финансовый контроль и его предназначение.
Во-вторых, проблемы государственного финансового контроля и пути их решения.
Введение 2
1. Государственный финансовый контроль. 4
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля. 4
1.2 Виды формы и методы государственного финансового контроля. 6
2. Организационно-правовые основы финансового контроля. 11
3. .Проблемы и перспективы государственного финансового контроля в России. 20
3.1 Современное состояние ГФК. 20
3.2 Проблемы организации ГФК в России. 22
3.3 Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы, связанные с этими понятиями. 25
3.4 Федеральный закон «О Государственном финансовом контроле», как одна из попыток решения проблем. 27
3.5 Пути к преобразованию ГФК. 30
3.6 Совершенствование финансового контроля. 35
4.Опыт решения задач по внешнему финансовому контролю Владимирской области. 45
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение
Во-первых,
это проблемы, связанные со слабой
нормативно-правовой базой, регламентирующей
осуществление финансового
Приведем пример. Так, в Конституции РФ лишь затронут вопрос о финансовом контроле и контрольных органах. В статье Бюджетного кодекса РФ "Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе" отсутствует термин "финансовый контроль". Кроме того, в Бюджетном кодексе отсутствует полный перечень органов, наделенных полномочиями финансового контроля (в качестве контрольного органа упомянута лишь Счетная палата РФ).
Вторую
группу проблем составляют проблемы,
связанные с недостатками работы
органов финансового контроля. К
этой группе относятся такие проблемы,
как: недостаточность и
Проблемы финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие факторы, как стиль работы руководителей всех уровней власти, определение и документальное закрепление процедур контроля, налаженность системы информационного обеспечения.
К
внешним факторам, определяющим проблемы
финансового контроля в Российской
Федерации, относятся уровень развития
экономики, уровень развития законодательной
базы, налоговая политика государства,
соблюдение действующего законодательства
и ряд других факторов.
3.3 Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы,
связанные
с этими понятиями.
В
свете происходящих в нашей стране
перемен, как административных, так
и правовых, можно с определенной
уверенностью утверждать, что предпосылки
успешной реализации всех задач, стоящих
перед государством, коренятся в
эффективной системе
Проблема
правовой неурегулированности ГФК
высвечивает ряд причин, ее обуславливающих:
нечеткость формулировок, ведущая к
неправильному толкованию правовых
норм,несогласованность
Однако Бюджетный Кодекс не решил и не мог решить все вопросы правового регулирования ГФК. Здесь нет трактовки термина «бюджетный контроль», а даны понятия государственного и муниципального. Раздел 9 «Основы гос. и муниципального финансового контроля» посвящен не контролю,а формальным вопросам подготовки и рассмотрению отчета об исполнении бюджета, в ст.157 «Органы гос. и муниципального финансового контроля» говорится не об органах контроля,а об их функциях и других документах, определяющих их полномочия. Бюджетный кодекс РФ.
И
так, ГФК в нашей стране осуществляется
таким образом, что на основе его
результатов можно принимать
лишь частичные решения. Данные контроля
не позволяют давать полномасштабные
оценки характера и итогов движения
финансовых потоков. Одна из причин того,
что ГФК свои экономические задачи
решает не в полной мере, кроется
в его сложившейся правовой базе.
Чтобы привести в действие экономические
рычаги, с помощью которых контроль
может влиять на финансовые результаты,
необходим надежный правовой инструментарий.
Сейчас правовая база контроля неполна,
аморфна и разнородна. Даже на законодательном
уровне она представляет собой эклектичный
набор неупорядоченных установлений,
содержащихся в различных актах, начиная
с Конституции РФ. Нередко эти установления
противоречат друг другу. Их невозможно
рассматривать как единое правовое поле.
Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость
закона о государственном финансовом
контроле».
3.4
Федеральный закон «О Государственном
финансовом контроле», как одна из попыток
решения проблем.
