Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов и проблем государственного финансового контроля. Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, что такое государственный финансовый контроль и его предназначение.
Во-вторых, проблемы государственного финансового контроля и пути их решения.

Содержание

Введение 2
1. Государственный финансовый контроль. 4
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля. 4
1.2 Виды формы и методы государственного финансового контроля. 6
2. Организационно-правовые основы финансового контроля. 11
3. .Проблемы и перспективы государственного финансового контроля в России. 20
3.1 Современное состояние ГФК. 20
3.2 Проблемы организации ГФК в России. 22
3.3 Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы, связанные с этими понятиями. 25
3.4 Федеральный закон «О Государственном финансовом контроле», как одна из попыток решения проблем. 27
3.5 Пути к преобразованию ГФК. 30
3.6 Совершенствование финансового контроля. 35
4.Опыт решения задач по внешнему финансовому контролю Владимирской области. 45
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 175.16 Кб (Скачать)

     Во-первых, это проблемы, связанные со слабой нормативно-правовой базой, регламентирующей осуществление финансового контроля в Российской Федерации. Эту группу составляют такие правовые упущения, как: отсутствие четкой законодательной  определенности полномочий контрольных  органов; смешение контрольных функций  органов, пересечение их сфер деятельности; неопределенность круга объектов финансового  контроля; отсутствие алгоритма и  порядка реагирования на выявленные нарушения как органов, так и  объектов контроля; низкая оперативность  принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению  финансового контроля; отсутствие четких внутренних стандартов составления  нормативно-правовых актов; "оторванность" стратегического финансового контроля от текущего финансового контроля.

     Приведем  пример. Так, в Конституции РФ лишь затронут вопрос о финансовом контроле и контрольных органах. В статье Бюджетного кодекса РФ "Понятия  и термины, применяемые в настоящем  кодексе" отсутствует термин "финансовый контроль". Кроме того, в Бюджетном  кодексе отсутствует полный перечень органов, наделенных полномочиями финансового  контроля (в качестве контрольного органа упомянута лишь Счетная палата РФ).

     Вторую  группу проблем составляют проблемы, связанные с недостатками работы органов финансового контроля. К  этой группе относятся такие проблемы, как: недостаточность и неправомерность  мер по исполнению доходной части  бюджета (сбор налогов и сборов, установление различных льгот и освобождение от уплаты платежей, растущая задолженность  перед бюджетом); невыполнение требований соответствующих нормативных актов; отсутствие должного контроля за эффективным расходованием государственных финансовых средств, в том числе иностранных займов, полученных под гарантии Правительства РФ; нарушения самими контрольными органами действующего законодательства; нецелевое расходование средств; функциональная разобщенность органов финансового контроля и некоторые другие проблемы.

     Проблемы  финансового контроля определяются как внутренними, так и внешними факторами. В числе внутренних факторов можно выделить такие факторы, как  стиль работы руководителей всех уровней власти, определение и  документальное закрепление процедур контроля, налаженность системы информационного  обеспечения.

     К внешним факторам, определяющим проблемы финансового контроля в Российской Федерации, относятся уровень развития экономики, уровень развития законодательной  базы, налоговая политика государства, соблюдение действующего законодательства и ряд других факторов. 
 

3.3 Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы,

 связанные  с этими понятиями. 

     В свете происходящих в нашей стране перемен, как административных, так  и правовых, можно с определенной уверенностью утверждать, что предпосылки  успешной реализации всех задач, стоящих  перед государством, коренятся в  эффективной системе финансового  контроля. Данное обстоятельство требует  четкого правового регулирования  института финансового контроля. Действенная нормативная база ГФК- одно из ключевых условий его системности, она обеспечивает его легитимность и целостность, взаимосвязь элементов. Нынешнее состояние института государственного финансового контроля, когда отсутствует единое понимание самого понятия «государственный финансовый контроль», когда существует система контролирующих органов, объединенных одной целью, но тем не менее имеющих разную правовую основу и пересекающихся и порой дублирующих направления деятельности, не может удовлетворить потребности общества в эффективной реализации задач хозяйственной деятельности. И.Г Гараев «Правовое обеспечение ГФК в современной России».

