Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов и проблем государственного финансового контроля. Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, что такое государственный финансовый контроль и его предназначение.
Во-вторых, проблемы государственного финансового контроля и пути их решения.

Содержание

Введение 2
1. Государственный финансовый контроль. 4
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля. 4
1.2 Виды формы и методы государственного финансового контроля. 6
2. Организационно-правовые основы финансового контроля. 11
3. .Проблемы и перспективы государственного финансового контроля в России. 20
3.1 Современное состояние ГФК. 20
3.2 Проблемы организации ГФК в России. 22
3.3 Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы, связанные с этими понятиями. 25
3.4 Федеральный закон «О Государственном финансовом контроле», как одна из попыток решения проблем. 27
3.5 Пути к преобразованию ГФК. 30
3.6 Совершенствование финансового контроля. 35
4.Опыт решения задач по внешнему финансовому контролю Владимирской области. 45
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 175.16 Кб (Скачать)

     В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации» функцию обеспечения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных финансов имеет Контрольное управление Президента РФ. Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.

     Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба. Служба осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаимодействии, в том числе с органами таможенного контроля.

     Таможенный  контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специальными полномочиями по осуществлению своих функций как в сфере таможенного дела, так и в связанных с ней областях - налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

     Валютный  контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Аудиторский контроль в РФ (аудиторская деятельность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, а также в соответствии с иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Органы исполнительной власти осуществляют регламентацию аудиторской деятельности по различным направлениям - реализация государственной политики в области аудиторской деятельности, разработка мер государственной поддержки развития рынка аудиторских услуг. Кроме того, подлежат регламентации следующие вопросы: проведения аттестации аудиторов и лицензирования аудиторских организаций; создания и аккредитации профессиональных аудиторских объединений; осуществления контроля за деятельностью аудиторских организаций и др.

     Аудиторская деятельность в РФ осуществляется на основании федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов), которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях и аудиторских организациях (используются частными аудиторами, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица). Правила (стандарты) способствуют повышению качества проводимых аудиторских проверок, обеспечивая сопоставимость деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

     Аудиторская деятельность осуществляется в форме  обязательного и инициативного  аудита. Федеральным законом «Об  аудиторской деятельности» определены группы субъектов хозяйствования, деятельность которых подлежит обязательной аудиторской проверке исходя из определенных критериев. Такими критериями в Российской Федерации являются: организационно-правовая форма (акционерные общества открытого типа), вид деятельности (банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, др.), финансовые показатели деятельности (объем выручки, сумма активов) и др.

     В отдельных случаях орган государственной  власти может выступать заказчиком аудиторского контроля, например, при  проведении аудита коммерческих организаций, использующих государственные средства.

     Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется по решению участников (собственников) субъекта хозяйствования или исполнительного органа (руководителя), кроме банковской сферы, где организация внутреннего контроля обязательна для коммерческих банков. Внутрихозяйственный контроль в РФ осуществляется: органами управления (например, советом директоров); администрацией предприятия; специализированными службами (внутреннего аудита, внутреннего контроля) или работниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля. В отдельных случаях законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), например для акционерных обществ. Организация может осуществлять внутрихозяйственный контроль как самостоятельно, так и на основании договора с аудиторской организацией. Кредитная организация обязана организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

     Общественный  контроль в РФ осуществляется в различных сферах деятельности, например в сфере образования, сфере социального страхования и пенсионного обеспечения.

     Федеральным законом от 16.07.1999 № 65-ФЗ (ст. 4) «Об основах обязательного страхования» предусмотрено, что одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является обеспечение надзора и общественного контроля.

     В системе обязательного пенсионного  страхования Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 827 «Об общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений» создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который осуществляет: общественный контроль деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; разработку рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, направленных на защиту законных интересов застрахованных лиц, на создание системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений и другие функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Проблемы и перспективы

     государственного финансового контроля в России. 
 

     3.1 Современное состояние ГФК. 

     Современное состояние государственного финансового  контроля таит в себе реальную угрозу экономической безопасности страны в кредитно-финансовой сфере. Оно  характеризуется неупорядоченностью, бессистемностью, правовой неопределенностью. Правовая база государственного финансового  контроля длительное время остается неадекватной экономической реальности и государственному устройству. Отсутствие законного порядка в этой сфере  дошло до того, что контрольные  органы, в том числе федеральная  Счетная палата, вынуждены заключать  специальные соглашения о взаимодействии с правоохранительными органами в борьбе с финансовыми преступлениями. Но совсем плохо то, что Счетной  палате РФ не дают выполнять возложенную  на нее Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» обязанность контролировать исполнение федерального бюджета. Правительство  РФ несколько лет подряд пробивает  в федеральном законе о его  утверждении статью, которая приостанавливает соответствующие полномочия Счетной  палаты. Удивительно, но факт: голосуя  за такой закон, депутаты Госдумы  и члены Совета Федерации лишают себя возможности получать достоверную  информацию об исполнении бюджета. Между  тем согласно Конституции РФ Счетная  палата является, по существу, единственным органом парламентского контроля. Вследствие этого значительная часть государственной  казны постоянно остается вне  контроля.