Снятие коллизий в законодательном обеспечении финансового контроля и восполнения дефицитных норм можно добиться, лишь приняв специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», что пытаются решить как в науке финансового права, так и на законодательном уровне уже на протяжении многих лет. Более того, законодатель осознавал необходимость принятия данного закона. Так, Президент РФ в п.5 Указа «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» Указ Президента РФ от 25 июля 1996г «О мерах по обеспечению ГФК в РФ».в свое время дал поручение Правительству РФ разработать проект федерального закона о финансовом контроле. Однако в последствии (Указом Президента РФ «О признании утратившим силу пункта 5 Указа Президента РФ от 25 июля 1996г № 1095) данный пункт был признан утратившим силу, и поручение осталось невыполненным. И.Г Гараев «Правовое обеспечение ГФК в современной России».
Первоначально инициатором законопроекта был Минфин России. Он готовил документы силами Контрольно-ревизионного управления и Научно-исследовательского финансового института с участием широкого круга высококвалифицированных специалистов финансового контроля. Была достигнута высокая степень готовности проекта, но в силу влияния различных обстоятельств до внесения его в законодательный орган дело так и не дошло. Сейчас Росфиннадзор считает, что подобный федеральный закон не нужен. Счетная палата РФ отстаивает позицию о необходимости закона. Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле».
Анализ
действующего законодательства позволяет
сделать вывод, что в современных
условиях необходимо урегулировать
следующие вопросы: о законодательном
закреплении определений
Конечно
нельзя все сводить к одной
причине. На эффективности контроля
наряду с отсутствием закона отрицательно
сказываются и другие факторы. Это
и неправильное подчинение контролирующих
органов в системе
Предлагаемый
закон должен определить идеологию
государственного финансового контроля,
задачи и полномочия его органов.
Образец нужного подхода можно
найти в Федеральном законе о
Счетной палате. Он развивает конституционные
положения в отношении
В новом законе нельзя не учитывать то, что в контрольном процессе участвуют две изначально равноправные стороны (органы исполнительной власти и субъект проверки). Закон должен определить их права и обязанности при осуществлении контроля, установить формы взаимодействия, сотрудничества.
Правовое установление требований к организации внутреннего контроля, взаимодействию внутреннего и внешнего контроля, процедур такого взаимодействия, определение ответственности за отсутствие внутреннего контроля, порядок или корректировка действий органа внешнего контроля в таком случае- одна из существенных составляющих предлагаемого закона. Ее актуальность становится наиболее очевидной именно с позиции экономической необходимости.
В этом плане существует еще одна проблема, нуждающаяся в законодательном решении. Сейчас контролирующие органы заметно отличаются разницей подходов к решению стоящих перед ними задач, хотя в принципе занимаются одним и тем же делом. Они регулируют и регламентируют свои действия каждый по-своему, ведомственными документами, которые не только сильно различаются, но и не всегда соответствуют действующему законодательству. В результате контрольное дело сильно страдает.
Исправить положение может Федеральный закон о ГФК. Надо, чтобы органы контроля различались дифференциацией объектов, но пользовались относительно их равными правами, предъявляли одинаковые требования.
Государственный
финансовый контроль - неотъемлемая составляющая
государственного устройства любой
цивилизованной страны в современном
мире. Система ГФК содействует
повышению эффективности
3.5
Пути к преобразованию ГФК.
В России необходима реструктуризация существующей системы финансового контроля, поскольку эта система перестала выполнять свое назначение. В печатных отчетах контрольных органов постоянно публикуются факты финансовых нарушений: нецелевое использование и невозврат государственных средств, неэффективное использование денежных средств, неправомерные расходы денежных средств и иные финансово-хозяйственные нарушения.
Все вышеописанные негативные моменты существующей системы финансового контроля требуют создания соответствующей системы государственного финансового контроля, основанной на создании надежной правовой базы реформирования существующей структуры и реорганизации методов действия. Такой адекватной системы финансового контроля требуют сложившиеся в стране и в мире социально-политические и хозяйственные условия, постоянно расширяющиеся сферы деятельности хозяйствующих субъектов, а также нарастание информационных потоков и тенденция к преобразованиям субъектов хозяйствования.
Таким образом, для выведения российского государственного финансового контроля на уровень развитых государств, где финансовый контроль действительно эффективен, необходимы существенные преобразования в системе финансового контроля.
Итак, для формирования развитой системы финансового контроля следует предпринять ряд важных шагов:
-
сформировать системную и
Информация о работе Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России