     Проблема  правовой неурегулированности ГФК  высвечивает ряд причин, ее обуславливающих: нечеткость формулировок, ведущая к  неправильному толкованию правовых норм,несогласованность нормативно-правовых актов,отсутствие актов, принятие которых  диктуется практикой. Наряду с этим следует признать, что за последние  годы правовая база ГФК несколько  расширилась, отдельные его стороны  освещают Бюджетный, Налоговый, Таможенный Кодексы РФ, законодательные акты о контрольных органах. В.В Бурцев «Совершенствование нормативной базы ГФК в РФ».

     Однако  Бюджетный Кодекс не решил и не мог решить все вопросы правового  регулирования ГФК. Здесь нет  трактовки термина «бюджетный контроль», а даны понятия государственного и муниципального. Раздел 9 «Основы  гос. и муниципального финансового  контроля» посвящен не контролю,а  формальным вопросам подготовки и рассмотрению отчета об исполнении бюджета, в ст.157 «Органы гос. и муниципального финансового  контроля» говорится не об органах  контроля,а об их функциях и других документах, определяющих их полномочия. Бюджетный кодекс РФ.

     И так, ГФК в нашей стране осуществляется таким образом, что на основе его  результатов можно принимать  лишь частичные решения. Данные контроля не позволяют давать полномасштабные  оценки характера и итогов движения финансовых потоков. Одна из причин того, что ГФК свои экономические задачи решает не в полной мере, кроется  в его сложившейся правовой базе. Чтобы привести в действие экономические  рычаги, с помощью которых контроль может влиять на финансовые результаты, необходим надежный правовой инструментарий. Сейчас правовая база контроля неполна, аморфна и разнородна. Даже на законодательном уровне она представляет собой эклектичный набор неупорядоченных установлений, содержащихся в различных актах, начиная с Конституции РФ. Нередко эти установления противоречат друг другу. Их невозможно рассматривать как единое правовое поле. Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле». 
 

     3.4 Федеральный закон «О Государственном финансовом контроле», как одна из попыток решения проблем. 

     Снятие  коллизий в законодательном обеспечении  финансового контроля и восполнения  дефицитных норм можно добиться, лишь приняв специальный Федеральный  закон «О государственном финансовом контроле», что пытаются решить как  в науке финансового права, так  и на законодательном уровне уже  на протяжении многих лет. Более того, законодатель осознавал необходимость  принятия данного закона. Так, Президент  РФ в п.5 Указа «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в РФ» Указ Президента РФ от 25 июля 1996г «О мерах по обеспечению ГФК  в РФ».в свое время дал поручение  Правительству РФ разработать проект федерального закона о финансовом контроле. Однако в последствии (Указом Президента РФ «О признании утратившим силу пункта 5 Указа Президента РФ от 25 июля 1996г  № 1095) данный пункт был признан  утратившим силу, и поручение осталось невыполненным. И.Г Гараев «Правовое  обеспечение ГФК в современной  России».

     Первоначально инициатором законопроекта был  Минфин России. Он готовил документы  силами Контрольно-ревизионного управления и Научно-исследовательского финансового института с участием широкого круга высококвалифицированных специалистов финансового контроля. Была достигнута высокая степень готовности проекта, но в силу влияния различных обстоятельств до внесения его в законодательный орган дело так и не дошло. Сейчас Росфиннадзор считает, что подобный федеральный закон не нужен. Счетная палата РФ отстаивает позицию о необходимости закона. Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле».

     Анализ  действующего законодательства позволяет  сделать вывод, что в современных  условиях необходимо урегулировать  следующие вопросы: о законодательном  закреплении определений понятий  «финансовый контроль», «надзор» и  др.,должны быть определены принципы, виды и формы финансового контроля, а также системы финансового  контроля; об иерархии органов финансового  контроля и о принципах их взаимодействия и координации; о стандартизации контрольной деятельности органов  финансового контроля; о механизме  взаимодействия органов гос. фин. контроля и законодательной и исполнительной ветвей власти,систем федерального и  регионального, муниципального финансового  контроля; об ответственности органов  гос. фин. контроля должностных лиц  за нарушения законодательства в  области контроля и др. И.Г Гараев «Правовое обеспечение ГФК в  современной России».