     Возможности органов, на которые возложено осуществление  функций государственного и муниципального финансового контроля, ограниченны. В то же время их деятельность дублируется и не координируется. При этом для проверок и ревизий закрыты многие секторы российской экономики и финансовой деятельности. Да и что толку их проводить, к примеру, в частных нефтяных компаниях? Ими руководят сами же акционеры, которые не заинтересованы в том, чтобы государственными контрольными органами вскрывались недостатки в их деятельности.

     В силу того, что развален внутренний контроль, как говорится, по своему разумению распоряжаются государственной  собственностью государственные унитарные  предприятия, образованные министерствами здравоохранения, культуры и рядом  других ведомств. В то же время среди  них есть такие крупные организации, как, например, Московский онкологический центр. Проверить же, насколько рационально  он распоряжается государственным  имуществом, некому. А о ревизиях и вообще говорить нечего. Хотя именно они были и должны оставаться основным методом финансового контроля. Ведь ревизия — это скрупулезное изучение финансовых документов, движения товаров, других материальных средств с последующими многосторонними выводами и предложениями  — от организационного до уголовного характера. Во всяком случае, так было в советский период. После проводимых в те годы ревизий, как правило, возбуждались уголовные дела.

     И сейчас, среди лиц, распоряжающихся государственными материальными ценностями, немало нечистых на руку людей. Но, увы, дать им по рукам невозможно из-за отсутствия контроля за их работой. В общем, государство, экономя на ревизорах, теряет реальные большие деньги. Между тем можно утверждать, что в той мере, в какой государственный финансовый контроль осуществляется, он недостаточно эффективен. С одной стороны, контроль не носит профилактический характер, следовательно, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой — из-за бюрократической волокиты при реализации результатов проверок и отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная (10—20%) часть выявляемого ущерба. В этих условиях государство не может рассчитывать на полную устойчивость кредитно-финансовой сферы и несет большие финансовые потери. Это — прямой удар по экономической безопасности страны. 

     3.2 Проблемы организации ГФК в России 

     Организационно-правовая система финансового контроля в  Российской Федерации сегодня не является эффективно функционирующей  системой. Эта система скорее состоит  из служб, ведомств и органов, на которые  возложены определенные контрольные  функции, но которые действуют несогласованно и разобщено, не взаимодействуя друг с другом. Контрольную деятельность этих органов регулируют около 260 законов, постановлений, указов. Такое количество нормативных правовых актов в  этой области скорее дезорганизует  систему финансового контроля, нежели определяет порядок работы. Многочисленные правовые акты, как правило, повторяют  друг друга, полномочия одного органа зачастую дублируются полномочиями другого (например, на федеральном и  региональном уровнях). Как результат - отсутствие скоординированности в  действиях органов финансового  контроля. Такое положение в системе  финансового контроля сигнализирует  о несформированности этой системы, отсутствии ее целостности.

     "В  результате реформ, разрушив вертикали  тоталитарного контроля, Россия  оказалась в ситуации, когда нет  адекватной общегосударственной  контрольной системы, ориентированной  на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая  в стране система финансового  контроля в полной мере не  выполняет своего назначения  и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования  и невозврата государственных  средств, нерационального управления  ими, иных финансово-хозяйственных  нарушений множество. Факты таких  нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов" 2

     Пример:

     В 2009 году во Владимирской области завершено 18 контрольных мероприятий, проведено 34 внешних проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, 49 внешних проверок отчетов об исполнении и 10 экспертиз проектов бюджетов муниципальных образований области. Подготовлено 50 заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты, направляемые Законодательным Собранием на экспертизу, 3 аналитические записки по отчетам департамента финансов, бюджетной и налоговой политики об исполнении бюджета.

     Результаты, по которым можно судить, насколько эффективна сама Счетная палата: выявлено использование средств с нарушениями действующего законодательства, в том числе использованных нецелевым образом, на сумму 48,9 млн руб., что очень много.

     Объем неэффективно использованных средств, по оценке Счетной палаты, составил более 80 млн руб.3

     В России сегодня отсутствует не только единая система финансового контроля, но и единая концепция ее формирования. Формирование органов государственного и негосударственного финансового  контроля в Российской Федерации  все еще продолжается. Свою специфику  на этот процесс накладывает пока еще становление рыночной экономики. Можно констатировать, что работа по формированию всей системы финансового  контроля в целом и контрольных  органов в частности, проводимая в стране, пока недостаточно эффективна. Неэффективность этой работы можно  связать с отсутствием образцов, которые могли бы служить ориентиром в формировании контрольной системы. При этом работу по совершенствованию организации финансового контроля необходимо начинать с выявления существующих проблем, ограничивающих достижение поставленных задач, а также факторов, вызывающих эти проблемы.

Информация о работе Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России