     Конечно нельзя все сводить к одной  причине. На эффективности контроля наряду с отсутствием закона отрицательно сказываются и другие факторы. Это  и неправильное подчинение контролирующих органов в системе исполнительной власти, и слабо маскируемое нежелание  руководства некоторых из них  выявлять реальные факты растранжиривания государственных средств, докапываться до причин нарушений, и слабость или  развал ведомственного контроля в государственных  учреждениях, и недостаточная квалификация основной массы финансовых контролеров. Но отрицательное влияние других факторов несравнимо с деструктивными последствиями отсутствия закона.

     Предлагаемый  закон должен определить идеологию  государственного финансового контроля, задачи и полномочия его органов. Образец нужного подхода можно  найти в Федеральном законе о  Счетной палате. Он развивает конституционные  положения в отношении финансового  контроля, прошел проверку временем и  в основном ее выдержал. На его основе Счетная палата работает уверенно и  продуктивно, все полнее выполняя назначенную  ей Конституцией РФ роль независимого, фактически высшего финансового  контрольного органа в стране. Но и  этот закон постепенно отстает от реальностей контроля и потребностей общества, нуждается в корректировке, уточнении ряда позиции, изначально сохраняющихся неизменными. А некоторые  общие проблемы контроля в нем  решить просто невозможно.

     В новом законе нельзя не учитывать  то, что в контрольном процессе участвуют две изначально равноправные стороны (органы исполнительной власти и субъект проверки). Закон должен определить их права и обязанности  при осуществлении контроля, установить формы взаимодействия, сотрудничества.

     Правовое  установление требований к организации  внутреннего контроля, взаимодействию внутреннего и внешнего контроля, процедур такого взаимодействия, определение  ответственности за отсутствие внутреннего  контроля, порядок или корректировка  действий органа внешнего контроля в  таком случае- одна из существенных составляющих предлагаемого закона. Ее актуальность становится наиболее очевидной именно с позиции экономической  необходимости.

     В этом плане существует еще одна проблема, нуждающаяся в законодательном  решении. Сейчас контролирующие органы заметно отличаются разницей подходов к решению стоящих перед ними задач, хотя в принципе занимаются одним  и тем же делом. Они регулируют и регламентируют свои действия каждый по-своему, ведомственными документами, которые не только сильно различаются, но и не всегда соответствуют действующему законодательству. В результате контрольное дело сильно страдает.

     Исправить положение может Федеральный  закон о ГФК. Надо, чтобы органы контроля различались дифференциацией  объектов, но пользовались относительно их равными правами, предъявляли  одинаковые требования.

     Государственный финансовый контроль - неотъемлемая составляющая государственного устройства любой  цивилизованной страны в современном  мире. Система ГФК содействует  повышению эффективности власти. Но по своей сути власть в демократическом  государстве есть уполномоченное учреждение для ведения дел общества. Поэтому  основная задача контроля- информирование общества о действиях власти, представление  данных для оценки их эффективности, влияния на улучшение социально-экономических  условий в стране. Ее также правомерно поставить перед органами ГФК  федеральным законом. Л.Н Овсянников «Экономическая необходимость закона о государственном финансовом контроле». 
 

     3.5 Пути к преобразованию ГФК. 

     В России необходима реструктуризация существующей системы финансового контроля, поскольку эта система перестала выполнять свое назначение. В печатных отчетах контрольных органов постоянно публикуются факты финансовых нарушений: нецелевое использование и невозврат государственных средств, неэффективное использование денежных средств, неправомерные расходы денежных средств и иные финансово-хозяйственные нарушения.

     Все вышеописанные негативные моменты  существующей системы финансового  контроля требуют создания соответствующей  системы государственного финансового контроля, основанной на создании надежной правовой базы реформирования существующей структуры и реорганизации методов действия. Такой адекватной системы финансового контроля требуют сложившиеся в стране и в мире социально-политические и хозяйственные условия, постоянно расширяющиеся сферы деятельности хозяйствующих субъектов, а также нарастание информационных потоков и тенденция к преобразованиям субъектов хозяйствования.

     Таким образом, для выведения российского  государственного финансового контроля на уровень развитых государств, где  финансовый контроль действительно  эффективен, необходимы существенные преобразования в системе финансового  контроля.

     Итак, для формирования развитой системы  финансового контроля следует предпринять  ряд важных шагов:

     - сформировать системную и завершенную  нормативно-правовую базу, подвергнув  систему финансового контроля  четкой стандартизации;

Информация о работе Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России